РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАЗВИТИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАЗВИТИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ

Рассохина Т.В. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понятие «социокультура» в научный оборот ввел П.А. Сорокин, он относил к ней всю Вселенную, сотворенную человеком (всю духовную и материальную культуру). По мнению Ю.Н.Кулюткина и С.В.Тарасова это сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека. Среда оказывается существенным условием развития личности; в тоже время под влиянием деятельности человека, среда изменяется сама.

В настоящее время ведутся исследования и изучение социокультурного пространства как расширяющегося понятия, включающего в себя многочисленные структуры высшей психической деятельности человека, его потребностей в общении, развитии, социализации, познавательной деятельности. Социокультурная среда является источником воспитания человека. В неё входит, в том числе и образовательная среда. «Культура как категория отражает совокупность социально приобретенных и передаваемых из поколения в поколение значимых представлений о мире, ценностях, нормах и правилах поведения и отношений, общих для социальной общности или всего социума, регулирующих общественные отношения» (К.М. Хоруженко).

Деятельность общественной организации Народный фронт «За Россию» вот уже долгое время носит далеко не формальный характер. Организация всегда находится на переднем плане актуальных вопросов касающихся, в том числе и социокультурного пространства в инклюзии. Роль общественных организаций в формировании инклюзивного социокультурного пространства очень важна и имеет огромное значение!

Общественные организации привлекают внимание гражданского общества, власти для решения самых насущных проблем в инклюзии. Начиная от формирования доступной среды в культурных и образовательных учреждениях и др. до воспитания в обществе принятия, поддержки, взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями по здоровью.

По мнению Т.А. Пономарёвой: «Социокультурная модель инклюзивного процесса подразумевает, что все субъекты образовательной системы представляют собой социокультурную общность. Для эффективного функционирования последней требуется организация творческих социокультурных сред, общего мировоззрения, культурных ценностей, которые являются результатом совместной деятельности участников инклюзивного процесса и содействуют социальной интеграции и инклюзии».

В этой связи проводится множество акций, приобщения к культуре и искусству, взаимодействия в одном пространстве с разными категориями и слоями общества. К примеру, для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №10 VIII вида г. Каспийска активистами «Общероссийского Народного фронта «За Россию» совместно с актерами Русского драматического театра им. М. Горького г. Махачкалы, организовывается новогоднее театральное представление с участием сказочных героев в рамках всероссийской акции ОНФ «Новогоднее чудо».

Непосредственное участие в сказочном действии детей с ОВЗ, безусловно, даёт позитивный терапевтический эффект, в значительной степени укрепляет универсальную способность ребенка к межличностному взаимодействию, что в свою очередь выражается в проявлении положительных эмоций у обучающихся во время театрального представления.

Недостаточная доступность ряда культурных объектов для особенных детей восполняется акциями, инициаторами которых становятся именно общественные организации.

В ходе эксперимента учителями специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №10 VIII вида г. Каспийска зафиксированы ряд реакций, некоторые их которых мы приведем в рамках настоящей статьи:

1. Хадижа (7 лет) - на мероприятиях и спектаклях, ведёт себя активно, проявляет интерес к происходящему действию, после спектаклей находится в хорошем эмоциональном состоянии, испытывает радость и позитивный настрой.

2. Патимат (8 лет) - во время мероприятий и театральных представлений, ведёт себя адекватно, принимает активное участие в действии, после представления испытывает положительные эмоции, на фоне эмоционального подъёма, быстрее справляется с заданием учителя на уроках.

3. Али (9 лет) - на спектакле вёл себя адекватно, в силу расстройства рецептивной речи не мог полноценно повторять слова и движения за актёрами. При этом по окончании спектакля испытывал радость, эмоциональный подъём.

Проводимые общественными организациями культурные мероприятия влияют непосредственно на создание позитивного инклюзивного социокультурного пространства в нашем обществе.

