Возникновение интереса к математике у большого числа школьников зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная деятельность. Нужно и важно во время урока математики занимать каждого школьника, чтобы он работал увлечено и активно, развить познавательный интерес. Такой принцип важен в подростковом возрасте, ведь у них формируется интерес к этому предмету.
Большую роль нужно отводить дидактическим играм на уроках математики. Дидактические игры – современный и признанный метод обучения и воспитания, который обладает и образовательной, и развивающей, и воспитывающей функцией.
На сегодняшний день педагогика и методика часто обращаются к игровым формам обучения на уроках математики, ищут продуктивные методы для лучшего освоения материала.
Игра – это творчество, игра – это труд. Во время дидактической игры у обучающихся появляется привычка сосредоточиваться и мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Школьники настолько увлекаются дидактическими играми, что забывают о трудностях обучения математике. Алгебра и геометрия считаются не особо любимыми предметами школьников, но если их преподнести грамотно и в игровой форме, то можно добиться хороших результатов в процессе обучения. Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смoтреть кaк на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
В самом понятии «дидактическая игра» отражается педагогическая направленность, показывается многообразие применения на практике. Именно поэтому нужно подчеркнуть то, что для детей 7-9 классов дидактическая игра – важный феномен использования для того, чтобы добиться успехов и школьникам, и учителю математики.
Сам процесс использования дидактической игры в методике математики такой [4, с. 48]: сначала ставится дидактическая цель перед школьниками, далее ученики, используя правила игры, приступают к ее выполнению; в игру вводится соревновательный элемент и сама задача дидактической игры, и заключительный этап – успех выполнения дидактического задания связывают с результатом самой игры.
Практика показывает, что дидактическая игра, использующая программный материал, и особенности игр школьников средних классов вызывают у них активизацию мыслительной деятельности, способствуют возникновению внутренней мотивации к учебному предмету, формирует уверенность в знаниях и развивает интеллект.
Целью дидактической игры на уроках математики является обучение. Ситуации в игре только раскрывают деятельность школьников, делают их восприятие более эмоциональным и мотивационным. Также дидактические игры дают хороший эффект в тех классах, где много школьников с неустойчивым вниманием, низким интересом к предмету, которые считают математику скучной и неинтересной дисциплиной.
Дидактическая игра на уроках математики, по мнению Ф. Блехер [1, с. 73], увеличивает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную деятельность, снимает психологическое и физическое утомление, формирует компоненты внимания, развивают сообразительность, чувство взаимопомощи и соревновательности.
Цель использования дидактических игр на уроках различна. Но главной остается – усвоение материала. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр намного уступают обычным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.
Таким образом, в основе любой игровой методики, проводимой на занятиях и внеклассных мероприятиях, должны лежать следующие принципы:
Актуальность дидактического материала (интересные тексты заданий, актуальные формулировки задач по математике, ИКТ, интернет-ресурсы и др.).
Коллективность позволяет сплотить школьников в одну сильную группу, способную решать задачи более высокого уровня, чем доступные одному школьнику, и часто – более сложные.
Соревновательность создает у обучающегося или группы школьников стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента. Для этого можно использовать такие игры: «Что? Где? Когда?» (половина класса задает вопросы – другая половина отвечает на них), «Самое удивительное», «Брейн – Ринг» (вопросы задает учитель математики), «Поле чудес», «Умники и Умницы» и любые другие.
Также важно уделять внимание внеурочной деятельности. Проводить различные мероприятия, посвященные математике в игровой или соревновательной форме. Это тоже поможет вызвать интерес к предмету и увеличить успеваемость школьников. На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм, приведенные в книге Давидчука [3, с. 86]:
Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. Дидактическая игра увлекательна и для самого педагога. Используя дидактическую игру, учитель лучше ориентирован на самом уроке, ему виден результат, меньше проявляются особенности сложности объяснения нового материала. Урок проходит на одном дыхании. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше. Самоанализ и использование мнению обучающихся – залог успешности математики.
Исходя из учебного пособия Г. Воистиновой и М. Солощенко [2, с. 73], можно сделать вывод, что одним из основных моментов дидактической игры является математическая задача. Примером дидактической игры может служить «Математическое лото». В данной игре каждому ученику выдается конверт, в котором 1 большая карта с заданиями и маленькие, их больше, чем заданий. На маленьких – результаты вычислений. Ученик должен выполнить задание на большой карте и накрыть его ответом. Так же и в любой другой дидактической игре перед учащимся будут стоять определенные математические задачи, решив которые ученик сможет прийти к победе в игре.
Подводя общий итог, можно сделать вывод, что частое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным методом активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие мыслительной работы. Получается, дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания на уроках математики.
Список литературы
1. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике / Ф.Н. Блехер. М.: Просвещение, 2017. – 220 с.
2. Воистинова Г.Х, Солощенко М.Ю. Избранные вопросы методики обучения математике: внеурочная работа / Отв. ред. С.С. Салаватова. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2015. – 83 с.
3. Давидчук А.Н. Дидактическая игра – средство развития школьников. Методическое пособие / А.Н. Давидчук. М.: Сфера, 2015. – 256 c.
4. Дергачева Л.М. Методические аспекты использования дидактических игр при организации учебного процесса в школе / Вестник МГУ. 2003. №1 – С. 46-50.