РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ДЕТСКОЙ КНИГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ БУКТРЕЙЛЕРА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ДЕТСКОЙ КНИГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ БУКТРЕЙЛЕРА

Ганина Н.О. 1, Шанц Е.А. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одной из граней его развития является формирование у дошкольника познавательных интересов.

В ст. 64 п. 1 Закона «Об образовании в Российской Федерации» обозначено, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности [8].

Познавательный интерес является наивысшей формой проявления потребности в познании окружающего у детей дошкольного возраста. Целевые ориентиры на этапе старшего дошкольного возраста, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, предполагают развитие у детей «любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания» [10]. Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательного интереса детей, который становится важным стимулом деятельности особенно в предшкольный период.

Проблему познавательного интереса широко исследовали многие психологи и педагоги. Т.А. Куликова считает, что у детей дошкольного возраста познавательный интерес – это стремление узнать, что – то новое, выяснить неясное в предметах и явлениях окружающей действительности. Л.М. Маневцова определяет познавательный интерес как стремление к активности и самостоятельности в познании: желание ребенка вникнуть в сущность предмета, явления, в их связи и отношения.

А.К. Маркова считает, что познавательный интерес – это особый вид интереса в обучении, а точнее интерес к познанию. Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Автор указывает, что эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям [5]. По мнению Г.И. Щукиной, предметом познавательного интереса является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру [12].

Познавательный интерес Н.Г. Морозова характеризует тремя обязательными моментами:

1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;

2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания;

3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает его заниматься, независимо от других мотивов [7].

Развитие познавательного интереса осуществляется поэтапно. Учёные называют следующие этапы/стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, познавательная активность [3].

К первой стадии относится любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком.

Вторая стадия — это любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок. В качестве примера проявления любознательности можно привести тот факт, что ребёнок часто задаёт вопросы познавательного характера, например: «Почему трава зелёная?», «Для чего корове хвост?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?», «Почему родятся дети?».

Третьей стадией является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира

К высокому уровню относят познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности - учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно-познавательного опыта. Её источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

В исследованиях Н.А. Бойченко, Л.Ф. 3ахаревич, Г.И. Щукиной можно проследить четкую взаимосвязь познавательных интересов со знаниями: они являются основой познавательных интересов. Познавательные интересы можно сделать устойчивыми и глубокими лишь в том случае, когда они основываются на прочных, осознанных знаниях. Процесс усвоения детьми знаний находится в полной зависимости от развития познавательных интересов – чем сильнее, активнее познавательные интересы, тем глубже, шире и прочнее знания [1].

Как отмечает А.М. Матюшкин, к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает активность ребенка. Ведь в этом возрастном периоде для развития познавательной потребности ребенка, важна исследовательская активность. Поэтому больше всего задаются вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются найти ответ, при этом используя свой маленький опыт. Ведь характерная особенность этого возраста – стремление узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Дети проявляют свою инициативу, которая обнаруживается в наблюдениях, в стремлении разузнать, подойти, потрогать [6].

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг. В связи с этим педагоги, озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. Одним из актуальных вопросом в педагоге и психологии является вопрос об особенностях восприятия книги детьми. Основным фактором отношения ребенка к книге является наличие или отсутствие интереса к чтению. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове, как средстве общения с детьми.

Содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности через различные образовательные области. «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. «Речевое развитие» направлено на знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. В данной области основной акцент делается на знакомство детей с книгой как важным атрибутом культуры. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» – поставлена задача приобщения к художественной литературе как произведению искусства, наряду с другими видами искусства (музыка, изобразительное искусство), развитие восприятия произведений художественной литературы в единстве содержания и формы.

Детская книга – это книги и периодические издания, созданные специально для детей, включающие произведения трех видов искусства - слова, живописи и дизайна, предоставленные человеку в начале его жизни как источник образов мира для восприятия и чтения с целью формирования и развития личности.

Детская литература выполняет две функции: эстетико-гедонистическую и мировоззренческую, которые проявляются как в содержании, так и в форме изданий.

