Оценка стоимости бизнеса ООО "Салон Чародейка" - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Оценка стоимости бизнеса ООО "Салон Чародейка"

Дронникова И.А. 1, Акимова Г.В. 1
1РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В последние годы достаточно высока популярность попыток заключить сделки покупки или продажи (в основном, конечно, продажи) салонов красоты. При внимательном рассмотрении рынка выясняется следующее:

1) подавляющее большинство салонов продается в арендованных помещениях с краткосрочным договором аренды. Отсюда следует, что высоким значением является роль клиентов в стоимости бизнеса;

2) рынок не является консолидированным, следовательно, едва ли можно говорить о таких категориях, как бренд, доля рынка и даже ноу-хау.

В связи с этим задача оценки интеллектуальной составляющей бизнеса весьма специфична.

Структура услуг, которые оказывают салоны красоты, как правило, следующая:

парикмахерские услуги;

косметологические услуги (могут быть представлены без медицинской составляющей и называться косметическими);

маникюр, педикюр;

прочие услуги и продажа сопутствующей продукции (зачастую неразвиты и по­зволяют салону генерировать не более 5-7 процентов выручки, хотя есть отдельные примеры с генерацией 20 процентов и более выручки от продажи сопутствующей продукции).

В настоящее время основными в салонах красоты являются парикмахерские услуги (как правило, 40-50 процентов от выручки среднего салона красоты с тенденцией к росту).

Второй по значимости вид услуг - косметологические услуги (для лица и тела). Однако доля этих услуг в выручке среднего салона не увеличивается, а снижается из-за растущей конкуренции со стороны косметологических клиник и ужесточения законодательства (требование получения медицинской лицензии). В выручке доля этих услуг может составлять 25-40 процентов.

Третьими по значимости услугами (или вторым, если косметологические услуги салон не оказывает) являются маникюр и педикюр. Тенденции к развитию этого направления в салонах также не наблюдается из-за значительного количества профильных предприятий (студии маникюра, нейл-бары) и высокой миграции специалистов (их переход на условия аренды рабочих мест, надомная работа и т. п.). Если салон оказывает косметологические услуги, то доля маникюра-педикюра может составлять 15-20 процентов, если не оказывает - до 30 процентов.

Структура цены услуги в салоне красоты основана на стоимости использованных косметики и одноразовых материалов (обычно 5-15 процентов от цены услуги) и сдельной оплате труда специалистов (обычно 30-40 процентов от выручки). Таким образом, маржинальность услуг в салоне составляет 50-55 процентов.

Глава 1. Теоретическая часть. Три подхода к оценке стоимости бизнеса

1.1 Доходный подход

Данная глава посвящена самым популярным методам оценки стоимости предприятия — методам, объединенным в рамках доходного подхода.

Подходы и методы в оценке стоимости предприятия (бизнеса)

Для определения рыночной или другого вида стоимости оценщики применяют специальные приемы и способы расчета, которые получили название методов оценки. Каждый метод оценки предполагает предварительный анализ определенной информационной базы и соответствующий алгоритм расчета. Все методы оценки позволяют определить стоимость бизнеса на конкретную дату и все методы являются рыночными, т. к. учитывают сложившуюся рыночную конъюнктуру, рыночные ожидания инвесторов, рыночные риски, сопряженные с оцениваемым бизнесом, и предполагаемую “реакцию” рынка при сделках купли-продажи с оцениваемым объектом.

Как мы уже выяснили, “оцениваемая стоимость” — понятие многократное, ее величина зависит от множества различных факторов. Все факторы невозможно одновременно учесть в рамках одного рас­четного алгоритма. Поэтому при построении той или иной модели определения стоимости бизнеса ряд факторов принимается за постоянную величину, в то время как другие — за переменную. Величина стоимости бизнеса одним из методов рассчитывается с учетом влияния не только нескольких основных факторов. Методы оценки различаются также временными аспектами исследования. Одни методы ориентированы в основном на ретроспективную информацию, другие — на перспективную, третьи — на текущую информацию фондового рынка.

