Формирование самостоятельности детей младшего дошкольного возраста. - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Формирование самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.

Егорова Е.В. 1
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Интерес к проблеме развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста обусловлен, прежде всего, тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям, которая рассматривается как внутренняя потребность растущего организма ребёнка, ее необходимо поддерживать и развивать.

В отечественной психолого-педагогической литературе самостоятельность рассматривается как стержневое личностное качество. Ее значение для развития ребенка отмечали H.К.Крупская, А.С.Макаренко и многие другие педагоги и психологи.

С.Л.Рубинштейн указывал, что самостоятельность — это общественное проявление личности, характеризующее тип ее отношения к труду, людям, обществу.

Долгое время изучение самостоятельности было тесно связано с разработкой теории воли (труды А.Г.Ковалева, В.Н.Мясищева, В.И.Селиванова, Ю.Н.Дмитриевой и др.).

Современные авторы отмечают, что самостоятельность — одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

По мнениюспециалистов,педагоговипсихологов,самостоятельность - это психическое состояние личности, включающее в себя: способность ставить перед собой задачу; способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле её достижения; способность совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением.

Таким образом, в педагогике и психологии самостоятельность рассматривается как интегральное качество личности, тесно связанное с ее активностью и коллективистической направленностью. Она проявляется в инициативности, ответственности и относительной независимости ребенка.

Актуальность рассматриваемой нами проблемы подтверждается рядом нормативных документов.

В Конституции Российской Федерации, в Федеральном Законе «Об образовании в РФ» и других нормативных документах сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

На этапе завершения дошкольного образования  в контексте понятия «самостоятельность» целевыми ориентирами в ФГОС ДО, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

 - проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок способен к волевым усилиям;

- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

 - способен к принятию собственных решений.

 Также федеральный стандарт дошкольного образования указывает на то, что образовательная программа должна быть направлена на создание условия развития инициативы и творческих способностей ребенка (пункт 2.4). Должна обеспечивать развитие личности, мотивации способностей детей в различных видах деятельности (п. 2.6). Содержательный раздел программы должен включать (пункт 2.11.2.) способы направления и поддержки детской инициативы.

Воспитание самостоятельности — неотъемлемое требование сегодняшней реальности, и предполагающее формирование целеустремленности, независимости, широты взглядов, мышления, гибкости ума и поступков, предприимчивости и трезвого анализа происходящего в жизни явления и ситуации. Чтобы избежать ошибок в воспитании, следует помнить, что качества, характеризующие самостоятельность, тесно связаны с другими сторонами личности и выступают неоднозначно в различных сочетаниях и условиях. Одна и та же черта самостоятельности в сочетании с одними качествами может положительно характеризовать личность, в сочетании с другими — отрицательно.

В работах К.П.Кузовковой, Т.Гуськовой определены уровни самостоятельности дошкольников. Авторы отмечают, что уровень самостоятельности зависит от содержания конкретной деятельности (предметной, мыслительной, коммуникативной), совершаемой ребёнком без помощи других людей. Самостоятельность имеет и ещё однухарактеристику

– степень выраженности. Сравнивая действия двух детей одного возраста, всегда можно определить, кто из них более самостоятелен, т.е. более настойчив, менее рассчитывает на поддержку, сосредоточен на задании. У дошкольника это качество чаще всего проявляется в предметной деятельности.

Следовательно, содержательна любая деятельность, но она является самостоятельной только тогда, когда совершающий её человек овладевает ею в полном объёме, т.е. становится её носителем. В связи с этим самостоятельность можно определить как особый момент становления целостной деятельности, как критерий степени овладения этой деятельностью.

Таким образом, анализ литературы позволил нам установить, вопрос развития самостоятельности у младших дошкольников является значимым. В качестве перспективы дальнейшего исследования мы определили разработку психолого-педагогических условий. Таких как: внедрение активных форм и методов организации самостоятельной деятельности по самообслуживанию; создание предметно-развивающей среды способствующей развитию самостоятельности; включение родителей в воспитательный процесс развития самостоятельности детей.

Список использованных источников

Акимова, Г. Е., Федорова, Е. В., Яковлева, В. Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет [Текст] / Г. Е. Акимова, Е. В. Федорова, В. Н. Яковлева. - СПб.: Речь, 2012. - 245с.

Акулова Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность.[Текст] // Дошкольное воспитание. - 2009. - №9 - с. 52- 58.

Багаутдинова, С. Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ [Текст] / С. Ф. Багаутдинова // Управление ДОУ. - 2011. - №3. -82

– 85 с.

Дуброва, В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье [Текст] / В.П. Дуброва.- М.: «Просвещение», 2008.-253с.

Просмотров работы: 8