ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯХ ГОРОДА СУРГУТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯХ ГОРОДА СУРГУТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вятчинина А.П. 1, Зырянова С.М. 1
1БУ "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В соответствии с современными тенденциями развития образования, детский сад должен «выпустить» человека: любознательного, активного; обладающего установкой положительного отношения к окружающим его людям, независимо от их происхождения, этнической принадлежности; обладающим начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет, истории и традициях своего народа; проявляющим гордость за свою страну и ее достижения.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в образовательной области «Познавательное развитие» ставит такие задачи, как: «формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках...» [5].

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России [2].

Поскольку дошкольный возраст является сензитивным периодом, взрослому в этот момент важно заложить предпосылки гражданских качеств, патриотических чувств: показать, чем славен город, какие достопримечательности имеет, познакомить с его историей. Детям дошкольного возраста уже может быть доступно чувство любви к родному городу. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Процесс ознакомления с городом Сургутом реализуется посредством осязания своего окружающего мира. Окружающий мир дошкольника – семья, дом, улица, ближайший парк или детский сад. Здесь формируются его представления о жизни, ребенок чувствует и осознает свою принадлежность к большому миру. Любовь к городу начинается с ознакомления с ним.

На сегодняшний день существует множество пособий и программ, среди них: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М.Д. Маханеевой; «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности» Г.Н. Абросимовой; «С чего начинается Родина» Л.А. Кондрыкинской; «Патриотическое воспитание детей 4-6 и 6-7 лет» Н.Г. Комратовой, Л.Ф. Грибовой. Перерабатывая эти программы с учетом нашего региона, педагоги могут использовать их для ознакомления детей с городом Сургутом.

Н.В. Виноградова, А.Д. Жариков, Р.И. Жуковская, Т.Р. Лыкова отмечают, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для воспитания любви к малой Родине, формированию основ патриотизма. В этом возрасте у ребенка возникают, как отмечают ученые, новообразования, которые облегчают процесс воспитания и обучения дошкольников. Это, прежде всего, формирование нравственных чувств детей на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Исследователи также указывают на тесную взаимосвязь эмоциональных и познавательных процессов у дошкольников, подчеркивают огромное значение эмоций в регуляции деятельности и поведения.

Важное значение для осознанного восприятия себя как члена этого общества имеет старший дошкольный возраст. У детей этого возраста уже формируются начальное познавательное отношение к действительности, происходит становление интересов. Именно в этот период необходимо создать условия для развития у детей интереса к объектам, обладающим исторической ценностью, тем самым заложить основы процесса приобщения к культуре. Среди многообразия таких объектов особое значение имеют достопримечательности города, в котором живет ребенок.

Хочется отметить, что представления о городе формируются у детей дошкольного возраста постепенно, во время прогулок, бесед, восприятия художественной литературы, экскурсий и игровой деятельности. Чувство любви к городу начинает формироваться в ближайшем окружении – семье. Мама, папа, бабушка и дедушка закладывают первоначальные представления о малой Родине, именно их взгляды и отношение к городу играют огромную роль в становлении будущего патриота. В детском саду интерес к малой Родине формируется через знакомство с городом, его улицами, символами, традициями, праздниками. Таким образом, патриотическое воспитание представляет собой систему работы, в которой принимают участие, как детский сад, так и семья.

Формирование представлений о достопримечательностях города Сургута у детей является составляющим процесса познания. Знакомясь с историей города, его знаменательными событиями, достопримечательными объектами, ребенок начинает осознавать себя живущим в определенное время, в определенных этнокультурных условиях.

В старшем дошкольном возрасте в образовательной программе «От рождения до школы» ставятся такие задачи, как:

Расширять представления о малой Родине.

Знакомить детей с достопримечательностями, культурой, традициями родного края;

Знакомить с замечательными людьми, прославившими свой край [3].

Решая данные задачи, периодически проводятся целенаправленные прогулки по близлежащим улицам, во время которых детей знакомят с историей появления данной улицы и ее названия. Проводится экскурсионная деятельность к достопримечательностям и памятникам, что помогает формировать интерес к родному краю.

Н.Г. Пантелеева считала, что задачей педагога, в формировании представлений о родном городе, является «раскрытие сложностей исторического пути родной земли» [4]. По мнению Е.Ю. Александровой, педагогу необходимо выделить все лучшее в историческом пути родного края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий.

