ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СТИХОВОРЕНИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СТИХОВОРЕНИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Салова О.И. 1, Левшина Н.И. 1
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». В.Г.Белинский

Детская поэзия – это стихотворная, ритмически организованная речь, включающая в себ япроизведения эпического, лирического, лироэпического, драматического характера, обращенная не только к разуму маленького читателя, но и к его чувствам [6].

Стремление к поэзии возникает у детей очень рано. Не случайно первые детские книжки – это сборники потешек, стихов, песенок. Свобода детских ассоциаций и отношения тянет детей к поэзии подсознательно. Пусть это и незаметно на первый взгляд, роль поэзии в жизни ребенка очень важна, ведь именно с созвучных строк начинается наше общение с ним. Рифмы создают ощущение упорядоченности, стройности речи, умиротворенности. Музыкальность детских стихов - их несомненное достоинство. Поэзия для малышей помогает «настроить душу» на восприятие высоких чувств.

Актуальность темы определяется тем, что именно со стихотворений начинается знакомство ребенка с художественной литературой. Поэзия на сегодняшний день, является важнейшим средством формирования у ребенка первичного образного представления о мире, воспитания у него эстетического вкуса, овладения языковыми законами. Произведения, написанные в поэтической форме, легче для восприятия.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: проявление интереса к стихам, как социально-нормативная возрастная характеристика возможных достижений ребёнка – является одним из целевых ориентиров дошкольного образования. Использование стихотворений в образовательном процессе помогает в развитии речи ребенка, обогащает его пассивный и активный словарь. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач, в том числе и воспитания интереса к художественному слову. Именно поэтому проблема формирования интереса к стихам является актуальной[9].

Восприятие литературного произведения - это сложный творческий процесс, опосредованный всем жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом слушателя, оно имеет ряд особенностей, свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности и, в частности, восприятию произведений любого вида искусства. Это, прежде всего, его целостность, активность и творческий характер.

Восприятие это активная деятельность, в которой огромную роль играют положительная мотивация, потребность и интерес. Целью этой деятельности является создание адекватной картины окружающей человека действительности как данной ему непосредственно, так и преломленной в сознании авторов произведений искусства. Знание окружающего мира и овладение ценностями духовной культуры нужны каждому человеку не только сами по себе, но и для практического пользования, для взаимодействия со средой и, наконец, для удовлетворения своих потребностей.

Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Е.А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).

Изучению проблемы особенностей восприятия в детском возрасте посвящены многочисленные исследования в области педагогики и психологии. Отечественные психологи Л.С. Выготский, Л.М. Гурович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Т.А. Репина, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др. в своих научных работах убедительно доказали, что детям дошкольного возраста доступно восприятие произведений искусства и их элементарная эстетическая оценка [4].

С их точки зрения, дети способны воспринимать не только содержание произведений, но и средства выразительности. Причем, восприятие поэтического образа носит эмоционально-насыщенный характер, ребенок, с присущей его возрасту непосредственностью, принимает участие в действиях героев, переживая их радости и печали.

Возрастная динамика понимания поэтического произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки.

Уровень восприятия ребенком поэтического произведения устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности. Трудность в определении уровня восприятия произведения обуславливается, как и своеобразием и неповторимостью, возможностью их разной трактовки, так и сложностью процесса восприятия, необходимостью учета разных его сторон, и прежде всего эмоций, воображения, мышления и возраста. Основной критерий, позволяющий определить уровень восприятия произведения, – степень образной конкретизации и образного обобщения. Этот критерий, выдвинутый Н.Д. Молдавской, учитывает способность к восприятию художественного образа в единстве конкретного и абстрактного, индивидуального и типичного. Под образной конкретизацией понимается способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в своем воображении целостный образ. Образное обобщение предполагает, что в конкретной картине человеческой жизни, описанной авторам, читатель видит обобщенный смысл, проблему, поставленную в произведении [7]. О.И. Никифоровой были определены следующие уровни восприятия поэтического произведения: первая стадия - непосредственное восприятие произведения, то есть воспроизведения и переживания образов произведения. На этой стадии ведущую роль играет воображение, произведение воспринимается "сердцем", а потом уже умом. Вторая стадия – понимание содержания произведения. Ведущим становится мышление, и поскольку оно оперирует тем, что было эмоционально пережито, оно не отражает эмоциональности восприятия произведения, а углубляет его. Третья - влияние художественной литературы на личность ребенка как конечный результат восприятия художественных произведений [8].

Поэтическое восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным.

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи (А. Барто «Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик» и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов. Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз (5–6) повторяет текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети.

В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями. Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем (Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и др.).

Методика заучивания усложняется, вводится единая для средней и старшей групп сетка занятия, рассмотренная выше. Конечно, длительность занятия, содержание и форма анализа, приемы обучения выразительному чтению на каждом возрастном этапе различаются. В средней группе, особенно в начале года, большое место занимают игровые приемы; используется наглядный материал. Чем старше дети, тем больше надо опираться на понимание и осознанное освоение приемов запоминания и выразительного чтения. При чтении стихотворения в средней группе можно в кратком анализе обращать внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» – образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый).

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»). В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения детям помогают создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи.

Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие усложняется за счет более глубокого анализа стихов. Вместе с тем не стоит увлекаться работой по осмыслению поэтического текста. Это снижает художественный образ, его влияние на детские эмоции. Эстетическое воздействие снижается и при объяснении образных выражений. Невозможно также объяснить юмор. К поэзии нельзя подходить только с познавательной стороны, забывая о силе обаяния, которая кроется в художественной форме. В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве [1]. Таким образом, на запоминание и воспроизведение стихов оказывают влияние такие факторы: психологические возрастные особенности усвоения и запоминания материала; содержание и форма стихотворения; качество выразительного чтения взрослых; приемы, используемые на занятиях; индивидуальные особенности детей.

Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус и все последующие знакомства с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?). Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение.

Заучивание стихов – это прекрасная тренировка для мозга. Если, во время занятий с логическими игрушками, усиленно работает левое полушарие мозга, то в случае заучивания стихов активно действует не одно только правое полушарие, но и весь мозг. Ученые давно доказали, что ребенок, знающий много стихов в раннем детстве, и в дальнейшей жизни демонстрирует, лучшие, чем сверстники показатели интеллектуального развития [5].

Список использованных источников и литературы:

Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва: Изд. центр "Академия", 1997. – 399  с.

Алябьева, Е.А. Как научить ребенка запоминать стихи: метод. пособие/ Е.  А. Алябьева. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 96 с.

Бородич, А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие / А.М.  Бородич. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 255 с.

Корст, Н.О. Вопросы анализа художественных произведений / Под ред. проф. Н. О. Корста. – Москва.: Просвещение, 1969. - 284 с.

Карпинская, Н.С. Развитие творческих способностей детей в процессе обучения их выразительному чтению наизусть, рассказывания / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2000. – С. 520-530.

Краткий словарь. Режим доступа: http://read.amahrov.ru/load/poleznye_materialy/literaturnaja_kukhnja/kratkij_slovar_literaturnykh_ponjatij_i_terminov/45-1-0-58

Молдавская, Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения / Н.Д. Молдавская; Науч.-исслед. ин-т содерж. и методов обучения АПН СССР. – Москва.: Педагогика, 1976. - 224 с.

Никифорова, О.И. Психологические вопросы восприятия художественной литературы: Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора психологических наук. (731) / АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т психологии. – Москва.: Изд-во МГУ, 1969. - 28 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/77677348/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/(дата обращения:15.01.2020)

Просмотров работы: 545