РАЗВИТИЕ ОЛИМПИЙСКОГО ВОЛОНТЕРСКОГОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РАЗВИТИЕ ОЛИМПИЙСКОГО ВОЛОНТЕРСКОГОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Слепцов И.А. 1, Корельская И.Е. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

За последние несколько лет в России были проведены несколько важных международных спортивных соревнований. В 2013 году в России прошла XXVII Всемирная летняя Универсиада в Казани, в 2014 году в нашей стране состоялись такие спортивное мероприятие как XXII Олимпийские Зимние Игры и XI Паралимпийские Зимние Игры в Сочи, а в 2018 Чемпионат мира по футболу. Проведение таких крупных спортивных мероприятий требует не только создания материально - технической базы, но и привлечения большого количества специалистов для организации спортивных соревнований.

Большое участие в организации спортивных мероприятий принимают волонтеры. При проведении спортивных соревнований добровольцы задействованы в различных сферах таких как, обслуживание спортивных объектов, помощь в организации питания и проживания участников и гостей мероприятия, проведение экскурсий, помощь с переводом, работа в информационных центрах. Для организации спортивных мероприятии работа волонтеров очень важна. Организаторы спортивных мероприятии получают безвозмездную помощь от добровольцев, а для людей, занимающихся добровольческой деятельностью, волонтерство способствует мобилизации и формированию о них положительного имиджа в обществе. Добровольцы и организаторы спортивных мероприятии заинтересованы в развитии волонтерства, поэтому исследование на эту тему является актуальным.

Целью нашего исследования является анализ олимпийского волонтерского движения в России.

В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

Изучить развитие спортивного волонтерства в России.

Рассмотреть процесс институализации олимпийского волонтерства.

Рассмотреть процесс формирования национальной инфраструктуры для подготовки волонтеров к крупномасштабным спортивным мероприятиям.

Рассмотреть реализацию профильных волонтерских программ

Формирование спортивного волонтерства началось в 1980 – х годах. Мощным импульсом к его развитию стала подготовка к XXII Олимпийским играм, проходившим в Москве. В.А Заболоцкий в своей статье «История добровольчества СССР на примере летних Олимпийских игр 1980 года» отмечает, что к организации Олимпийских игр было привлечено более 16 тысяч волонтеров.[1] Заболоцкий останавливаются на функциях, которые должен выполнять волонтер. Например, в функции волонтера входило: строительстве Олимпийских объектов, участии в церемонии открытия и закрытия Игр, обеспечении безопасности, координации перемещения участников, сопровождающих, тренеров и официальных представителей, судейства, рассадке зрителей на трибунах, выводе из залов, помещений после соревнований; проверке билетов. Для выполнения большого количества функций, добровольцы должны обладать необходимыми компетенциями.

Важное место в подготовке к Олимпийским играм занимало обучение волонтеров. Добровольцев подготавливали по различным направлениям: культурному, лингвистическому, техническому и социально бытовому. Волонтёров для «Олимпиады -80» отбирали из числа учащихся московских вузов. техникумов профессионально-технических училищ. Особое место в этом ряду занимали студенты МГУ им. М. В. Ломоносова, из числа которых были подготовлены квалифицированные отряды волонтеров: 2 300 членов сервисных отрядов, 2 500 гидов-переводчиков, работников комбината питания. [2] Многих студенты и рабочий персонал на производствах стали олимпийскими волонтером на «Олимпиаде – 80», хотел само определение термина «олимпийский волонтёр» был принят только в 1992 году на Олимпийских играх в Барселоне. Согласно международному определению, «олимпийский волонтер – это человек, который в целях организации проведения Олимпийских игр совершенно добровольно выполняет порученные ему задания, не ожидая за это вознаграждения в какой-либо форме» [3]. Многие люди становились волонтерами, несмотря на непростой подготовку перед олимпийскими играми, потому что хотели почувствовать причастность к грандиозному спортивному мероприятию и ощутить радостные эмоции от спортивных состязаний.

Новый этап волонтерского движения начался в 2010 году. АНО «Оргкомитет “Сочи 2014”» реализовал серию проектов (Олимпийская эстафета волонтеров «Сочи – Ванкувер – Сочи» и Олимпийская эстафета волонтеров «Сочи – Лондон – Сочи») с целью участия отечественных волонтеров в работе Игр и приобретения международного уникального опыта работы с волонтерскими ресурсами. Большое внимание уделялось формированию позитивного образа России через участие российской сборной волонтеров в проведении Олимпийских и Паралимпийских игр в Ванкувере, которые рассматривались в перспективе в качестве «точек роста» для подготовки волонтерского корпуса предстоящих Олимпийских игр в Сочи. Тем самым, его задачей стало не только качественное выполнение своей деятельности, но и сбор знаний и навыков в процессе работы, чтобы потом «по эстафете» передать их большой волонтерской команде в Сочи [4].

