ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Разливанова М.А. 1, Шанц Е.А. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека. Концепция модернизации российского образования предполагает непрерывность воспитательных и образовательных процессов между дошкольной и школьной ступенью обучения. Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возврата имеет важное социальное значение для всего общества [8].

Экологическое воспитание дошкольников – это процесс ознакомления детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при этом педагогический процесс опирается на понятия и идеи экологии. Выдающиеся теоретики и практики дошкольного образования (П. Г. Саморукова, С. А. Веретенникова, Н. Н. Поддъяков, В. Г. Фокин, Л. Г. Нисканен, С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева, Е. И. Казакова, М. М. Марковская и др.) указывали на то, что полноценное экологическое развитие является одной из основных сторон развития дошкольника [14].

И.Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». Экологическое образование не может и не должно идти в отрыве от воспитания экологически ответственной, творческой личности [2].

В нормативно-правовой базе дошкольного образования мы можем увидеть, что вопросы экологического воспитания детей являются приоритетными. Это отражено в таких нормативных документах как: «Закон об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 3 пункт 1 записано, что одним из главных принципов государственной политики в сфере образования является «гуманистический характер образования, воспитание бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [19].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «Познавательное развитие», задачи которой – «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование у детей первичных представлений об особенностях природы; формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы» [20].

Специфика формирования представлений о животных должна заключаться в выделении таких явлений в жизни животных, которые понятны детям разных возрастов. Учеными-педагогами (П.Г. Саморукова, Н.К. Постникова, Т.А. Ковальчук, Л.Е. Образцова, А.П. Захаревич и другие) было установлено, что дошкольники понимают зависимость жизни животных от факторов среды. Практическими работами З.П. Плохих, И.А. Хайдуровой, В.П. Арсентьевой показано, что при специальной организации наблюдений старшие дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки биоценологических связей. С.Н. Николаева отмечает в своих работах, что формирование экологических представлений - необходимое условие выработки такого отношения к животному миру, которое носит эмоционально – действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя [12].

Такие российские ученые, как Н.Н. Кондратьева, И.А. Хайдурова, В.И. Логинова, П.Г. Саморукова заявляют о ведущей роли системных знаний в развитии детей старшего дошкольного возраста, которые позволяют ребенку осознать сущностные особенности объектов и явлений природы, «системообразующие» связи, доступные его пониманию. Связь живых организмов со средой обитания проявляется в многочисленных и разнообразных приспособлениях к ней живых существ. Л. Маневцова предлагает следующие блоки [7]:

система знаний и представлений о живом организме как носителе жизни, его существенных характеристиках: целостности, системе потребностей;

система знаний и представлений о среде обитания живых существ, их приспособленности к определенной среде обитания, в том числе к сезонным изменениям;

система знаний и представлений о размножении живых существ, их росте и развитии;

система знаний и представлений о взаимодействии живых существ в экосистемах.

Формирование системы представлений о животных является частью интеллектуального развития детей. Под интеллектуальным развитием детей, в данном случае, мы понимаем мыслительную способность, умственное начало, рациональное познание ребенка, определяющее его деятельность [13].

Развитию логического мышления у детей способствует умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, а также посильная практическая исследовательская деятельность. Активизации мыслительной деятельности детей способствует сравнение исследуемых объектов животного мира, выявление у них сходных и отличительных признаков. Итак, существует прямая зависимость между проблемой формирования представлений о животных и проблемой развития мышления. Ребенок расширяет представления о животном мире, начинает овладевать причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину [18].

Ребенок узнает, что природа на планете Земля отличается огромным многообразием форм жизни. Всюду произрастают разнообразные растения, обитает множество животных в самых различных условиях. Например, размеры живых существ колеблются от нескольких микрон (одноклеточные живые организмы) до десятков метров (длина самого крупного животного - синего кита - 33 м, а самого высокого мамонтова дерева - 150 м). Каждое живое существо обитает в определенных условиях, к которым оно хорошо приспособлено [10].

