Отчёт по практике по теме ВКР «Использование приема построения кластера при обучении математике для формирования критического мышления у обучающихся 5-6 классов» - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Отчёт по практике по теме ВКР «Использование приема построения кластера при обучении математике для формирования критического мышления у обучающихся 5-6 классов»

Тулемисова Д.З. 1, Суханова Н.В. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

Цель педагогической практики (2 этап) заключается в формировании у магистрантов компетенций учителя (преподавателя), способного осуществлять на современном научном и методическом уровне учебную и воспитательную работу, углубление и закрепление теоретических, методологических и методических знаний и умений, полученных в ходе освоения дисциплин профессиональной подготовки, приобретение опыта проектирования и осуществления целостного образовательного процесса.

Основные задачи педагогической практики (2 этап):

Углубление знаний студентов о современной системе образования, механизмах ее функционирования, особенностях протекания учебно-воспитательногопроцесса.

Формирование опыта проектирования, реализации, анализа и оценки форм организации образовательногопроцесса.

Развитие умений по отбору и применению современных образовательныхтехнологий, выбору оптимальной стратегии преподавания в зависимости от образовательных возможностей и уровня подготовки обучающихся, умений использовать традиционные, деятельностные, интерактивные методыобучения.

Данные задачи практики соотносятся со следующими видами и задачами профессиональной деятельности:

Проектная:

проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутовобучающихся;

проектирование форм и методов контроля, различных видов контрольно- измерительныхматериалов;

проектирование содержания учебных дисциплин, технологий и конкретных методик обучения;

проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

Методическая:

разработка и реализация методических моделей, методик, технологий и приемов обучения;

анализ результатов процесса использования методических моделей, методик, технологий и приемовобучения.

Перечень планируемых результатов освоения программы практики

В результате прохождения практики обучающийся должен приобрести следующие компетенции в соответствие с ФГОС ВО:

готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов(ПК-8);

способность проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта(ПК-9);

готовность проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения(ПК-10);

готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность(ПК-11).

По окончании педагогической практики обучающийся должен

знать:

специфику профессиональной деятельности учителя(преподавателя);методологию и технологии проектирования и реализации профессиональной деятельности учителя(преподавателя);

направления, формы и методы работы учителя(преподавателя);

психолого-педагогические и организационные основы, этические нормы, обязательные для осуществления учебно-воспитательногопроцесса;

уметь:

осуществлять базовые виды профессиональнойдеятельности;

организовывать и проводить занятия с использованием современных информационных технологий обучения,

проектировать и реализовать активные формы организации учебно-воспитательной работы;

владеть:

умениями отбора учебного материала по требуемойтематике;

умениями адекватной оценки успешности своей деятельности, своих профессиональныхвозможностей;

иметь опыт:

проектирования содержания учебных занятий и воспитательныхмероприятий;

дидактической обработки научного материала с целью его изложения обучающимся;

анализа педагогического процесса и отдельных егоэлементов;

использования современных педагогических и информационныхтехнологий.

Циклограмма прохождения практики

Основные этапы педагогической практики:

первый этап –подготовительный;

второй этап –основной;

третий этап –итоговый.

Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики составляет не менее 6 часов в день и 36 часов в неделю.

Циклограмма прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Педагогическая - 2 этап)

 

п\п

Разделы

(этапы) практики

Виды работ на практике и содержание деятельности

Трудоемк

ость(час)

1

Подготовительный этап

Установочная конференция

2

Составление индивидуального плана прохождения

практики и графика проведения мероприятий

6

Планирование формирующего эксперимента по теме

магистерской диссертации

10

2

Основной этап

Разработка диагностической работы для обработки

результатов формирующего эксперимента

10

Разработка индивидуального образовательного маршрута или курса по выбору для обучающихся по теме

диссертационного исследования

22

Подготовка доклада на тему магистерской диссертации

15

Составление планов-конспектов предстоящих занятий

8

Разработка учебно-методических материалов к занятиям

с использованием специальных инструментов

16

Выступление с докладом на тему магистерской диссертации на методическом заседании учителей

математики

1

Посещение и анализ занятий, проводимых учителями

математики (не менее 4 занятий)

8

Проведение уроков (занятий) согласно составленному

плану

4

Анализ посещенных занятий

8

Реализация индивидуального образовательного маршрута или курса по выбору для обучающихся в соответствии с

темой диссертационного исследования

40

Проведение диагностической работы в рамках

формирующего эксперимента

2

Обработка результатов формирующего эксперимента

10

3

Заключительный этап

Подготовка публикации по результатам формирующего

эксперимента

20

Проведение самоанализа качества проделанной работы, оценка достоинств и недостатков, определение

возможных путей коррекции

14

Оформление документации по результатам практики

18

Участие в итоговой конференции по практике

2

 

Всего

 

216

Характеристика базы практики

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32.

