ГОЛОСОВОЙ ПОМОЩНИК «АЛИСА» В ЖИЗНИ НАШЕГО СОВРЕМЕННИКА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ГОЛОСОВОЙ ПОМОЩНИК «АЛИСА» В ЖИЗНИ НАШЕГО СОВРЕМЕННИКА

Юрьев А.Н. 1, Абрамова О.Ф. 1
1ВПИ(филиал)ВолгГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наше время широкое распространение имеют голосовые помощники консультанты: «Али́са» — виртуальный голосовой помощник, созданный компанией «Яндекс», Siri от Apple, Google Assistant, Amazon Alexa и Cortana от Microsoft (из них на русском языке работает только Siri).Работа таких помощников применяется в смартфонах, компьютерах, автомобилях. У таких помощников очень большая аудитория. Одна «Алиса» имеет ежедневную аудиторию в 8 млн пользователей, а месячная аудитория «Алисы» по состоянию на январь 2019 года составила 30 млн человек.

Голосовые и текстовые помощники стали одним из главных трендов инновационного развития. Теперь пользоваться текстовым и разговорным интерфейсами на простом языке могут пользоваться и простые пользователи и корпорации. Текстовые и голосовые помощники значительно упрощают жизнь.

Разделяют несколько типов «помощников»:

Голосовой помощник от главного поискового сервиса. Этот помощник анализирует поисковые запросы пользователя и его электронную почту. Взаимодействует с другими приложениями и поэтому может управлять заметками в блокноте, текстовыми сообщениями и музыкальным плеером.

Голосовой диалоговый ассистент может общаться с пользователем, также дает рекомендации, умеет разбирать человеческую речь, обладает последними новостным контентом, владеет информацией о спорте, кино, погоде, о местных организациях и предприятиях, режимах их работы. Дает советы, что можно посмотреть по телевизору, взаимодействует с приложениями «умного дома» (отдельные элементы),однако не может участвовать в работе других приложений и сервисов из-за отсутствия открытых АРI технологий.

Голосовой ассистент, интегрированный в аудиосистемы, приставки, будильники и т.д.. Воспроизводит музыку, озвучивает новости из нескольких источников. Также предоставляет данные о погоде, пробках и т.д.. Взаимодействует с большим числом элементов из приложений «умного дома». Может заказывать товары или пищу с помощью голоса. С помощью открытых технологий взаимодействует с любыми сторонними приложениями и сервисами.

Идентификация по лицу. Это технология, которую применяют для прохождения верификации, используется в основном в банковской системе.

Яндекс Алиса-голосовой помощник, создана для решения повседневных задач. Она может найти информацию в интернете, посоветовать где можно покушать, рассказать о погоде и многое другое. Но главное, что при использовании этого помощника не нужно переключаться между приложениями-Алиса сама обращается к разным сервисам Яндекса. При этом Алиса умеет рассказывать о новостях, ведет беседы с человеком, строит маршруты передвижения.

В мае 2018 «Яндекс» опубликовал статистику, что «Алиса» установлена на 53 % смартфонов в России и доступна в навигаторе более чем в 20 млн автомобилей.

Голосовой помощник Алиса вполне способна справиться с помощью в учебе. При необходимости решать тесты ,достаточно произнести вопрос вслух и Алиса дает верный ответ и одновременно направляет на сайт с источником ответа. Или выдает несколько сайтов с источниками ответа.

Алиса хороша для общения, так как может поддержать разговор, меняет интонацию. Учитывает интонацию человека, который общается с ней.

Самое интересное, что детям весьма интересно общаться с ней. Алиса спокойно превращается в виртуальную няню, друга, которые всегда готовы ответить на вопрос, спеть песню, показать мультик и поиграть.

Такой помощник прекрасно подойдет людям среднего возраста, которым она подскажет как построить маршрут передвижения, выдаст последние сводки новостей, погоду. Поможет при выполнении уроков с детьми. Найдет семейные развлечения поблизости, кафе, парки, расписания работы и стоимость билетов.

Очень подходит тем людям, которые оказались в дороге или в новом месте, так как даст полную картину геолокации, расскажет о достопримечательностях, т.е выполнит работу гида.

Деловым людям такой интеллектуальный ассистент поможет ориентироваться в последних сводках работы предприятия.

Для пожилых людей Алиса-это не только общение ,но упрощение обращения со смартфонами и компьютерами. Разъяснить новшества, введенные в жизнь молодежью.

Для одиноких людей Алиса не только помощник для бытовых вопросов, но еще и собеседник, готовый говорить с ними на заданную тему, способный поддержать беседу.

Алиса-автомобилистам. Прекрасный помощник, готовый строить маршрут пути автомобиля, готовый отвечать на вопросы водителя, не дать заснуть в дороге, развлечь музыкой. При этом самому водителю не нужно отвлекаться на кнопки приборной панели для управления звуковым фоном внутри автомобиля, что тоже имеет удобство.

А ведь Алиса в дальнейшем будет только совершенствоваться.

Имя и личность

Личность Алисы была разработана коллективом «Яндекса» вместе с журналистом Владимиром Гуриевым. Было решено, что голосовым ассистентом станет молодая ироничная девушка, готовая помочь владельцу смартфона.

Имя помощника выбирали с учетом нескольких критериев:

Имя не должно было содержать букву «р», т.к. маленькие дети не смогут выговорить её, а разработчики планировали, что пользование этим помощником охватит как можно большую аудиторию, в том числе с расширенным возрастным цензом, также имя не должно было входить в расхожие фразы. По этой причине было «забраковано» имя «Майя», которое могло ошибочно распознаваться в сочетаниях вроде «девятое мая», имя не должно было входить в число наиболее распространённых, что бы ограничить количество ложных срабатываний. Сначала сотрудники «Яндекса» составили список имён, которые, по их мнению, подходили голосовому помощнику по характеру.

Более того, разработчики создали Алису так, что при желании можно создавать навыки для нее в специальном визуальном конструкторе. Т.е пользователь может подстраивать своего голосового помощника под свои потребности и интересы. Например навык для заказа еды, диалоги или игру –квест. Т.е Алиса может приобрести индивидуальные черты.

Скорее всего, что в будущем такие виртуальные помощники станут незаменимыми помощниками человека в цифровой среде. И такие помощники пройдут путь от советчиков и рассказчиков до представителей пользователей и их интересов в Сети. Между такими созданными помощниками, конечно, будет конкуренция. И борьбу выиграют те создатели помощников, которые смогут предложить наиболее разнообразные и качественные услуги, способности помощников узнавать и удовлетворять личные интересы пользователи, сохраняя при этом конфиденциальность.

Библиографический список

Глущенко М.Е. Основные тренды в инновационном развитии финансовых сервисов// М. Е. Глущенко// Синегерия - №5 - 2018г.

Хлопенкова А.Ю., Белов Ю.С. Методы обработки естественного языка в виртуальных голосовых помощниках //Хлопенкова А.Ю., Белов Ю.С //научная статья по специальности «Компьютерные и информационные науки»

Просмотров работы: 186