Учеными установлено, что ребенок к семи годам накапливает большое количество разных поверхностных знаний о животных. Например, дети могут узнать животного, назвать его, рассказать о наиболее ярких признаках его внешнего вида или поведения. Но они практически ничего не знают об особенностях жизни животного, о местах его обитания, питании, образе жизни в разные времена года и пр. Е.Ф. Терентьева отмечает, что детям старшего дошкольного возраста известно 10-15 животных. Лучше они знают птиц и зверей, хуже - рыб, земноводных, насекомых [11].

Исследователи обращают внимание на то, что дети 6-7 лет лучше знают экзотических животных, чем фауну своего края. Знания старших дошкольников об отдельных хорошо знакомых животных не всегда точны. Неглубокие, неотчетливые знания о разнообразных жизненных проявлениях животных отмечает у детей 6-7 лет Л. Бобылёва, которая выявляла именно глубину детских представлений, предлагая для сравнения и описания, известных детям животных (кошка и еж, кошка и кролик) [1].

В старшем дошкольном возрасте, как указывают исследователи, в конкретных знаниях детей о многообразии животного мира обнаруживается тенденция к пониманию связей между животными и средой их обитания. На знакомых примерах старшие дошкольники пытаются связать характер поведения животных с наличием у них соответствующих органов и с особенностями среды их обитания: птицы летают, потому что у них крылья; кузнечика трудно поймать, потому что он зеленый, под цвет травы; кошка хорошо лазает по деревьям, потому что у нее острые когти; белка живет в лесу, потому что там растут орехи, и т.д. [1].

Э.И. Залкинд пишет, что дети часто слышат слова-термины от взрослых, что также оказывает значительное влияние на формирование общих представлений. Неверное или искаженное употребление биологических понятий закладывает у детей уже в дошкольном возрасте неправильные основы обобщений. Например, типичным является сужение понятия животное до объема понятия млекопитающие или использование терминов звери, хищники и дикие животные как синонимов [3].

О.Ф. Горбатенко, исследовавшая инвариантность житейских понятий у детей и взрослых, показала, что каждое из них имеет свое ядро – четкое знание объектов, относимых к понятию. Помимо ядра всегда имеются неотчетливые знания-представления о животных, вызывающие сомнение и неуверенность при их классификации. Близость понятий хищники, звери, дикие животные создается. Большинство хищников - дикие животные, среди которых есть звери. Дикие животные также включают хищников и частично состоят из млекопитающих (зверей). Звери, в свою очередь, бывают хищными и дикими. Три понятия образуют свое центральное ядро, конкретной иллюстрацией которого являются животные, относящиеся одновременно ко всем группам (например, дикие хищные млекопитающие - волк, лиса, тигр, лев и др.). На фоне этого ядра представления о других животных создают круг неясных знаний, что влечет за собой ошибки при их классификации (крокодила считают зверем, а зайца и белку - нет; отнесение кошки или собаки к хищникам вызывает удивление и протест и т.д.). Стойкое смешение понятий наблюдается, прежде всего, у взрослых, даже у специалистов, получивших соответствующее образование. Неудивительно, что формирующиеся у детей общие представления также приобретают искаженное содержание. Все это определяет характер и особенности общих представлений о многообразии животного мира, стихийно складывающихся у старших дошкольников в процессе общения с окружающими их людьми [15].

Автор отмечает, что в попытках дать определение предметам у детей преобладают структурные и функциональные признаки (для чего это нужно; что с ними можно делать; из каких частей они состоят), связанные с практической деятельностью (это вообще преобладает в житейском сознании людей). В обыденных ситуациях человек пользуется обобщенными категориями, тесно связанными с практикой жизни, со структурно – функциональной сущностью предметов [15].