Олимпийская эстафета волонтеров «Сочи – Ванкувер – Сочи» предусматривала строжайший отбор волонтеров на конкурсной основе. В обязательные требования к кандидатам в волонтеры входило: российское гражданство, возраст от 19 и старше, готовность работать в любую погоду по 8–10 часов в смену, наличие загранпаспорта (срок действия которого заканчивается не ранее 31 июля 2010 года); прохождение медицинского осмотра, свободное владение английским языком, стрессоустойчивость, ответственность и организованность, умение работать в многонациональной команде, лидерские качества, толерантность, выносливость. В финале Всероссийского конкурса «Олимпийская эстафета» приняли участие победители отборочных этапов конкурса из 50 субъектов Российской Федерации. Для участников проекта проводился специальный трехдневный практикум в рамках подготовительной работы к прохождению практики на Олимпийских грах в Ванкувере. Специалисты познакомили волонтеров с технологиями и методами работы, этикой добровольческой деятельности. К проекту были привлечены представители посольства Канады с обзорным курсом об особенностях национальной культуры страны. В ходе обучения волонтеры получили навыки работы в команде и эффективного взаимодействия, поскольку в Ванкувере им предстояло работать в самых разных областях, включая прием гостей, техническую поддержку, обслуживание спортивных мероприятий, аккредитацию.

В 2012 году в рамках проекта «Сочи–Лондон–Сочи» команда из 104 российских волонтеров «Сочи 2014», так называемая «золотая сотня», приняла участие в XXX летних Олимпийских играх в Лондоне. В команду волонтерской сборной проекта при непосредственном участии организационного комитета Игр в Лондоне вошли волонтеры от 19 до 70 лет из 17 городов России. В рамках подготовительных мероприятий волонтеры прошли курс подготовки – «Олимпийская прививка».

На Олимпийских играх волонтеры были задействованы по шести функциональным направлениям деятельности: транспорт, протокол, взаимодействие с НОК и НПК, обслуживание мероприятий, работа прессы, кадры. «Золотая сотня» отработала в общей сложности на Играх около 1 000 смен, более 8 000 часов. Именно эти волонтеры составили костяк олимпийского волонтерства предстоящих Игр в Сочи. Важной характеристикой второго период является оформление инфраструктуры поддержки олимпийского движения волонтеров. В 2010 г. АНО «Оргкомитет “Сочи 2014”» начал работать над Программой привлечения волонтеров Игр. На тот момент ситуация с развитием добровольчества кардинально отличалась от ситуации сегодня. Уровень участия населения в волонтерской деятельности не превышал 3 %. Отсутствовала законодательная база, развитие добровольчества не было приоритетом государственной политики [5].

В этих условиях необходимо было определить стратегию работы, которая позволила бы решить комплексную задачу привлечения большого числа волонтеров в стране с отсутствующей инфраструктурой добровольческой деятельности. В этих условиях Оргкомитетом было выделено 8 основных направлений работы и сроки основных 4 этапов этой деятельности. В дальнейшем каждое из направлений было реализовано как серия проектов и процессов со своими целями, задачами, сроками реализации.

В современное время подготовке волонтеров для Олимпийских игр уделяется такое же большое внимание как в СССР, и список компетенций, которыми должен обладать волонтер, почти остался таким же, как и 40 лет назад. Современные Олимпийский волонтёр должны владелец знанием иностранных языков историей олимпийского движения, демонстрировать осведомленность в различных видах спорта, представленных на Олимпийских играх, отдельные кандидаты (сферы сервиса) должны знать план проведения предстоящих олимпийских мероприятий и обладать техническими знаниями.

