Условия психолого-педагогического сопровождения формирования позитивного Образа-Я у подростков в условиях образовательной среды - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Условия психолого-педагогического сопровождения формирования позитивного Образа-Я у подростков в условиях образовательной среды

Любкина Е.А. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сопровождение в целом – это целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности с конкретным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам конкретного случая. Психологическое сопровождение в условиях социальной среды рассматривается Ю.В. Слюсаревым как недирективная форма взаимодействия, в процессе которой обычным людям предлагается психологическая помощь, направленная «на развитие и саморазвитие самосознания личности», активизирующая собственные ресурсы человека [1].

Понятие «психолого-педагогическое сопровождение» активно используется в психологии, педагогике и имеет обширное разнообразие видов и форм, которые различаются по цели, объекту, предмету и содержанию (М.Л. Шипицына, Е.И. Казакова, И.В. Дубровина, Э.М.Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова, Е.В. Зволейко и др.).

Сопровождение личности в условиях образовательной среды достаточно глубоко рассматривалось в работах В.Т. Афанасьева, В.П. Беспалько, Н.П. Ващекина, Е.Н. Жильцова, В.М. Зуева, А.Н. Леонтьева, В.П. Шубина, В.А. Ядова и других ученых. Существует множество различных подходов к определению содержания психологического сопровождения в современной практической психологии. Например, М.Р. Битянова определяет психологическое сопровождение как систему профессиональной деятельности специалиста, направленную на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения в рамках образовательного процесса [2]. В систему сопровождения включены все участники образовательного процесса: учащиеся, учителя, администрация и родители.

В.М. Толстошеина трактует психологическое сопровождение как единство деятельностей всех участников педагогического процесса по созданию условий для позитивного развития ребенка на протяжении всей дошкольной и школьной жизни при сохранении максимума его личностной свободы и ответственности. Основной его целью является создание и поддержание в образовательном учреждении развивающей среды, способствующей максимально полному развитию потенциала каждого ребенка [8].

М.С. Молоканова и Л.Н. Воеводкина пишут, что на практике введена концепция психологического сопровождения, которая основывается на всех актуальных запросах и проблемах современного общества [10]. Объектом психологического сопровождения, по их мнению, выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), предметом деятельности является развитие подростка в системе его отношений с окружающими его (взрослыми и сверстниками), с самим собой и миром в целом.

Другие исследователи под психологическим сопровождением понимают:

- комплекс организационных, диагностических, обучающих и развивающих действий для участников образовательного процесса, направленных на создание наилучших условий функционирования образовательного учреждения, дающего возможность самореализации личности [3];

- систему профессиональной деятельности психолога-педагога, сконцентрированную на создание условий для положительного развития взаимоотношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологическое и психическое развитие ученика с ориентацией на зону его ближайшего развития [4];

- метод создания условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [5];

- особый вид помощи ребенку, технологию, предназначенную для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса [6];

- реальный целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности с конкретным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам конкретного случая [7].

Распространенными проблемами в организации взаимодействия субъектов образовательной среды являются переживание мрачных эмоций и чувств, отчуждение – «синдром гадкого утенка», инфантильности, трудности в общении, в обучении, неумение строить отношения с окружающими. Все это, в свою очередь, ведет к низкой самооценке, утрате собственной значимости, неправильной постановке приоритетов, а также, что немаловажно, – формированию неправильного, отрицательного Образа-Я у современного подростка. Вместе с тем именно в подростковом возрасте идет интенсивный процесс формирования Образа-Я, что во многом определяет особенности личности и поведения подростка.

На основе анализа существующих подходов к изучению Образа-Я и имеющихся в литературе дефиниций можно дать следующее его определение: Образ-Я – это организованная система взглядов, установок, мотивов и представлений о своей личности, составляющих ее основу и обусловливающих ее неповторимость, тождественность самой себе и неизменность.

Позитивный Образ-Я представляет собой целостную, относительно динамичную систему положительных когнитивных и эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватные им способы построения поведения. Однако наличие внутренних конфликтов, низкая самооценка, отсутствие самоуважения могут привести к нарушению адекватности образа «Я». Именно поэтому так важна своевременная организация психолого-педагогического сопровождения процесса формирования позитивного Образа-Я у подростков.

Переживание своего «Я» является результатом длительного процесса формирования личности, который И.С. Кон обозначил как «открытие Я», рассматривая его как результат социализации. Социализация выступает как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социокультурного опыта, осуществляемый в общении и деятельности, в ходе которого человек не просто усваивает социокультурный опыт, но и преобразует его в собственные ценности, установки, ориентации, избирательно присваивая нормы и стереотипы, принятые в обществе или в референтной группе. Личностью становятся, научившись выделять своё «Я» из окружения, а так же сравнивая себя с ним. Окружение подростков выполняет функции эталона и ориентира для их самодетерминации. Представление подростка о себе всегда соотносится с групповым образом «мы» – типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «мы» полностью. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение формирования Образа-Я у подростков обязательно должно включать в себя как индивидуальные, так и групповые формы работы.

