ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
Цель педагогической практики (2 этап) заключается в формировании у магистрантов компетенций учителя (преподавателя), способного осуществлять на современном научном и методическом уровне учебную и воспитательную работу, углубление и закрепление теоретических, методологических и методических знаний и умений, полученных в ходе освоения дисциплин профессиональной подготовки, приобретение опыта проектирования и осуществления целостного образовательного процесса.
Основные задачи педагогической практики (2 этап):
Углубление знаний студентов о современной системе образования, механизмах ее функционирования, особенностях протекания учебно-воспитательногопроцесса.
Формирование опыта проектирования, реализации, анализа и оценки форм организации образовательногопроцесса.
Развитие умений по отбору и применению современных образовательныхтехнологий, выбору оптимальной стратегии преподавания в зависимости от образовательных возможностей и уровня подготовки обучающихся, умений использовать традиционные, деятельностные, интерактивные методыобучения.
Данные задачи практики соотносятся со следующими видами и задачами профессиональной деятельности:
Проектная:
проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутовобучающихся;
проектирование форм и методов контроля, различных видов контрольно- измерительныхматериалов;
проектирование содержания учебных дисциплин, технологий и конкретных методик обучения;
проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
Методическая:
разработка и реализация методических моделей, методик, технологий и приемов обучения;
анализ результатов процесса использования методических моделей, методик, технологий и приемовобучения.
Перечень планируемых результатов освоения программы практики
В результате прохождения практики обучающийся должен приобрести следующие компетенции в соответствие с ФГОС ВО:
готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов(ПК-8);
способность проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта(ПК-9);
готовность проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения(ПК-10);
готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность(ПК-11).
По окончании педагогической практики обучающийся должен
знать:
специфику профессиональной деятельности учителя(преподавателя);методологию и технологии проектирования и реализации профессиональной деятельности учителя(преподавателя);
направления, формы и методы работы учителя(преподавателя);
психолого-педагогические и организационные основы, этические нормы, обязательные для осуществления учебно-воспитательногопроцесса;
уметь:
осуществлять базовые виды профессиональнойдеятельности;
организовывать и проводить занятия с использованием современных информационных технологий обучения,
проектировать и реализовать активные формы организации учебно-воспитательной работы;
владеть:
умениями отбора учебного материала по требуемойтематике;
умениями адекватной оценки успешности своей деятельности, своих профессиональныхвозможностей;
иметь опыт:
проектирования содержания учебных занятий и воспитательныхмероприятий;
дидактической обработки научного материала с целью его изложения обучающимся;
анализа педагогического процесса и отдельных егоэлементов;
использования современных педагогических и информационныхтехнологий.
Циклограмма прохождения практики
Основные этапы педагогической практики:
первый этап –подготовительный;
второй этап –основной;
третий этап –итоговый.
Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики составляет не менее 6 часов в день и 36 часов в неделю.
Циклограмма прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Педагогическая - 2 этап)
№ п\п |
Разделы (этапы) практики |
Виды работ на практике и содержание деятельности |
Трудоемк ость(час) |
1 |
Подготовительный этап |
Установочная конференция |
2 |
Составление индивидуального плана прохождения практики и графика проведения мероприятий |
6 |
||
Планирование формирующего эксперимента по теме магистерской диссертации |
10 |
||
2 |
Основной этап |
Разработка диагностической работы для обработки результатов формирующего эксперимента |
10 |
Разработка индивидуального образовательного маршрута или курса по выбору для обучающихся по теме диссертационного исследования |
22 |
||
Подготовка доклада на тему магистерской диссертации |
15 |
||
Составление планов-конспектов предстоящих занятий |
8 |
||
Разработка учебно-методических материалов к занятиям с использованием специальных инструментов |
16 |
||
Выступление с докладом на тему магистерской диссертации на методическом заседании учителей математики |
1 |
||
Посещение и анализ занятий, проводимых учителями математики (не менее 4 занятий) |
8 |
||
Проведение уроков (занятий) согласно составленному плану |
4 |
||
Анализ посещенных занятий |
8 |
||
Реализация индивидуального образовательного маршрута или курса по выбору для обучающихся в соответствии с темой диссертационного исследования |
40 |
||
Проведение диагностической работы в рамках формирующего эксперимента |
2 |
||
Обработка результатов формирующего эксперимента |
10 |
||
3 |
Заключительный этап |
Подготовка публикации по результатам формирующего эксперимента |
20 |
Проведение самоанализа качества проделанной работы, оценка достоинств и недостатков, определение возможных путей коррекции |
14 |
||
Оформление документации по результатам практики |
18 |
||
Участие в итоговой конференции по практике |
2 |
||
Всего |
216 |
Характеристика базы практики
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32.