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте у детей накапливается немало знаний о животном мире. Основная их часть - это конкретные, разрозненные сведения об отдельных видах животных, наиболее характерных особенностях их внешнего облика и поведения. Обнаружена также тенденция к формированию общих представлений о животных. С одной стороны, это осуществляется через речь вместе с усвоением слов-терминов, используемых в повседневной жизни. Эти представления пополняются и обогащаются по мере усвоения конкретных знаний о новых видах животных. С другой стороны, у детей старшего дошкольного возраста через практическую деятельность возникают общие представления о животных. В процессе практической деятельности реализуется способность детей группировать предметы на основе их сходства. Формирование общих представлений в этом случае происходит по законам мышления дошкольника. Наглядный образ, включающий морфологические и функциональные, т.е. поведенческие, признаки животных, занимает главное место в этом процессе.

В дошкольной образовательной организации формирование у дошкольников представлений о многообразии мира животных регулируется целенаправленной педагогической работой, определённой программой. Нами были проанализированы комплексные («От рождения до школы», «Истоки», «Детство») и парциальные («Юный эколог», «Наш дом – природа») программы, направленные на всестороннее развитие детей.

В программе «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой выделены следующие задачи, которые затрагиваю проблему нашего исследования [6]:

Расширять и систематизировать знания о животном мире. Расширять первичные представления о классификации животного мира: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы, тритоны), пресмыкающиеся или рептилии (ящерицы, черепахи, крокодилы, змеи), паукообразные (пауки, скорпионы, тарантулы, клещи), ракообразные (раки, крабы, омары, креветки);

Расширять представления о  домашних животных, их повадках, зависимости от человека. Дать представление о том, откуда взялись домашние животные, как древний человек приручил их; познакомить с некоторыми «дикими родичами» домашних животных (волк, лисица, шакал, собака — семейство псовых; тигр, лев, пантера, кошка — семейство кошачьих). Воспитывать у детей ответственное отношение к домашним питомцам;

Познакомить с некоторыми типичными представителями животного мира различных климатических зон: в жарких странах (Африка) — слоны, жирафы, верблюды, львы; в Арктике (Северный полюс) — белые медведи, в Антарктике (Антарктида) — пингвины, в наших лесах — медведи, волки, лисы, зайцы и другие, уже знакомые детям дикие животные;

Развивать познавательный интерес детей, расширяя их представления о лесных животных: где живут (нора, берлога, дупло, гнездо), чем питаются, как готовятся к зиме (зайчик линяет, белки запасают корм на зиму); как некоторые звери готовятся к зимней спячке (еж зарывается в  осенние листья, медведи зимуют в  берлоге, змеи заползают в разные расщелины и пустые норы, лягушки закапываются в ил на дне водоемов и т.д.). Дать представление о хищных зверях и птицах.

Программа «Истоки» Л.А. Парамоновой, для детей старшего дошкольного возраста ставит следующие задачи [4]:

Формирование у детей элементарных представлений о целостности природы и взаимозависимости ее компонентов, о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания (особенности внешнего вида, поведения животных и среды обитания, связь растений со средой обитания), о взаимосвязи человека и природы;

Организация наблюдения за поведением животных в живом уголке и природе (хомяк, попугай, канарейка и др.; синица, воробей, ворона, лягушка, дождевой червь и др.), за размножением и развитием комнатных растений; за сезонными изменениями в природе, которые дети отмечают в календарях погоды и природы; знакомит с особенностями поведения и образом жизни животных разных континентов, разными способами приспособленности животных к защите: одни насекомые маскируются, другие вырабатывают отпугивающие запахи, третьи притворяются неживыми (божьи коровки, жуки-листоеды, щелкуны и др.);

Знакомство детей с тем, что по мере изменения сезонных явлений способы приспособления живых организмов к среде обитания тоже меняются (осенью насекомые прячутся в земле, под корой деревьев и спят; многие птицы улетают в теплые края; зимой такие животные, как еж, медведь, засыпают; зимующие птицы — сороки, вороны, снегири, синицы, воробьи — приближаются к домам людей);

Развитие и обогащение представлений детей о целостности природы Земли и взаимосвязях ее компонентов: живых организмов между собой и с различными средами в ближайшем окружении и в других природных зонах (животные и растения тундры, тайги, степи, пустыни и т.п.); о приспособленности животных и растений к разным условиям местообитания; круговоротах в природе.