Проанализировав исследования ученых, стало понятно, что значительную роль в мобилизации и приобщению к волонтерскому движению молодых людей играют вузы и профессионально – технические училища. О.В. Шиняева в своей статье отмечает, что в результате конкурсного отбора, проведенного Оргкомитетом «Сочи – 2014», было отобрано 25 высших учебных заведений и 1 среднее специальное учебное заведение, которые стали базой для открытия волонтерских центров. Заявки от желающих стать волонтерами принимались до весны 2013 года; было получено около 200 000 заявок.[6}

Несмотря на то, что центры по подготовке волонтеров открылись при образовательных учреждениях в качестве волонтеров на Олимпийские игры отбирали студентов, после завершения "Олимпиады — 2014" в центрах подготовки волонтеров открыли программу «серебряные волонтеры», направленную на подготовку людей пенсионного возраста к Паралимпийским играм. Благодаря расширению продам центров подготовки волонтеров добровольцами на "Паралимпиаде - 2014" стали люди разного возраста, социального положения и профессиональной деятельности.[7]

В марте 2011 года было открыто 26 центров подготовки волонтеров Сочи 2014. Они располагались преимущественно в европейской части страны (в Москве – 7 центров; в Краснодаре – 5 центров; а также по одному центру в Уфе, Владивостоке, Волгограде, Пятигорске, Казани, Новороссийске, Омске, Архангельске, Сочи, Санкт-Петербурге, Твери, Томске, Ханты-Мансийске и Новочеркасске).

Опыт формирования сети добровольческих центров стал стабильной платформой для построения и развития добровольческого движения в целом по стране и продемонстрировал целесообразность его дальнейшего использования. Каждый Центр подготовки волонтеров имел свою специализацию. Всего было выделено 18 специализированных направлений: взаимодействие с Национальными олимпийским и паралимпийским комитетами; взаимодействие с Международным олимпийским и паралимпийским комитетам; прибытия и отъезды; церемонии; спорт; допинг-контроль; протокол; медобслуживание; технологии; работа прессы; транспорт; аккредитация; обслуживание мероприятий на Олимпийских играх; обслуживание мероприятий на Паралимпийских играх; лингвистические услуги; услуги по организации питания; размещение; управление Олимпийской деревней [8].

В системе деятельности центров была сформирована профессиональная управленческая структура, включающая специалистов исходя из определения потребностей в них у организации (по функциях и по объему предполагаемых работ), созданы рабочие места и внедрена профессиограмма для организаторов добровольческой деятельности (волонтерских менеджеров) с последующим повышением квалификации.

Выводы:

Таким образом, рассмотрев и проанализировав развитие олимпийского волонтёрского движения в России, установили, что благодаря проведению крупных спортивных мероприятий в стране сформировался полноценный отечественный волонтерский корпус Олимпийских игр, представители которого с успехом принимают участие в реализации различных спортивных проектов международного уровня. Волонтерскими центрами в Сочи в 2014 году был накоплен большой опыт привлечения и подготовки волонтеров, а также проектирования и реализации социальных проектов, опыт взаимодействия с общественностью и СМИ, создания и развития партнерской сети. Волонтерские центры также позволили создать систему управления волонтерской деятельности в вузе и на уровне региона, разработать новые образовательные программы подготовки волонтеров пенсионного возраста для участия в проведении спортивных мероприятий.

Список литературы

Заболоцкий В.А. История добровольчества СССР на примере летних Олимпийских игр 1980 года // Казанская наука. – 2015. – № 6. – С. 199–202.

Рычкова М. В. Опыт участия МГУ им. М. В. Ломоносова в волонтерском движении в ходе проведения Олимпиады 1980 года // Вестник Орловского государственного университета. – 2013. – № 4 (33). – С. 266–268.

3. Кравченко О.А. Мотивация спортивных волонтеров // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2015. №3 (13). С. 72-76.

4. Романова Г. В. Институт волонтерства: теоретические и практические аспекты организации в Российской Федерации / под общ. ред. А. А. Мазниченко. – Сочи : РИЦ ФГБОУ «СГУ», 2013. – 281 с.

5. Анашкина М. Т. Волонтеры Санкт-Петербурга накануне XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи 2014 года / М. Т. Анашкина, А. А. Борисов, М. А. Крылова [и др.] ; под ред. М. В. Линович. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2013. – 127 с.

6. Горлова Н.И., Крутицкая Е.В. Руководство по сертификации, мониторингу и оценке деятельности добровольческих организаций: учеб. пособие. – М.: ИТД «Перспектива», 2016. – 118 с.

7. Горлова Н.И., Троска З.А. История практики подготовки волонтеров сервиса тифлокомментирования в рамках проекта «Сочи 2014» // Ученые записки Российского гос. соц. ун-та. – 2015. – Т. 14. – № 6 (133). – С. 20–31.

8. Савинкина Л. А. Развитие института волонтерства в России. – Владивосток : Дальневосточ. федерал. ун-т, 2013. – 296 с.

Просмотров работы: 759