Новые формы взаимодействия детей с ОВЗ в рамках самого образовательного учреждения и выходящие за рамки общения только со своими учениками и преподавателями в учебном заведении, дают возможность выстраивать иные межличностные отношения в социуме, расширение речевых и социальных контактов. Существенно помогают снижению формирования таких негативных личностных качеств у детей как: неконтактность, замкнутость, негативизм. Частично решают проблемы с установлением позитивных связей с миром и окружающими.

На протяжении нескольких лет активистами ОНФ, организуются и проводятся различные акции, в которых принимают участие не только танцевальные ансамбли, а также известные артисты Республики Дагестан:

1. выступление всемирно известного Академического ансамбля танца «Лезгинка»;

2. выступление ансамбля танца «Молодость Дагестана», популярного в Республике Дагестан и за его пределами;

3. концерт, приуроченный к Международному дню инвалидов в специальной коррекционной общеобразовательной школе №10 (VIII вида).

Непосредственное участие детей с ОВЗ в проводимых акциях является одним из важных элементов включения в социокультурное пространство.

Партнерство общественных организаций в создании позитивной социокультурной среды дает синергетический эффект. Характерным примером является взаимодействие общественной организация «Жизнь без слёз» и ОНФ с привлечением местных властей, в ходе которого в Республику Дагестан приехали медицинские специалисты в различных областях для проведения бесплатной консультации в области здравоохранения и лечения детей с ОВЗ и в частности, детей с орфанными заболеваниями. Родителям представилась возможность качественно и бесплатно получить помощь от специалистов в своей области, не выезжая за пределы Республики Дагестан.

Одновременно с этим активистами ОНФ и волонтерами была организована театральная программа, в ходе которой дети получили возможность расширить свои контакты со сверстниками, а также окунуться в другую непривычную среду, получить позитивные эмоции.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что конструктивная работа общественных организаций и власти (в формате двух общественных организаций, представителей министерства здравоохранения и культуры, волонтёров и добровольцев) создает множество возможностей для детей с ОВЗ по взаимодействию с новой окружающей средой в новом формате и с новыми людьми, а также открывает доступ к предоставлению консультативных медицинских услуг на безвозмездной основе.

Значительный вклад в создание доступной среды для детей с ОВЗ был внесен в ходе реализации проекта Д.М. Маллаева, заведующего кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Дагестанского государственного педагогического университета, в ходе, которого под эгидой Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в виде эксперимента в 2008 году в СОШ № 4 г. Махачкалы были частично созданы условия для совместного обучения обычных детей и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Проект показал возможности такого рода обучения и социализации детей с ОВЗ, совместную работу педагогов, родителей, дирекции школы.

Вместе с тем, в реализации этого проекта был выявлен ряд проблем, не связанных с образовательным процессом. В рамках проекта школа была адаптирована под детей с ОВЗ только на первом этаже. Доступа на второй этаж детям на колясках не было, классные входные двери не позволяли передвигаться ребятам, отсутствовали специально оборудованные туалетные комнаты. Уже социализированные ребята, привыкшие к школьной обстановке, имеющие друзей, широкий круг общения, вынуждены были после начальной школы уходить на домашнее обучение. Тем самым существенно сужался круг их коммуникативных и социальных контактов, отрицательно сказываясь на адаптации детей.

Общественная организация «Общероссийский народный фронт «За Россию» после обращения родителей с просьбой о помощи подключилась к решению проблемы.

Практически год добивались от администрации Махачкалы, реальных действий в отношении детей, обучающихся в данном учреждении. Требовалось дооборудовать второй этаж под нужды обучающихся, установить лифт, согласовать и принять документы, о продолжении обучения детей с ОВЗ в установленном законодательством порядке.

Привлечение внимания к создавшейся проблеме со стороны общественной организации, на самом высоком государственном уровне, дало свои результаты.

Были выделены средства на установку лифта и всего того, что требовалось для решения такой важной задачи. Контроль исполнения поручения, взяли на себя представители ОНФ в республике Дагестан.

