НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ

Оруджев Ф.Б. 1, Баркунова О.В. 1
1Шуйский филиал ИвГу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема развития волевых качеств подростков сегодня как никогда актуальна, что связано с необходимостью формирования у молодежи конструктивных форм противостояния негативным факторам социальной действительности.

Спецификой социальной ситуации развития подростка является противоречия, с одной стороны, между требованиями жизни и его интересами, с другой - между его возможностями и его собственными требованиями к себе. Преодоление данного противоречия требует достаточно высокого уровня развития воли, которого чаще всего подростки еще не достигают.

Исследования обнаружили трудности развития воли в подростковом возрасте, они возникают, прежде всего в процесс выбора, создания намерения и его исполнения у подростков.

В подростковом возрасте происходит коренная перестройка структуры волевых качеств. Для учащихся средней школы актуально развитие таких волевых качеств как: целеустремленность, решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность [2].

Подростки интенсивно овладевают способами волевой регуляции. Способы самоуправления и мобилизации своих возможностей начинают реализовываться в различных видах деятельности. Интерес к изучению волевой сферы подростков в образовательном процессе вызван тем, что в этот период развития личности подростки подвержены с одной стороны высоким требованиям со стороны учителя и родителей, и, с другой стороны, у подростков существуют личные интересы, которые направлены на общение со сверстниками и образование неформальных групп. Данные обстоятельства оказывают большое влияние на развитие и формирование волевых качеств [1].

Рассматривают несколько путей развития волевых качеств подростков.

Первый, по мнению Н.Д. Виноградова, В.П. Прядеина, это организация его деятельности, в процессе которой ребенок учится делать волевые усилия. Второй связан с руководством взрослых и возможности использовать личный пример взрослых. И третий путь развития воли имеет коллектив сверстников, являющийся важным фактором развития личности подростка вообще. Определенное значение имеет и самовоспитание школьников, упорная работа над развитием у себя волевых качеств.

Таким образом, работа по развитию воли у детей подросткового возраста может осуществляться в двух направлениях:

- преодоление специфических трудностей подросткового возраста (выбор, принятие решения и др.) с учетом своеобразия сознательной саморегуляции подростков;

- своевременное формирование у подростков высших форм волевого поведения, активно развивая те качества личности, которые его обеспечивают.

Важными задачами работы по развитию волевых качеств являются:получение и усвоение знаний по психологии воли; выработка навыков самоанализа и целеполагания у подростков; развитие форм волевого поведения и расширение возможности волевой коммуникации.

Для решения определенных нами задач необходимо: включать подростков в процесс коллективной деятельности и совершенствовать их коммуникативные навыки, что связано с реализацией ведущего вида деятельности подростка; раскрыть и способствовать развитию личностных ресурсов подростков (эмоциональная сфера, личностные особенности, творческие способности); развивать жизненно необходимые навыки (навыков общения, выхода из конфликтных ситуаций, конструктивного выхода из сложных ситуаций); формировать ценностное отношение к себе, другим людям, своему здоровью, жизни, жизненным ценностям и целям.

В результате подростки освоят знания: основные теории психологии воли; основы волевого поведения; основные психологические механизмы волевой регуляции; законы становления и развития саморегуляции в учебной деятельности.

Психологические знания о воле и волевых качествах позволят подросткам успешно пройти этапы развития личности и подготовится к профессиональному и жизненному самоопределению.

Нам удалось сформировать у подростков экспериментальной группы следующие умения: различать многообразие форм проявлений волевых качеств; на основе самоанализа понимать динамику своих волевых качеств; осознавать свой волевой и эмоциональный потенциал, степень развитости волевых качеств; отрефлексировать неосознаваемые стороны своей личности, волевую и аффективную сферы.

Список литературы:

Иванников В.А., Барабанов Д.Д., Монроз А.В. Место понятия «воля» в современной психологии // Вопросы психологии. – 2014. – № 2. – С. 15–24.

Фомин А.Я. Проблема развития воли. – М.: Лаборатория книги, 2012. – 104 с.

Просмотров работы: 171