Детская книга призвана удовлетворять детские потребности в эмоциях, в красивых, наглядных впечатлениях. Это и составляет эстетико-гедонистическую функцию, т.е. функцию удовольствия, наслаждения, радости от восприятия книги.

Мировоззренческая функция раскрывается в предметном наполнении книг, в способах изображения явлений, в том, о чем и как мы читаем детям. Книга хранит накопленные человечеством умственные, нравственные, эстетические и идеологические ценности, которые передаются новым поколениям, чтоб не прерывалась связь времен. Книга является средством воспитания и обучения детей (обучение грамоте, овладение математическими понятиями, привитие правил культуры поведения т.д.). Она помогает организовать досуг детей, игры, развлечения, викторины, дает материал для художественно-творческой деятельности детей.

Интерес к книге у ребёнка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребёнка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах учёных, педагогов, как Е.А. Флёриной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками раскрываются в работах А.В. Запорожца, Е.А. Флёриной, Т.А. Репиной, Л.М. Гурович. Все они утверждали, что при систематических занятиях с использованием художественной литературы во всех её проявлениях помогают детям быть более раскрепощёнными в общении, речь их грамматически правильна и красива, исчезают слова-паразиты и бытовые слова-штампы.

В старшем возрасте начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. Он приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких не было в их собственном опыте. У ребенка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приему. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте. Возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического воспитания и понимания произведений художественной литературы [4].

При развитии интереса к детской книге у дошкольников используются как традиционные, так и инновационные методы и приемы. Чтение или рассказывание воспитателя по книге или наизусть относятся к традиционным методам. Чтение передает мысли писателя, сохраняет язык автора. Эмоциональный контакт с детьми, заинтересованность воспитателя и выразительность, повышают воздействие художественного слова на детей. Повторение чтения является одним из приемов, углубляющих понимание содержания. Повторяют чтение отдельных, наиболее значимых частей. Стихи, потешки, короткие рассказы повторяются чаще. Знакомые рассказы и сказки дети любят слушать много раз. При повторном чтении важно точно воспроизводить первоначальный текст.

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных общей темой (Чтение стихов и рассказов о зиме, о животных) или единством образов (сказки о лисичке). Объединять можно произведения одного жанра (два рассказа) или несколько жанров сразу (загадка, рассказ, стихотворение) на таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

чтение (поэтического произведения) в сочетании с музыкой. На таких занятиях принимается во внимание сила воздействия произведений на эмоции ребенка, особенности поведения детей, эмоциональную отзывчивость.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

чтение и рассказывание с игрушками;

настольный театр;

кукольный и теневой, фланелеграф;

диафильмы, кинофильмы.

Беседа обязательно сопровождает чтение книг, благодаря беседе дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Во время беседы педагог помогает детям, добиваться понимания главной идеи произведения, осмыслить отношение к героям. При правильной постановке вопросов у ребенка возникает желание подражать нравственным поступкам героев.

Типы беседы:

Беседа вводная, организует детей на определенный вид деятельности.

Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.

Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.

Инсценированние и драматизация – разыгрывание по ролям содержания. Это метод вторичного ознакомления с художественным произведением. Существует несколько видов инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек, настольный картонажный или фанерный театр, фланелеграф и др. Дети могут быть и зрителями, и исполнителями.

К инновационным методам работы с художественной литературой можно отнести:

театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам рассказов, сказок;

обсуждение произведений известных художников к сказкам;

«перевирание» сказки (детям предлагается вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому, добавить новых персонажей…);

«салат из сказок» (детям предлагается сочинить новую сказку с героями различных произведений);

проектная деятельность («Игровой проект «Играем в сказку»);

занятия с использованием мультимедийных средств;

занятие – экскурсии [2].

Еще одним инновационным средством, на наш взгляд, является буктрейлер.

Буктрейлер (англ. Booktrailer – «book» - книга, «trailer» - киноафиша) -небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель буктрейлера — рассказать о книге. Но этот рассказ должен содержать интригу, чтобы заинтересовать зрителя и подвести его к прочтению этой книги.