С 1 сентября 2016года школьники после 4 класса смогли продолжить обучение в инклюзивной школе №4 города Махачкалы.

Продолжая работу по созданию позитивного социокультурного инклюзивного пространства в нашей республике в последующем в этом образовательном учреждении провели ряд мероприятий, культурного и образовательно-патриотического воспитания детей с ОВЗ.

К международному Дню инвалидов провели Всероссийскую творческую акцию «Краски единства». Известные исполнители эстрадного пения нашего региона откликнулись на предложение социокультурной направленности и по приглашению общественной организации организовали концертную программу.

Ребята с большим интересом не только смотрели концерт, но и сами участвовали в нём. Именно на таких мероприятиях решаются задачи, поставленные перед всеми участниками инклюзивного образования. Развиваются важные ценные личностные качества ребят, как, уверенность, самоуважение, толерантность. С каким увлечением и восхищением слушали выступление юных и талантливых учеников с ограничениями по здоровью все без исключения участники и зрители. Вот где начинается процесс вовлечения и научения сопереживанию, включению в социум.

Именно в таком творческо-общественном тандеме, дети раскрепощаются, открывают свои творческие способности и возможности. Так посредством адаптации, через искусство, приходит понимание всех обучающихся, что непохожие в одном, они могут совпадать в творчестве и творить в разных ипостасях, в разных жанрах искусства, проявлять не только свои способности в обучении, а выходить за эти рамки, расширять безграничные талантливые стороны своей личности.

Проведение всероссийской акции «Моя семья - мои истоки» ещё больше сблизило всех учащихся данной школы и не только их, в акции принимали участие сами родители школьников, дружно они рисовали древо свой семьи, затем рассказывали о своих родных, об их профессии, любимых занятиях, путешествиях, семейных достижениях, делились сокровенным, важными для них, семейными ценностями.

В акции прекрасно прослеживалось, как от старшего поколения к самому младшему, передаются главные постулаты жизни. Происходило взаимодействие с ранее незнакомыми людьми, родителями, новой средой. Формирование социокультурной среды, преследует, как минимум две главные цели. Обеспечение социокультурного взаимодействия личности и групп, а также удовлетворение их духовных потребностей.

Как отмечал С.Л.Рубинштейн, есть развитая сущность исходной сущности человека. Определяющие детерминанты этого процесса, очевидно, заложены не в каких-то одних потенциалах, а в их совокупности, включающей деятельность, культуру, индивидуальность и духовный мир личности. Эти исходные положения помогут нам выявить совокупность социально-педагогических факторов, которые определяются механизмами творческого развития. Структура социокультурной среды включает в себя, социально поведенческое окружение, общение с взрослыми и сверстниками, событийно информационное окружение, социокультурная адаптация детей с ОВЗ, предметно пространственное окружение.

В таком случае роль общественных организаций становится, исходя из опыта последних лет, одной из главных, решает такие задачи, которые ранее замыкались только на преподавательском составе и самих семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Психологи, педагоги, работая в сфере инклюзии, знают, какой длинный путь приходится преодолевать детям, чтобы трудности взаимодействия с окружающей средой и прежде всего, с окружающими людьми, были преодолены, пройдены трудные моменты адаптивного характера.

Литература:

Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания, 2001 № 1

Маллаев Д.М., Омарова П.О. История становления и развития специального и инклюзивного образования в Дагестане // Ж. «Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки», 2018 - №3.

Омарова П.О., Салахбекова А.Н. Роль семьи в социализации личности ребенка с отклонениями в развитии // Вопросы гуманитарных наук, 2005. №4. С.67-70

Пономарёва Т.А. Социокультурные аспекты инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями // Ж. «Теория и практика общественного развития», 2018. - №6.

Хитрюк В.В., Пономарева Е.И. Основы инклюзивного образования – Барановичи: РИО БарГУ, 2014.

Просмотров работы: 80