В комплексной программе «Детство» авторы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, выделяют следующие задачи по проблеме нашего исследования [5]:

Увеличение объема представлений о многообразии мира растений, животных, грибов. Умение видеть различия в потребностях у конкретных животных и растений (во влаге, тепле, пище, воздухе, месте обитания и убежище);

Сравнение растений и животных по разным основаниям, отнесение их к определенным группам (деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые) по признакам сходства. Установление сходства между животными, растениями и человеком (питается, дышит воздухом, двигается и т. д.) и отличия (думает, говорит и т. д.);

Накопление представлений о жизни животных и растений в разных климатических условиях: в пустыне, на Севере (особенности климата, особенности приспособления растений и животных к жизни в пустыне, на Севере).

Проанализировав комплексные программы, мы пришли к выводу, что в каждой из программ есть задачи, которые направлены на формирование представлений о животных, в частности разных климатических зон.

В парциальной программе «Юный эколог»  С. Н. Николаевой представлен целый комплекс задач по формированию представлений о животных, где подробно описано, что должен знать ребенок. Данная программа так же знакомит детей со всеми видами климатических зон и их обитателями. В программе намеренно не дается жесткой привязки задач и содержания экологического воспитания к тому или иному возрасту, что позволяет начать ее реализацию в любой возрастной группе детского сада. Данные в программе рекомендации к распределению материала по возрастам позволяют воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объем и глубину решения поставленных задач. Во всех разделах программы приведена позиция «отношение», которая поможет воспитателю понять, насколько дети приняли и усвоили новые знания [9].

Парциальная программа «Наш дом – природа» Рыжовой Н.А. направлена на организацию в детском саду специальной работы по ознакомлению детей с окружающим миром и природой. Настоящая программа предназначена для работы с детьми пяти и шести лет (старшей и подготовительной групп) и, соответственно, рассчитана на два года обучения. Экологическое образование рассматривается в ней как неотъемлемая часть общего образования. Программа ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников. Все ее разделы связаны друг с другом, а завершающие темы являются обобщением предыдущих. Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира и содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Предполагается творческое использование программы воспитателем: он может сам, с учетом времени, выделенного для занятий, а также уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации и форму ее донесения [17].

Анализ парциальных программ показал, что каждая из трех программа направлена на формирование представлений о животных и является наиболее полной и обстоятельной по своему содержанию.

Таким образом, проанализировав программы и психолого – педагогическую литературу мы видим, что у дошкольников накапливается большой объем знаний о природе. Однако основная часть этих знаний — разрозненные конкретные сведения. Уже разработаны программы, в ходе которых формируются представления о многообразии животного мира, о безопасных взаимоотношениях человека с животными, о бережном отношении к животным, но, на наш взгляд, экологическое воспитание дошкольников не должно ограничиваться только теоретическим аспектом, а должно включать непосредственный контакт детей с природой, а также демонстрацию экологической культуры на собственном примере педагога. Поэтому мы считаем, что наиболее эффективным методом формирования этих представлений является образовательный геокешинг, благодаря которому дети пополняют, закрепляют, систематизируют знания.

Список используемой литературы:

Бобылева, Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.

Зверев И.Д., Салеева Л.Т. Компоненты экологического образования. [Текст]: учебник для вузов/ Зверев И.Д., Салеева Л.Т - М.: «Академия», 2010. - 155 с.