Адрес:​ 628418, г. Сургут, ул. Чехова, 10/2.

E-mail:​ sc32@admsurgut.ru.

Руководитель образовательной организации - директор школы высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель Российской Федерации Прогонюк Лариса Николаевна.

Согласования между образовательной моделью в школе и структурой ее управления  условие гармоничного развития организационных и образовательных процессов. В основу проектирования модели управления школы положены Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, Устав школы, нормативно-правовые документы Министерства образования и науки РФ. Реальная возможность придать педагогическому процессу целостность и оптимальность связана не только с ее совершенствованием, но и с применением принципиально новой -модульной системы, которая строится в соответствии с прогнозируемыми целями. Эта система предусматривает вариативность и оптимальную технологичность содержания, средств, форм и методов обучения, где в управлении активно задействованы не только директор, его заместители и учителя школы, но и сами обучающиеся.

Децентрализация системы управления школой способствует гармонизации содержательной и управленческой деятельности, причем для каждого отдельного структурного подразделения предусматриваются конкретные цели, оценивается сложность и неоднородность объекта управления. В системе управления школы функционируют не отдельные модули, работающие по известным образовательным моделям, а их оптимальная комбинация. Их деятельность определена следующими стратегическими требованиями:

полный охват направлений работы;

координация и взаимосвязь деятельности различных подразделений;

адаптивность управленческой модели к изменяющимся социально-экономическим условиям, открытость, позволяющая субъектам управления

своевременно вводить в имеющуюся систему новые структуры, отказываться от

устаревших;

использование в управлении школой современных информационных технологий;

оптимальное для данной модели привлечение квалифицированных специалистов,

в том числе из числа общественности к принятию управленческих решений.

Исходя из целей, принципов построения и стратегии развития построена структура управления, в которой выделяется 4 уровня управления:

Первый уровень  директор  главное административное лицо, воплощающее единоначалие и несущее персональную ответственность за все, что делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления. На этом же уровне модели находятся высшие органы коллегиального и общественного управления, имеющие тот или иной правовой статус: Управляющий совет, общее собрание работников организации, педагогический совет, общешкольный родительский комитет. Субъекты управления этого уровня обеспечивает единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития образовательного учреждения, всех его подразделений.

Второй уровень  заместители директора образовательного учреждения, органы, входящие в сферу влияния каждого из членов администрации. Каждый член администрации курирует определенное направление или подразделение учебно-воспитательной системы:

учебно-воспитательная работа,

внеурочная-внеклассная работа,

научно-методическая работа,

хозяйственная деятельность.

Этот уровень выступает звеном опосредованного руководства директора образовательной системой. Его главная функция согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами, то есть добиваться тактического воплощения стратегических задач и прогнозов.

Третий уровень  методические объединения. К управленцам этого уровня относятся руководители методических объединений. Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции. Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и не формализовано.

Четвертый уровень  учащиеся, родители и учителя. Развитие самоуправления на этом уровне обеспечивает реализацию принципа демократизации. Участие детей в управляющей системе формирует их организаторские способности и деловые качества.

В школе разработаны функциональные обязанности для управленцев каждого уровня управления, что обеспечивает четкость и слаженность в управлении развитием образовательного учреждения, избавляет от перекладывания ответственности с одного должностного лица на другого.

Специфика образования МБОУ СОШ №32:

среднее общеобразовательное учебное заведение базового уровня;

реализация принципа вариативности (общеобразовательные классы, классы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение на дому):

возможность выбора направлений и дополнительных общеобразовательных программ, программ внеурочной деятельности, элективных курсов, исходя из состояния здоровья, интересов и способностей;

личностная ориентация, индивидуальный подход к учащимся;

обеспечение социально-психологической защищенности ребенка;

гуманизация учебно-воспитательного процесса, признание прав ребенка, сотрудничество и сотворчество;

применение нетрадиционных форм, методов обучения и контроля знаний, умений и навыков.

Методологические основы учебно-воспитательного процесса:

ученик является субъектом, а не объектом учебно-воспитательного процесса;

обучение ставится впереди развития, помогает, стимулирует, происходит в зоне ближайшего развития;

учебная деятельность ребенка является полноценной, включает все этапы учебно-воспитательного процесса;

творческая деятельность имеет приоритет по сравнению с репродуктивной.

ПРОТОКОЛ

ЗАСЕДАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ, ИНФОРМАТИКИ

от «9» декабря 2019 г

Повестка дня:

1. О выполнении учебных планов и программ за 1 полугодие и объективности выставления оценок за четверть.

2. О результатах административных контрольных работ по математике за I полугодие в 5-х – 11-х классах, мониторинга в 9х классах.