Адрес: 628418, г. Сургут, ул. Чехова, 10/2.
E-mail: sc32@admsurgut.ru.
Руководитель образовательной организации - директор школы высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель Российской Федерации Прогонюк Лариса Николаевна.
Согласования между образовательной моделью в школе и структурой ее управления условие гармоничного развития организационных и образовательных процессов. В основу проектирования модели управления школы положены Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, Устав школы, нормативно-правовые документы Министерства образования и науки РФ. Реальная возможность придать педагогическому процессу целостность и оптимальность связана не только с ее совершенствованием, но и с применением принципиально новой -модульной системы, которая строится в соответствии с прогнозируемыми целями. Эта система предусматривает вариативность и оптимальную технологичность содержания, средств, форм и методов обучения, где в управлении активно задействованы не только директор, его заместители и учителя школы, но и сами обучающиеся.
Децентрализация системы управления школой способствует гармонизации содержательной и управленческой деятельности, причем для каждого отдельного структурного подразделения предусматриваются конкретные цели, оценивается сложность и неоднородность объекта управления. В системе управления школы функционируют не отдельные модули, работающие по известным образовательным моделям, а их оптимальная комбинация. Их деятельность определена следующими стратегическими требованиями:
полный охват направлений работы;
координация и взаимосвязь деятельности различных подразделений;
адаптивность управленческой модели к изменяющимся социально-экономическим условиям, открытость, позволяющая субъектам управления
своевременно вводить в имеющуюся систему новые структуры, отказываться от
устаревших;
использование в управлении школой современных информационных технологий;
оптимальное для данной модели привлечение квалифицированных специалистов,
в том числе из числа общественности к принятию управленческих решений.
Исходя из целей, принципов построения и стратегии развития построена структура управления, в которой выделяется 4 уровня управления:
Первый уровень директор главное административное лицо, воплощающее единоначалие и несущее персональную ответственность за все, что делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления. На этом же уровне модели находятся высшие органы коллегиального и общественного управления, имеющие тот или иной правовой статус: Управляющий совет, общее собрание работников организации, педагогический совет, общешкольный родительский комитет. Субъекты управления этого уровня обеспечивает единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития образовательного учреждения, всех его подразделений.
Второй уровень заместители директора образовательного учреждения, органы, входящие в сферу влияния каждого из членов администрации. Каждый член администрации курирует определенное направление или подразделение учебно-воспитательной системы:
учебно-воспитательная работа,
внеурочная-внеклассная работа,
научно-методическая работа,
хозяйственная деятельность.
Этот уровень выступает звеном опосредованного руководства директора образовательной системой. Его главная функция согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами, то есть добиваться тактического воплощения стратегических задач и прогнозов.
Третий уровень методические объединения. К управленцам этого уровня относятся руководители методических объединений. Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции. Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и не формализовано.
Четвертый уровень учащиеся, родители и учителя. Развитие самоуправления на этом уровне обеспечивает реализацию принципа демократизации. Участие детей в управляющей системе формирует их организаторские способности и деловые качества.
В школе разработаны функциональные обязанности для управленцев каждого уровня управления, что обеспечивает четкость и слаженность в управлении развитием образовательного учреждения, избавляет от перекладывания ответственности с одного должностного лица на другого.
Специфика образования МБОУ СОШ №32:
среднее общеобразовательное учебное заведение базового уровня;
реализация принципа вариативности (общеобразовательные классы, классы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение на дому):
возможность выбора направлений и дополнительных общеобразовательных программ, программ внеурочной деятельности, элективных курсов, исходя из состояния здоровья, интересов и способностей;
личностная ориентация, индивидуальный подход к учащимся;
обеспечение социально-психологической защищенности ребенка;
гуманизация учебно-воспитательного процесса, признание прав ребенка, сотрудничество и сотворчество;
применение нетрадиционных форм, методов обучения и контроля знаний, умений и навыков.
Методологические основы учебно-воспитательного процесса:
ученик является субъектом, а не объектом учебно-воспитательного процесса;
обучение ставится впереди развития, помогает, стимулирует, происходит в зоне ближайшего развития;
учебная деятельность ребенка является полноценной, включает все этапы учебно-воспитательного процесса;
творческая деятельность имеет приоритет по сравнению с репродуктивной.
ПРОТОКОЛ
ЗАСЕДАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ, ИНФОРМАТИКИ
от «9» декабря 2019 г
Повестка дня:
1. О выполнении учебных планов и программ за 1 полугодие и объективности выставления оценок за четверть.
2. О результатах административных контрольных работ по математике за I полугодие в 5-х – 11-х классах, мониторинга в 9х классах.