В зависимости от факторов стоимости, являющихся основными переменными в алгоритмах, методы оценки подразделяются на методы доходного, сравнительного и затратного подхода. Каждый под­ход позволяет “уловить” определенные факторы стоимости. Так, при оценке с позиции доходного подхода, во главу угла ставится доход, как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше вели­чина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. При этом имеет значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс. Оценщик, внимательно изучающий соответствующую рыночную информацию, пересчитывает эти выгоды в единую сумму текущей стоимости. Доходный подход — это определение текущей стоимости будущих доходов, которые, как ожидается, принесут использование и возможная дальнейшая продажа собственности. В данном случае применяется оценочный принцип ожидания.

Хотя, как правило, доходный поход является, наиболее подходя­щей процедурой для оценки бизнеса, полезно бывает использовать также сравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях затратный или сравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными. Во многих случаях каждый из трех подходов может быть использован для проверки оценки стоимости, полученной другими подходами.

1.2 Сравнительный подход

Данный подход особенно подходит для оценки в том случае, если на рынке имеется несколько объектов, с которыми можно сравнить оцениваемый бизнес. На точность определения рыночной стоимости объекта напрямую влияет достоверность собранных оценщиком сведений о продажах аналогов.

Оценщик собирает экономическую и финансовую информацию о предприятиях, по которым имеется информация о ценах сделок с пакетами акций, долями в уставном капитале. Если на рынке совершалось мало таких сделок, или между оценкой и продажей аналогичных объектов прошло слишком много времени, или рынок был нестабилен, результат оценки может стать недостаточно точным. Дело в том, что резкие изменения на рынке провоцируют искажение показателей.

В сравнительном подходе используется принцип замещения. Чтобы сравнить объект оценки с аналогами, оценщик выбирает бизнесы, с которыми тот конкурирует, т. е. подбираются компании по таким критериям, как: принадлежность к отрасли, размеры компании, вид выпускаемой продукции или предоставляемых услуг, стадия жизненного цикла, финансовые характеристики.

Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется той суммой, за которую она может быть продана при наличии достаточно сформированного рынка. Другими словами, наиболее вероятной ценой стоимости оцениваемого бизнеса может быть реальная цена продажи сходной фирмы, зафиксированная рынком.

Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей возможность его применения, а также объективность результативной величины, являются следующие базовые положения. Во-первых, оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на сходные предприятия, либо их акции. При наличии развитого финансового рынка фактическая цена купли-продажи предприятия в целом или одной акции наиболее интегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия. К таким факторам можно отнести соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития отрасли, конкретные особенности предприятия и многое другое, что, в конечном счете, облегчает работу оценщика, доверяющего рынку. Во-вторых, сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает, прежде всего, будущий доход. Производственные, технологические и другие особенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода. Стремление получить максимальный доход на вложенный капитал при адекватном уровне риска и свободном размещении инвестиций обеспечивает выравнивание рыночных цен.

В-третьих, цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, в сходных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала. Отличительной чертой этих финансовых параметров является их определяющая роль в формировании дохода, получаемого инвестором.

Сравнительный подход обладает рядом преимуществ и недостатков, которые должен учитывать профессиональный оценщик. Основным преимуществом сравнительного подхода является то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи сходных предприятий. В данном случае цена определяется рынком, т. к. оценщик ограничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом. При использовании других подходов оценщик определяет стоимость предприятия на основе произведенных расчетов.

Сравнительный подход базируется на ретроинформации и, следовательно, отражает фактически достигнутые предприятием результаты производственно-финансовой деятельности, в то время как доходный подход ориентирован на прогнозы относительно будущих доходов.

Другим достоинством сравнительного подхода является реальное отражение спроса и предложения на данный объект инвестирования, поскольку цена фактически совершенной сделки наиболее интегрально учитывает ситуацию на рынке.

Вместе с тем сравнительный подход имеет ряд существенных недостатков, ограничивающих его использование в оценочной практике.

Во-первых, базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые результаты. Следовательно, метод игнорирует перспективы развития предприятия в будущем.

Во-вторых, сравнительный подход возможен только при наличии самой разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по большому числу сходных фирм, отобранных оценщиком в качестве аналогов. Получение дополнительной информации от предприятий аналогов является достаточно сложным и дорогостоящим процессом.