Невозможно говорить о воспитании любви к родному городу без сообщения определенных знаний о нем. При ознакомлении детей с городом Сургутом и его достопримечательностями, воспитателю необходимо опираться на имеющийся у них опыт, а также учитывать психологические и возрастные особенности детей. Заблаговременное планирование своей педагогической работы помогает педагогу равномерно дозировать познавательный материал, ведь качество усвоения материала определяется в правильной его дозировке: объемный или наоборот, малый материал не будет способствовать поддержанию интереса.

Воспитание привязанности и любви к городу, в котором живет ребенок, требует опоры на когнитивную сферу, на воображение и память. Город для ребенка конкретизируется улицей, на которой он живет. Чтобы дети «почувствовали» город, их нужно познакомить с ним, показать его достопримечательности. Познакомить со всем городом является трудновыполнимой задачей. Для этого педагог может рассказать о своих любимых местах в городе, показать иллюстрации, раскрывающие отдельные места города или провести виртуальную экскурсию по нему. Важно, чтобы материал был понятен детям, вызывал желание посетить данное достопримечательное место. Диапазон объектов, с которыми знакомят детей старшего дошкольного возраста – улица, район, город, его достопримечательности, исторические места и памятники. Также, детям объясняют в честь кого они были возведены.

Главными достопримечательными объектами города Сургута, с которыми можно познакомить детей старшего дошкольного возраста, являются:

«Памятник основателям Сургута» — это бронзовая композиция, состоящая из 4 фигур: князь, воевода, казак-плотник и священник. Находится на центральном транспортном кольце города.

«Мемориал Славы» - грандиозное сооружение, по сторонам от которого расположены 16 плит с именами фронтовиков, не вернувшихся с полей сражений в годы Великой Отечественной Войны.

«Храм Преображения Господня» - главный храм Сургута. Здание украшают главы с 13 куполами, над главным входом можно увидеть мозаичные иконы, выполненные в Москве из итальянской смальты.

«Мечеть» - культовое сооружение, украшенное мозаичным орнаментом.

«Памятник черному лису» - символ города Сургута, отражающий его историю.

«Югорский мост» — это один из самых протяженных мостов в Сибири. Его длина составляет 15 километров. Этот мост вошёл в Книгу рекордов Гиннесса. Главный архитектор данной выдающейся конструкции получил по результатам строительства звание академика.

«Дом купца А.Г. Клепикова» - музей, рассказывающий о быте, укладе жизни 19 века.

«Сибирский Биг Бэн» - специфическая достопримечательность Сургута, которая копирует знаменитое лондонское здание. В нем располагается школа иностранных языков.

После ознакомления с достопримечательным объектом детям необходимо отразить свои впечатления в продуктивной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.

Основной формой патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста являются тематические занятия. Необходимо, чтобы они повышали познавательную активность детей, способствовали формированию интереса к городу, в котором они живут. В конце занятия необходимо, чтобы дети сделали вывод об увиденном, чтобы у них не только появились теоретические знания, но и желание посетить ту достопримечательность, о которой говорилось на занятии.

Следует еще раз отметить, что для ребенка дошкольного возраста характерны неустойчивость внимания, кратковременность интересов, утомляемость. Поэтому многократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей сохранению длительного интереса к одной теме. Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, педагогу необходимо, в ходе занятия, использовать игровые приемы, повышающие познавательную активность детей. Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (создание коллажей, альбомов, поделок и тд.).

Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, основой построения работы по ознакомлению детей с городом, в котором они проживают, является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о городе, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь и желание узнать, как можно больше о городе [1].

Таким образом, уже в детском саду, мы можем способствовать формированию не только интеллектуальной, но и гражданско-патриотической личности. Вместе с воспитанием любви к семье: матери, отцу, бабушке, дедушке, друзьям, необходимо воспитывать любовь к Родине, родному городу, интерес к истории, традициям и культуре. Данная работа может осуществляться как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и в образовательной деятельности с детьми в режимных моментах.

Список литературы:

Волобуева, Н.Г. О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем (Северо-восток России) [Текст] / Н.Г. Волобуева // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 68-71.

Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. – М.: Просвещении, 2009. – 29 с.

От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

Пантелеева, Н.Г. Достопримечательности, заповедные и памятные места региона в патриотическом воспитании дошкольников на примере г. Можайска [Текст] / Н.Г. Пантелеева // Воспитание дошкольников. – 2010. - №3. – С. 68 – 77.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf

Просмотров работы: 12