С помощью буктрейлера решаются несколько задач:

привлечение внимания к книге;

создание аудитории читателей;

формирование персонального бренда писателя.

Существует классификация буктрейлеров. Ю. Щербинина в своей работе «Смотреть нельзя читать: Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России» выделяет разновидности буктрейлеров.

По способу визуального воплощения текста:

игровые (мини-фильм по книге);

неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.)

анимационные (мультфильм по книге).

По содержанию:

повествовательные (презентующие основу сюжета произведения).

атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции).

концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста) [11].

Этапы создания буктрейлера. На первом этапе проводится выбор книги для рассказа. Причинами выбора могут быть реклама новой книги или продвижение книги известного автора. Буктрейлер может быть создан по книгам, публикация которых приурочена к определенным датам или событиям. Выбранная книга должна быть понятна, соответствовать тематике и желаниям читателя. Второй этап является самый сложным, т. к. предполагает создание сценария к буктрейлеру с подробными деталями. Для повествовательного буктрейлера, рассказывающего о сюжете книги (произведения), необходимо обозначить интригу. Сюжет строится таким образом, чтобы после просмотра видеоролика читателю захотелось узнать продолжение и прочитать книгу (произведение). Атмосферный видеоролик должен спрогнозировать изменение настроения и эмоций читающего. Для этого надо определить настроение данной книги, а также с помощью каких приемов можно передать эмоции. Необходимо учитывать все реплики, декорации, атмосферу на съемке. Именно такой сценарий воодушевит к прочтению книги. На третьем этапе проводится подбор материалов для видеоряда. На основе сценария подбирается видеоматериал в виде картинок, фотографий, иллюстраций. Целесообразно использовать готовые видео и кадры из фильмов-экранизаций данной книги. При необходимости можно снимать и использовать оригинальные видео [9].

Таким образом, проблемой развития познавательного интереса к детской книге у детей старшего дошкольного возраста занимались многие психологи и педагоги дошкольного образования. Существует различные мнения ученых что же такое познавательный интерес, но все они делают акцент на то, что интерес вырастает из любопытства к окружающему миру детей раннего возраста и становится более глубоким и устойчивым в старшем дошкольном возрасте благодаря накоплению знаний. Век информационных технологий и инноваций отодвинул детскую книгу на второй план, у детей нет ни интереса, ни желания взаимодействовать с книгой. Поэтому педагоги используют в своей работе различные приемы, методы и средства для развития и поддержания на протяжении всего дошкольного возраста интереса к детской книге. На наш взгляд буктрейлер является одним из инновационных и малоиспользуемых средств для развития познавательного интереса к детской книге у старшего дошкольного возраста. Так как это средство позволяет в доступной форме познакомить ребят с произведением и его автором, а также развивать в них творческий потенциал при участии в инсценировке и разработке видеоролика.

Список литературы

Баранова, Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5 - 8 лет /Э.А.Баранова // Вопросы психологии. 2007. № 4. с. 45-55.

Болотская, С. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе / С. Болотская // Детский сад от А до Я. 2008. № 4. С. 150-153.

Волостникова, А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. - М., 1994. -- 75 с.

Максимова, С. И. Как приобщить ребенка к чтению: опыт российского детского сада 1910-х годов / С.И. Максимова // Детский сад. Теория и практика. - 2013. - № 6. - С. 46-69. – Текст: непосредственный

Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в дошкольном возрасте : пособие для студентов пед. ун-тов / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2013. – 86 с.

Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. 1992. – № 4. – С. 5-17.

Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей: пособие для студентов пед. ун-тов / Н.Г. Морозова. – М.: Просвещение, 2009. – 264 с.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf

Уткина, Т. Этапы создания буктрейлера / Татьяна Уткина // Sildeshare.net. – 2013. – Текст: электронный – Режим доступа: http://www.slideshare.net/tatyanautkina3/vasiljeva

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» Издательство: Проспект 2015 г., 160 с.

Щербинина, Ю. Смотреть нельзя читать / Юлия Щербина // URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2012/3/s8.html

Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике: пособие для студентов пед. ун-тов / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2011. – 282 с.

Просмотров работы: 38