«Любовь к родному краю, знание его истории основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества…»
Д.С.Лихачев.
То, что заложится в ребенка в дошкольном возрасте будет играть немаловажную роль в будущем. Образование, нравственные принципы, культурные приоритеты, знания всё это воздействует на развитие общества в целом.
В настоящее время главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание достойного гражданина, который знает и любит свою Родину, и одним из важнейших принципов политики государства в области образования является возрождение и развитие национальной культуры, духовно – нравственных ценностей народа.
Вопросами приобщения к национальной культуре занимались и занимаются многие исследователи Е. С. Бабунова, Л. В. Градусова, Н.В. Виноградова, А.И. Арнольдова и многие другие. Так, приобщение детей с дошкольного возраста к национальной культуре является актуальной проблемой современности, наше государство многонационально и каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Развивать ребенка нужно всесторонне, обогащать его знания о природе Южного Урала, о жизни, истории, о быте народов, населяющих его, специфике игрового и речевого фольклора, показывать своеобразие декоративно – прикладного искусства. Знакомить детей с историческими и духовными ценностями родного края, немаловажным является также воспитание уважительного отношения к культурным и национальным традициям, и формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности.
В этой статье уделим особое внимание вопросу речевого развития. Важно знакомить детей с поэтами родного края, с их произведениями. На Южном Урале есть много прекрасных поэтов, которые написали сказы, стихи, рассказы, многие из них раскрывают быт уральцев. Все для того, чтобы у детей накапливались знания о тех, кто проживал с ними на одной территории, как жили люди, и в будущем появился интерес к самостоятельному изучению данной темы.
На практике мы видим, что в детских садах уделяется мало внимания творчеству уральских писателей. Дети не знают ни писателей, ни их произведения. А ведь многие из них достаточно известны и по всей территории России, такие как Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, Павел Петрович Бажов, Людмила Константиновна Татьяничева, Борис Александрович Ручьёв, Римма Андрияновна Дышаленковадр. В арсенале Южно– Уральских писателей, имеется достаточное количество произведение для детей от мала до велика. И можно приобщать ребят к художественной литературе Урала уже с 3– 4 лет.
Для комплексной работы необходимо подключать также родителей детей. Для этого проводить мероприятия для включения их в этот творческий процесс. Ведь, совместное чтение детей и взрослых произведений, написанных о родном, близком, для человека месте, южноуральскими писателями – поможет начинающему читателю ощутить неповторимый аромат уральской речи, узнать происхождение названий местных гор, озер и рек, заинтересует славной историей и неповторимой природой родного края.
Введение этнокультурного компонента в содержание образовательного процесса дошкольников по средствам знакомства с произведениями и писателями своего народа, является неотъемлемой частью становления ребенка как личности. Дошкольникам важно рассказать об их национальных корнях, но конечно же, не забывая о всех народах, проживающих на территории Южного Урала. Прививать детям духовно – нравственные ориентиры, научить чтить и уважать все национальности, проживающие на территории. Учить испытывать чувство гордости за людей, которые прославили край.
Для этого необходимо проведение систематической разнообразной работы с детьми в образовательной деятельности и соблюдение обоюдной заинтересованности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, а также родителей.
Особенностями развития детей старшего дошкольного возраста, проявляются прежде всего в интенсивном развитии познания и других интеллектуальных процессов, а также в существенном изменении мотивационной сферы ориентации на социальные отношения в мире взрослых, формируется положительное отношение к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности, а также в старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного развития познавательной активности, чувств, оценок, интересов.
Мы предлагаем разработать план работы по этой теме. Так, как это поможет в полной мере дать больше информации непосредственно детям.
Для этого мы провели на практике опрос детей и выяснили, что у них низкий уровень знаний об уральской литературе. Составление плана работы позволит по темам рассказать информацию о каждом писателе. Целенаправленная деятельность осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности познавательного и художественно – эстетического цикла, а также совместной деятельности с детьми. Проводить тематическую образовательную деятельности 2 раза в месяц (1 и 3 неделя), с последующей проработкой темы в различных формах совместной деятельности. Основная задача: приобщать детей к истокам национальной и региональной культуры: познакомить детей с творчеством писателей, поэтов Южного Урала.
Такой комплекс может вместить в себя таблицу, в которой подробно расписаны: тема занятия, задачи, методы и приемы, образовательная деятельность вне занятий. Такая таблица поможет комплексно рассказать о каждой теме, о каждом писателе и его произведениях.Но при составлении плана важно не упустить работу по взаимодействие с родителями, а также использовать современные методы работы, такие как совместные проекты, квесты по темам, презентации и использование мультимедийных устройств. В программу по работе с художественной литературой внести, как уже известных писателей, так и современных поэтов, которые пишут об Южноуральском регионе. Так познакомить детей конечно же с Н. В. Пикулевой, Ю. Г. Подкорытовым, Л.А. Преображенской.
Рассказать так же, не только об авторских произведениях, но и включить в список тем народные сказки, прибаутки и потешки, что даст полноценную картину, и, что является неотъемлемой частью Урала.В будущем, эти дети могут продолжать изучение произведений своего народа, и проявлять интерес в школе и юности.
Список использованных источников и литературы:
1. Градусова Л.В. Левшина. Н.И. Дементьева И.С. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста: учеб. пособие / под ред. Л.В. Градусовой. - Магнитогорск :МаГУ, 2010. -96 с.
2. Градусова,Л.В., Левшина,Н.И., Диагностические методики речевого развития дошкольников : учеб. пособие. - 2-е изд., дополненное / Л.В. Градусова, Н.И. Левшина,. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2016. – 60 с.
3. Борченко, Аркадий Георгиевич // Южноуральские писатели – детям : хрестоматия для детей дошкольного возраста / сост. Т. Н. Крохалева. — Челябинск : Взгляд, 2007. — С. 22