В-третьих, оценщик должен делать сложные корректировки, вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие серьезного обоснования. Это связано с тем, что на практике не существует абсолютно одинаковых предприятий. Поэтому оценщик обязан выявить эти различия и определить пути их нивелирования в процессе определения итоговой величины стоимости. Возможность применения сравнительного подхода в первую очередь зависит от наличия активного финансового рынка, поскольку подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках. Второе условие — это открытость рынка или доступность финансовой информации, необходимой оценщику. Третьим необходимым условием является наличие специальных служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию. Формирование соответствующего банка данных облегчит работу оценщика, поскольку сравнительный подход является достаточно трудоемким и дорогостоящим.

Сравнительный подход предполагает использование трех основных методов, выбор которых зависит от целей, объекта и конкретных условий оценки.

1. Метод компании-аналога.

2. Метод сделок.

3. Метод отраслевых коэффициентов.

Рассмотрим содержание, оптимальную сферу и необходимые ус­ловия применения каждого метода

Метод компании-аналога, или метод рынка капитала, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком.

Базой для сравнения служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций.

Метод сделок, или метод продаж, ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо его контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода — оценка 100%-го капитала, либо контрольного пакета акций.

Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты обычно рассчитываются специальными аналитическими организациями на основе длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой собственного капитала предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми показателями. На основе анализа накопленной информации и обобщения результатов были разработаны достаточно простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия.

1.3 Затратный подход

Затратный подход в наибольшей мере может быть обоснован принципом замещения: стоимость совокупности активов не может превышать затрат на замещение (восстановление) всех её составных частей.

Применение затратного подхода основано на структуре баланса предприятия и предполагает расчет рыночной стоимости собственного капитала предприятия путем вычитания из рыночной стоимости его активов текущей стоимости обязательств. В этой связи затратный подход может быть применен в оценке стоимости любых предприятий (бизнесов), имеющих в составе бухгалтерской отчетности на дату оценки бухгалтерский баланс.

Затратный подход к оценке стоимости бизнеса объединяет в себе: Исследование накоплений активов организации. Скорректированную стоимость по балансу либо метод чистых активов. Определение ликвидационной цены. Способ замещения. Указанные варианты объединяются по одному существенному признаку. Они основываются на определении стоимости каждого конкретного вида имущества организации в текущих ценах либо расходов на создание аналогичной компании (по способу замещения) и вычитания суммы всех долгов фирмы. При анализе используется единая информационная база – баланс.

Выделяют два метода затратного подхода: метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости, который применяется в оценке стоимости ликвидируемых предприятий.

Метод чистых активов в оценке бизнеса

Этапы применения метода чистых активов (метода накопления активов) как основного метода затратного подхода к оценке бизнеса:

анализ данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия с целью выявления перечня активов и пассивов, принимаемых к расчету стоимости предприятия затратным подходом;

оценка рыночной стоимости объектов, отраженных в составе активов предприятия;

оценка текущей стоимости объектов, отраженных в составе обязательств предприятия;

расчет стоимости предприятия как разницы между рыночной стоимостью совокупности активов предприятия и текущей стоимостью его обязательств, внесение необходимых поправок.

Метод ликвидационной стоимости в оценке бизнеса

Как было отмечено выше, для оценки стоимости ликвидируемых предприятий применяется второй метод затратного подхода — метод ликвидационной стоимости.

Этапы применения метода ликвидационной стоимости в оценке бизнеса, применяемого для оценки стоимости ликвидируемых предприятий:

- разработка календарного графика ликвидации предприятия, определение выручки от реализации его активов. С учетом календарного графика ликвидации активов величины стоимости активов дисконтируют на дату оценки по ставке дисконта, учитывающей связанные с этой продажей риски;

- уменьшение выручки от реализации активов на величину прямых расходов, связанных с ликвидацией предприятия, к которым относятся комиссионные оценочным и юридическим фирмам, налоги и сборы, начисляемые при продаже активов;