3. О работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
4. О проектировании урока с позиции формирования УУД.
5. Обмен опытом работы (выступление учителя математики Тулемисовой Д.З. по теме: «Роль и место кластеров в обучении математике»).
Присутствовали: 16 человек
Отсутствовали: 0 человек
Слушали:
1) О выполнении учебных планов и программ за 1 полугодие и результатах итоговых контрольных работ и мониторингов по математике в 5х-11х классах.
Доклад (Юртиной И.В.) руководителя МО
Тезисы доклада. За 1 полугодие все учителя МО выполнили учебный план. Отставания по программе нет, практическая и лабораторная часть выполнены полностью. По результатам контрольных работ и мониторингов по математике в 5х-11х классах всем учителям усилить работу со слабыми учащимися, а также обратить внимание на учащихся, которые могут иметь «5» по математике и учащихся, имеющих одну тройку по математике. На родительских собраниях довести до родителей правила выставления четвертных оценок.
Выступили:
О результатах мониторингов знаний учащихся 9х классов по математике.
Доклад (Пошюнене И.В.), руководитель МО.
Тезисы доклада. Излагаются и анализируются результаты мониторинга в 9-х классах. Учителю Славовой П.Г. продолжить работу со слабыми учащимися, разработать индивидуальные образовательные маршруты. Уделять больше внимания заданиям модуля «Геометрия». Всем учителям математики скорректировать рабочие программы, в повторение включать больше заданий по тем темам, которые вызывают затруднения у учащихся 9 классов.
О работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Выступление учителя математики (Агаева Г.Г.)
Тезисы выступления: психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, результаты проведённой диагностики мотивации учебной деятельности, ЗУН по предметам. Проведение образовательно-компенсирующей работы с учащимися, опираясь на результаты диагностики.
О проектировании урока с позиции формирования УУД.
Выступление учителя математики Аристова Г.А.
Тезисы выступления: учитель рассказала о требованиях к уроку, провела сравнение традиционного урока и урока современного типа.
Обмен опытом работы.
Выступление учителя математики Тулемисова Д.З.
Тезисы выступления: рассмотрели понятие «кластер», проанализировали назначение, классификация, преимущества кластера. Учитель представил стадии организации учебного процесса при реализации метода кластер (приложение 1).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЯМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
«Мобильное Электронное Образование» (далее МЭО) – единая цифровая среда школы включает в себя учебный контент по школьным предметам (1-11 классы) и подготовка к ОГЭ/ЕГЭ; функционал: индивидуализация обучения и назначение заданий, коммуникация, электронный журнал и дневник, статистика; методическое сопровождение.
Содержание «Мобильного Электронного Образования» подходит под все УМК из утвержденного федерального перечня учебников.
Использование «Мобильного Электронного Образования» в образовательном процессе школы позволяет без значительных организационных и временных затрат индивидуализировать образование каждого обучающегося.
Мы воспользовались учебным материалом для 6 класса по математике в МЭО, а именно по темам:
Отношения. Просмотрели видеоролик к уроку (рисунок 1), решили задания открытого типа (рисунок 2).
Рис. 1
Рис. 2
Пропорции. Освоили теоретический материал к уроку (рисунок 3), подвели итоги урока с помощью раздела «Проверь себя» (рисунок 4).
Рис. 3
Рис. 4
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОХОЖДЕНИЯ
МАГИСТРОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
В результате прохождения практики удалось приобрести следующие компетенции в соответствии с ФГОС ВО:
− готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательных
программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-8);
− способность проектировать формы и методы контроля качества образования,
различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта (ПК-9);
− готовность проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и
конкретные методики обучения (ПК-10);
− готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий
и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-11).
По окончании педагогической практики удалось преобрести
знания:
− специфику профессиональной деятельности учителя (преподавателя);
− методологию и технологии проектирования и реализации профессиональной деятельности учителя (преподавателя);
− направления, формы и методы работы учителя (преподавателя);
− психолого-педагогические и организационные основы, этические нормы,
обязательные для осуществления учебно-воспитательного процесса;
умения:
− осуществлять базовые виды профессиональной деятельности;
− организовывать и проводить занятия с использованием современных информационных технологий обучения,
− проектировать и реализовать активные формы организации учебно-воспитательной
работы;
овладение:
− умениями отбора учебного материала по требуемой тематике;
− умениями адекватной оценки успешности своей деятельности, своих профессиональных возможностей;
иметь опыт:
− проектирования содержания учебных занятий и воспитательных мероприятий;
− дидактической обработки научного материала с целью его изложения
обучающимся;
− анализа педагогического процесса и отдельных его элементов;
− использования современных педагогических и информационных технологий.
Затруднения при прохождении практики не возникли.