Условиями эффективного сопровождения формирования Образа-Я у подростков являются:

1)Условия формирования высокой самооценки. Важная особенность семей этой группы состоит в ясных, заранее установленных полномочиях в принятии решений, недвусмысленности проявления авторитета и ответственности. Один из родителей берет на себя принятие основных решений, с которыми соглашается вся семья. Менее принципиальные решения по различным бытовым вопросам в целом принимаются коллективно. Здесь царит атмосфера взаимного доверия, каждый член семьи чувствует себя включенным в общий домашний круг.Таким образом, высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью. Более позитивно здесь отношение матери к себе и к мужу. В глазах ребенка родителям всегда сопутствует успех. Он с готовностью следует задаваемым ими образцам поведения, настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные задачи, ибо чувствует уверенность в своих силах. Он меньше подвержен стрессу и тревожности, доброжелательно и реалистично воспринимает окружающий мир и себя самого (Бернс Р., 1986, с.126).

2)Взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом. Известная тенденция подростков к группированию и своеобразная, зачастую жесткая, внутригрупповая статусная дифференциация, присущая не только неформальным группам, но и школьному классу, делает необходимым рассмотреть взаимосвязь самооценки подростка с его социально-психологическим статусом. Данные ряда исследований отечественных психологов показывают на наличие этой взаимосвязи, которая прежде всего положительно коррелирует с уровневой характеристикой самооценки подростков.Последующие исследования в этой области подтверждают влияние особенностей самооценки подростка на его социально-психологический статус в классе: чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социометрический статус. И далее, чем выше самооценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный социометрический статус или выше отрицательный статус, в зависимости от поведенческих особенностей человека, проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «пренебрегаемых», склонные к нонконформизму попадают в группу «отвергаемых».Причину подобной зависимости некоторые авторы находят в росте критичности подростков к себе. При этом они указывают на то, что неправильное осознание подростком своего положения в коллективе нередко является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций.

3)Самооценка и педагогическая оценка. Представляет также интерес вопрос влияния педагогической оценки на самооценку подростков.В отечественной психологии этот вопрос был всесторонне исследован Б.Г. Ананьевым, который выделил две основные функции педагогической оценки: ориентирующую (воздействие на интеллектуальную сферу) и стимулирующую (воздействие на аффективно-волевую сферу личности). Сочетание этих функций формирует знание ребенка о самом себе и переживание им собственных качеств, то есть самосознание и самооценку(Ананьев Б.Г., 1980,с.135).Оценочное воздействие воспитателя влияет также на складывающиеся взаимоотношения детей в классе, их взаимооценку, выражающуюся, например, в популярности и репутации каждого отдельного ученика.

Все выше перечисленные в той или иной степени влияют на развитие позитивного или негативного Образа-Я у подростков, к ним относятся поведение родителей (стиль семейного воспитания), роль значимых других, взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом ребёнка, связь самооценки с педагогической оценкой.

Таким образом самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особое место (Реан А.А., 2001, с.359).

4)Физический облик и самооценка. В этот возрастной период другой человек начинает занимать в жизни подростка совершенно особое место. С этим связана специфика восприятия подростками физического облика других людей. И уже посредством восприятия и понимания другого подросток приходит к пониманию себя. При этом сохраняется та же последовательность, что и в познании качеств другого, т.е. вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельности и, наконец, личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира.Осознание особенностей своей внешности также влияет на формирование у подростка многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма) (Реан А.А., 2001,с.362).

5)Характер самооценки и качества личности. Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус.Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления личности.Именно в этот период сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность (Б.Г. Ананьев, 1980, с.89).

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

Таким образом, постепенно у подростка формируется свой Я-Образ, целая Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека и в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивного Я-Образа в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативный Я-Образ у подростков, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации (Ремшмидт Х., 1994, с.112).

Литература:

Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности/ Ю.В. Слюсарев: Автореф. дис…канд. психол.наук.СПб.1992.-116с.

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе – М.:Совершенство,1997.-298с.

Яничева Т.Г. Психологическое сопровождение деятельности школы.Подход.Опыт.Находки//Журнал практического психолога. – 1999.-№3.-с.101-119

Козырева Е.А. Теоретико-психологические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей, их учителей и родителей/Е.А. Козырева//Школьный психолог. – 2001.-№33.

Глуханюк Н.С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации:дис….д-ра психол. наук:19.00.13/Н.С. Глуханюк. – Екатеринбург, 2001.

Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. – М.: Академия, 2002. – 206с.

Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.:Изд-во Института Психотерапии, 2003.

Просмотров работы: 117