- ликвидационная стоимость активов уменьшается на текущую стоимость расходов, связанных с владением активами до их продажи; указанные расходы включают затраты на сохранение запасов готовой продукции и незавершенного производства, сохранение оборудования, машин, механизмов, объектов недвижимости, а также управленческие расходы по обеспечению деятельности предприятия до завершения его ликвидации. Период дисконтирования указанных затрат определяется по календарному графику продажи активов предприятия;

- прибавляется операционная прибыль (или вычитаются убытки), полученные в результате осуществления деятельности предприятия в течение периода его ликвидации;

- вычитаются преимущественные права на удовлетворение выходных пособий и выплат работникам предприятия; требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия; расчеты с другими кредиторами

- расчет ликвидационной стоимости предприятия путем вычитания из скорректированной стоимости всех его активов сумм текущих расходов по ликвидации предприятия и по владению активами до их продажи, а также величины обязательств предприятия.

Глава 2. Расчётная часть

Целью данной работы является нахождение рыночной стоимости cалона красоты ООО “Салон Чародейка”

Полное наименование организации :

Общество с ограниченной ответственностью “Салон Чародейка”

Полное юридическое наименование: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "САЛОН ЧАРОДЕЙКА"

Руководитель: ДИРЕКТОР ЛУПИНА ЕЛЕНА ЛЬВОВНА

ИНН / КПП: 5751003501 / 575401001

Уставной капитал: 750.995 тыс.

Численность персонала: 12

Количество учредителей: 13

Дата регистрации: 20.11.2002

Статус: Действующее

Состоит в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства: с 01.08.2016 как микропредприятие

Специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Контактная информация:

Индекс: 302025

Адрес: Г ОРЕЛ,УЛ МЕТАЛЛУРГОВ, Д 34 Юридический адрес: 302025, ОРЛОВСКАЯ ОБЛ, ОРЁЛ Г, МЕТАЛЛУРГОВ УЛ, Д 34

2.1. Оценка рыночной стоимости ООО “Салон Чародейка” затратным подходом

Затратный подход в оценке бизнеса рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Для осуществления этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств, результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия. Подход представлен двумя методами: методом стоимости чистых активов и методом ликвидационной стоимости. В данном случае применим метод чистых активов.

Метод стоимости чистых активов применяют в том случае, если предприятие обладает значительными материальными активами и ожидается, что будет по-прежнему действующим предприятием – ООО «Салон Чародейка» как раз такое предприятие. Различают метод скорректированных чистых активов и нескорректированных (в нашем случае) чистых активов. В первом случае проводится полная корректировка статей баланса и определяется обоснованная рыночная стоимость каждого актива в отдельности. Результаты расчетов по данному методу более достоверны, чем по второму, когда из-за отсутствия достаточной информации корректировка статей баланса не производится.

Чистые активы – это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов предприятия, принимаемых к расчету, суммы его обязательств, принимаемых к расчету. Проведение оценки с помощью методики чистых активов основывается на анализе финансовой отчетности. Она является индикатором финансового состояния предприятия на дату оценки, действительной величины чистой прибыли, финансового риска и рыночной стоимости материальных и нематериальных активов. Основные документы финансовой отчетности, анализируемые в процессе оценки: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках; приложения к ним и некоторые расшифровки.

Процедура оценки предусматривает следующую последовательность шагов: определение рыночной стоимости всех активов компании; определение величины обязательств компании; расчет разницы между рыночной стоимостью активов и обязательств. Таким образом, базовой формулой является: Стоимость предприятия = Активы – Обязательства (1)

Чтобы определить собственный капитал (стоимость предприятия) ООО «Салон Чародейка» рассмотрим активы и обязательства предприятия (таблица 1).

Таблица 1 – Активы и обязательства ООО «Салон Чародейка»

Показатель

 

2016 год.

2017 год

2018 год

Основные средства

тыс.

635

627

595

Итого по разделу I - Внеоборотные активы

тыс.

635

627

595

Запасы

тыс.

92

79

106

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

тыс.

0

0

0

Дебиторская задолженность

тыс.

6

12

11

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

тыс.

0

0

0

Денежные средства и денежные эквиваленты

тыс.