3. О работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

4. О проектировании урока с позиции формирования УУД.

5. Обмен опытом работы (выступление учителя математики Тулемисовой Д.З. по теме: «Роль и место кластеров в обучении математике»).

Присутствовали: 16 человек

Отсутствовали: 0 человек

Слушали:

1) О выполнении учебных планов и программ за 1 полугодие и результатах итоговых контрольных работ и мониторингов по математике в 5х-11х классах.

Доклад (Юртиной И.В.) руководителя МО

Тезисы доклада. За 1 полугодие все учителя МО выполнили учебный план. Отставания по программе нет, практическая и лабораторная часть выполнены полностью. По результатам контрольных работ и мониторингов по математике в 5х-11х классах всем учителям усилить работу со слабыми учащимися, а также обратить внимание на учащихся, которые могут иметь «5» по математике и учащихся, имеющих одну тройку по математике. На родительских собраниях довести до родителей правила выставления четвертных оценок.

Выступили:

О результатах мониторингов знаний учащихся 9х классов по математике.

Доклад (Пошюнене И.В.), руководитель МО.

Тезисы доклада. Излагаются и анализируются результаты мониторинга в 9-х классах. Учителю Славовой П.Г. продолжить работу со слабыми учащимися, разработать индивидуальные образовательные маршруты. Уделять больше внимания заданиям модуля «Геометрия». Всем учителям математики скорректировать рабочие программы, в повторение включать больше заданий по тем темам, которые вызывают затруднения у учащихся 9 классов.

О работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Выступление учителя математики (Агаева Г.Г.)

Тезисы выступления: психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, результаты проведённой диагностики мотивации учебной деятельности, ЗУН по предметам. Проведение образовательно-компенсирующей работы с учащимися, опираясь на результаты диагностики.

О проектировании урока с позиции формирования УУД.

Выступление учителя математики Аристова Г.А.

Тезисы выступления: учитель рассказала о требованиях к уроку, провела сравнение традиционного урока и урока современного типа.

Обмен опытом работы.

Выступление учителя математики Тулемисова Д.З.

Тезисы выступления: рассмотрели понятие «кластер», проанализировали назначение, классификация, преимущества кластера. Учитель представил стадии организации учебного процесса при реализации метода кластер (приложение 1).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЯМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

«Мобильное Электронное Образование» (далее МЭО) – единая цифровая среда школы включает в себя учебный контент по школьным предметам (1-11 классы) и подготовка к ОГЭ/ЕГЭ; функционал: индивидуализация обучения и назначение заданий, коммуникация, электронный журнал и дневник, статистика; методическое сопровождение.

Содержание «Мобильного Электронного Образования» подходит под все УМК из утвержденного федерального перечня учебников.

Использование «Мобильного Электронного Образования» в образовательном процессе школы позволяет без значительных организационных и временных затрат индивидуализировать образование каждого обучающегося.

Мы воспользовались учебным материалом для 6 класса по математике в МЭО, а именно по темам:

Отношения. Просмотрели видеоролик к уроку (рисунок 1), решили задания открытого типа (рисунок 2).

Рис. 1

Рис. 2

Пропорции. Освоили теоретический материал к уроку (рисунок 3), подвели итоги урока с помощью раздела «Проверь себя» (рисунок 4).

Рис. 3

Рис. 4

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОХОЖДЕНИЯ

МАГИСТРОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

В результате прохождения практики удалось приобрести следующие компетенции в соответствии с ФГОС ВО:

− готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательных

программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-8);

− способность проектировать формы и методы контроля качества образования,

различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта (ПК-9);

− готовность проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и

конкретные методики обучения (ПК-10);

− готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий

и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-11).

По окончании педагогической практики удалось преобрести

знания:

− специфику профессиональной деятельности учителя (преподавателя);

− методологию и технологии проектирования и реализации профессиональной деятельности учителя (преподавателя);

− направления, формы и методы работы учителя (преподавателя);

− психолого-педагогические и организационные основы, этические нормы,

обязательные для осуществления учебно-воспитательного процесса;

умения:

− осуществлять базовые виды профессиональной деятельности;

− организовывать и проводить занятия с использованием современных информационных технологий обучения,

− проектировать и реализовать активные формы организации учебно-воспитательной

работы;

овладение:

− умениями отбора учебного материала по требуемой тематике;

− умениями адекватной оценки успешности своей деятельности, своих профессиональных возможностей;

иметь опыт:

− проектирования содержания учебных занятий и воспитательных мероприятий;

− дидактической обработки научного материала с целью его изложения

обучающимся;

− анализа педагогического процесса и отдельных его элементов;

− использования современных педагогических и информационных технологий.

Затруднения при прохождении практики не возникли.

Просмотров работы: 46