Залкинд, Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей [Текст] / Э. Залкинд // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 1. - С. 110-114. - (Профессия - педагог). - Статья была опубликована в издании: Вопросы нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста / Ученые записки МГПИ. М., 1963. . - ISSN 0012-561X

Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Научн. рук. Л.А. Парамонова. — 6-е изд. перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2018. — 192 с. Протокол № 3 от 14 октября 2019 г. заседания Ученого совета Факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБУ ВПО МПГУ (Письмо от 25.10.2019)

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / [О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина и др. ; научные редакторы программы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева]. - Санкт-Петербург : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019. - 352 с.; 22 см. - (Разработано в соответствии с ФГОС).; ISBN 978-5-906797-74-2 : 1500 экз.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой [Текст] : подготовительная группа / авт.-сост. Н. В. Лободина. - Волгоград : Учитель, 2012. - 415 с. : ил.; 29 см. - (ФГТ в ДОУ: от теории к практике) (ДОУ: федеральные государственные требования).; ISBN 978-5-7057-3061-2

Маневцова, Л. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста : Прогр. учеб. дисциплины и метод. рекомендации. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002 (РТП РГПУ). - 25 с.; ISBN (В обл.)

Модернизация современного российского образования: концепции, региональные подходы, содержательные практики и технологии [Текст] : Сборник статей Международной научно-практической конференции / Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Чувашский гос. ун-т им. И. Н. Ульянова", Центр науч. сотрудничества "Интерактив плюс" ; [редкол.: Широков О. Н. (гл. ред.) и др.]. - Чебоксары : ЦНС "Интерактив плюс", 2013. - 81 с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-906626-06-6

Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. - Москва : Мозаика-Синтез, 2010. - 108 с.; 21 см. - (Экологическое воспитание в детском саду : ЭВ).; ISBN 978-5-86775-735-9

Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве : Методика работы с детьми подгот. группы дет. сада / С. Н. Николаева. - М. : Новая шк., 2005. - 158,[2] с. : ил.; 21 см.; ISBN 5-7301-0112-0 : Б. ц., 50000 экз.

Николаева, С. Н. Становление экологической культуры и развитие ребенка старшего дошкольного возраста [Текст] : монография / С. Н. Николаева. - Москва : Инфра-М, 2016. - 198 с. : ил., табл.; 21 см. - (Научная мысль. Педагогика).; ISBN 978-5-16-011279-4 (print)

Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников : учебное пособие : для программы СПО по специальности "Дошкольное образование" / С. Н. Николаева. - 10-е изд., стер. - Москва : Академия, 2019. - 270, [1] с. : ил. - (Профессиональное образование. Профессиональный модуль. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования).; ISBN 978-5-4468-5930-6 : 1000 экз.

Ожегов С.М. Толковый словарь русского языка [Текст] : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994. - 907, [1] с.; 27 см.; ISBN 5-85632-007-7 (В пер.)

Педагогический энциклопедический словарь / [Абдуллин Э. Б. и др.]. - Москва : Дрофа : Большая Российская энциклопедия, 2008. - 527 с. : ил., портр.; 27 см. - (Золотой фонд. Энциклопедический словарь).; ISBN 978-5-358-04284-1 (В пер.)

Прохоров, Б.Б. Экология человека : терминол. слов. / Б. Б. Прохоров. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 476 с. : табл.; 21 см. - (Серия "Словари").; ISBN 5-222-06625-8 (в пер.)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf

Рыжона, Н. А. Программа "Наш дом - природа". Блок занятий "Я и природа" / Н.А. Рыжова. - М. : Карапуз-Дидактика, 2005 (АООТ Твер. полигр. комб.). - 189 с. : ил., табл.; 22 см.; ISBN 5-9715-0004-X (в пер.)

Суркина, С. А. Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламентированной деятельности ДОУ : учеб.-метод. пособие / С. А. Суркина ; Балаш. фил. Сарат. гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. - Балашов : Николаев, 2005 (Балашов (Сарат. обл.) : Печ. агентство "Арья", ИП "Николаев"). - 65, [1] с.; 20 см.; ISBN 5-94035-214-6

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012)[Электронный ресурс].– URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: ТЦ Сфера, 2015 – 96 с.

Просмотров работы: 2044