205

416

336

Прочие оборотные активы

тыс.

0

0

0

Итого по разделу II - Оборотные активы

тыс.

303

507

453

БАЛАНС (актив)

тыс.

938

1134

1048

         

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)

тыс.

751

751

751

Собственные акции, выкупленные у акционеров

тыс.

0

0

0

Переоценка внеоборотных активов

тыс.

0

0

0

Добавочный капитал (без переоценки)

тыс.

0

0

0

Резервный капитал

тыс.

0

0

0

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

тыс.

79

383

297

Показатель

 

2016 год.

2017 год

2018 год

Итого по разделу III - Капитал и резервы

тыс.

830

1134

1048

Показатель

 

2016 год.

2017 год

2018 год

Заемные средства

тыс.

0

0

0

Кредиторская задолженность

тыс.

108

0

0

Доходы будущих периодов

тыс.

0

0

0

Оценочные обязательства

тыс.

0

0

0

Прочие обязательства

тыс.

0

0

0

Итого по разделу V - Краткосрочные обязательства

тыс.

108

0

0

БАЛАНС (пассив)

тыс.

938

1134

1048

         

Следует напомнить, что к числу активов предприятия относятся следующие группы активов: нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, денежные средства, здания и сооружения, машины и оборудование, запасы, дебиторская задолженность и прочие аналогичные активы.

Активы ООО «Салон Чародейка» на 2016 г. =635+92+6 = 938 тыс. руб.

Активы ООО «Салон Чародейка» на 2017 г. = 627+79+12+416=1134 тыс. руб.

Активы ООО «Салон Чародейка» на 2018 г. = 595+106+11+336=1048 тыс.руб.

Рыночная стоимость (собственный капитал) ООО «Салон Чародейка» 2016 года = 938-108 = 830 тыс. руб.

Рыночная стоимость (собственный капитал) ООО «Салон Чародейка» 2017 года года = 1134 – 0 = 1134 тыс. руб.

Рыночная стоимость (собственный капитал) ООО «Салон Чародейка» 2018 года года = 1048 – 0 = 1048 тыс. руб.

2.2. Оценка рыночной стоимости ООО “Салон Чародейка” сравнительным подходом

Выбираем метод рынка капитала.

Метод рынка капитала, или метод компании-аналога, основан на сформировавшихся на фондовом рынке рыночных ценах акций сходных компаний. Базой для сравнения служит цена за одну обыкновенную (простую) акцию сходных компаний на фондовых рынках. При этом цена одной акции меняется в зависимости от величины приобретаемого пакета – контрольного (мажоритарного) или неконтрольного (миноритарного). Основу метода составляет финансовый анализ оцениваемой компании и сопоставимых компаний. Преимущество данного метода заключается в использовании, как правило, фактической информации, а не прогнозных данных, которым присуща известная неопределенность.

Основные этапы оценки предприятия методом компании-аналога:

1) изучение рынка и сбор необходимой информации;

2) сопоставление списка аналогичных предприятий;

3) финансовый анализ и повышение уровня сопоставимости информации;

4) расчёт ценовых мультипликаторов;

5) выбор величины мультипликатора, которую целесообразно применить к оцениваемой компании;

6) определение итоговой величины стоимости оцениваемого предприятия.

7) внесение итоговых корректировок.

Таблица 2 Сравнимые аналогии - компании

Наименование

ООО "КАРОЛИНА"

ООО "ОЧАРОВАНИЕ"

ООО "САЛОН ЧАРОДЕЙКА"

Статус ЮЛ

Действующее

Действующее

Действующее

Дата регистрации

12.05.2014

10.12.2002

20.11.2002

ИНН

5753061107

5751002201

5751003501

ОКТМО

54701000001

54701000001

54701000001

ОКАТО

54401369

54401364

54401368

ОКВЭД

96,02

96,02

96,02

Руководитель

Михайлова Светлана Анатольевна

Кириллова Татьяна Юрьевна

Лупина Елена Львовна

Количество учредителей

1

32

13

Численность персонала

9

36

12

Для расчета стоимости предприятия ООО «Салон Чародейка» сравнительным подходом были приняты два объекта аналога, каждый из которых максимально приближен к оцениваемому предприятию:

- ООО «Очарование»

- ООО «Каролина»

Таблица 3 – Сравнительный анализ организаций с целью оценки бизнеса

Наименование характеристик

ООО "КАРОЛИНА"

ООО "ОЧАРОВАНИЕ"

ООО "САЛОН ЧАРОДЕЙКА"

2018

2017

2016

2018

2017

2016

2018

2017

2016

Выручка, тыс. руб.

8884

8228

7502

6736

6694

6701

7803

8187

6715

Себестоимость, тыс. руб.

4261

4027

3550

6093

5914

5890

3707

3833

3457

Валовая прибыль, тыс. руб.

362

174

402

643

780

811

389

520

-199

Прибыль от продажи, тыс. руб.

362

174

402

643

780

811

389

520

-199

Прибыль до налогооблажения, тыс. руб.

298

64

346

191

376

360

189

330

-406

Чистая прибыль, тыс. руб.

298

64

232

141

48

20

163

304

-406

Стоимость активов, тыс. руб.

1521

1631

1824

5604

5610

5616

1048

1134

938

Цена салона, тыс.руб.

1521

1631

1824

5234

5473

5428

     

Роста выручки, %

7,9%

9,6%

 

0,6%

-0,1%

 

-4,7%

21,9%

 

Рост прибыли, %

465%

-72%

 

-0,09%

-0,1%

 

-53,6%

-74,8%

 

Средняя чистая прибыль, тыс. руб.

198

   

69,6

   

20,3

   

Средний рост прибыли, %

154,6%

   

-0,06%

         

Рассчитаем мультипликатор 2018 года для каждого салона с помощью формулы:

М = V / Чп,

где М - мультипликатор,

V - цена предприятия,

Чп - чистая прибыль.

М1 = 1521 / 298 = 5,1

М2 = 5234 / 141 = 37,12

Рассчитаем среднеарифметический мультипликатор:

М =   (5,1+37,12)/2 = 21,11

Рассчитаем стоимость предприятия по формуле:

Цена = ЧП * М

Цена = 163000 * 21,11 = 3440930 руб.

Рыночная стоимость предприятия, определенная сравнительным подходом составила: 34 440 930 рублей.

2.3. Согласование результатов оценки ООО «Салон Очарование»

Для определения рыночной стоимости предприятия (бизнеса) ООО «Салон Очарование» в рамках данной работы использовалось два подхода - затратный подход (метод чистых активов) и сравнительный подход.

Конечные результаты составили:

Таблица4 - Расчет рыночной стоимости ООО «Салон Очарование»

Подход

Рыночная стоимость, тыс.руб.

Затратный подход (чистые активы)

1048

Сравнительный подход (метод - компании аналога)

3440

Заключение

В настоящей работе были рассмотрены сравнительный (метод компании аналога) и затратный подходы к оценке бизнеса.

По итогам проведенных исследований можно сделать такие выводы.

Оценку предприятия (бизнеса) проводят в следующих целях: повышения эффективности текущего управления предприятием; принятия обоснованного инвестиционного решения; купли-продажи предприятия; установления доли совладельцев в случае подписания или расторжения договора или в случае смерти одного из партнеров; реструктуризации предприятия; разработки плана развития предприятия; определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании; страхования; налогообложения; принятия обоснованных управленческих решений; и в иных случаях. Для определения стоимости предприятия (бизнеса) применяют специальные приемы и способы расчета, которые получили название методов оценки. Каждый метод оценки предполагает анализ определенной информационной базы и соответствующий алгоритм расчета.

Литература

Григорьев В. В., Федотова М. А. Оценка предприятия: теория и практика. – М.: ИНФРА-М, 2010

Есипов В. Е., Маховикова Г. А., Терехова В. В. Оценка бизнеса, 2-е изд. – СПб.: Питер, 2013

Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Учебное пособие / Под ред. Абдуллаева Н. А., Колайко Н. А. – М.: Издательство “ЭКМОС”, 2010

Официальный сайт Каталог организаций - List-Org точка доступа - https://www.list-org.com/

Просмотров работы: 69