ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО – ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО – ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

Даняева М.Е. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время в России постепенно повышается интерес к социальной ответственности общества. Это связано, прежде всего, с тем, что происходят изменения в обществе, в мире, что ведет к принятию ответственных решений за будущее нового поколения. Поэтому данная тема является актуальной, так на значимость воспитания и развития ответственности у детей и подростков обращали внимание многие ученые, в первую очередь А.С. Макаренко.

В своих научных трудах А.С. Макаренко доказал, что ответственность как социальное свойство личности основывается на отношениях зависимости. Причем, не только тогда, когда кто-то находится в беде или не может достичь желанной цели без участия другого, а также и тогда, когда сам человек считает, что от его труда и усилий зависит судьба общего дела. Здесь ответственность выступает не только как социальное свойство, но и как элемент нравственной позиции личности. Особенно важно воспитывать ответственность в тех случаях, когда затрагиваются интересы других людей, то есть интересы общества [1, 236]. Наилучшим периодом для развития социальной ответственности является именно подростковый возраст.

Наше исследование по изучению социально – ответственного поведения подростков в условиях школы было проведено в 6-х классах МОУ СОШ №9 г.о. Шуя. В ходе диагностики социально – ответственного поведения у подростков были использованы следующие методики:

Тест «Экспресс-диагностика ответственности» (ЭДО) (В.П. Прядеин)

Данная методика непосредственно связана с темой нашего исследования и направлена она на выявление актуального уровня ответственности подростков.

По ключу методики мы можем определить, насколько развита ответственность у подростков. Она может быть развита достаточно (т.е. положительно) и недостаточно (т.е. ситуативно – ответственность в определенных ситуациях).

В первом исследуемом классе ответы разделились практически наполовину. У 43% (11 человек) испытуемых отмечается положительная ответственность, остальные 57% (15 человек) проявляют качества ответственности лишь ситуативно. Но так как мы берем именно сезитивный возраст для развития ответственности – подростковый, то в данном классе достаточно хороший показатель по данной методике.

Второй класс испытуемых показал немного другие результаты по данной методике. В этом классе мы выяснили, что подавляющее большинство испытуемых 72% (21 человек) имеют ситуативный уровень ответственности. И лишь у 28% (6 человек) отмечается положительный уровень.

Изучение устойчивости ценностных предпочтений «Положительные и отрицательные качества» (модификация для 5-6 классов) (Д.А. Тулинов)

Данную методику мы взяли для того, чтобы выяснить, считают ли подростки такое качество как ответственность значимым.

В первом исследуемом классе 92% (24 человека) считают такое качество личности как ответственность – положительным. Однако 8% (2 человека) считают это же качество отрицательным.

Второй испытуемый класс единогласно считает ответственность положительным качеством.

Изучение направленности личности (Методика В. Сме­кала и М. Кучера)

Цель методики:определение направленности человека - личностной (на себя), деловой (на задачу) и коллек­тивистской (на взаимодействие).

В первом исследуемом классе у 33% (7 человек) испытуемых отмечается личностная направленность (на себя). 38% (8 человек) испытуемых имеют направленность на взаимодействие с окружающими. И 29% (6 человек) – направленность на задачу (деловая направленность личности).

Во втором исследуемом классе у 14% (3 человека) испытуемых отмечается личностная направленность (на себя). 48% (10 человек) испытуемых имеют направленность на взаимодействие с окружающими. И 38% (8 человек) – направленность на задачу (деловая направленность личности).

«Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) (В.В. Синявский, В.А. Федорошин)

С помощью данной методики мы выявили актуальный уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей подростков.

По методике КОС можно сделать вывод о том, что коммуникативные и организаторские склонности у подростков 6-х классов развиты недостаточно, в большинстве случаев на низком уровне.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социально – ответственное поведение у подростков 6-х классов развито на недостаточном уровне. Следует проводить работу по развитию коммуникативных и организаторских склонностей для школьников. В рамках нашей работы мы хотим показать подросткам, что такое важное качество как ответственность, является значимым. В работе по направленности личности подростков мы будем делать упор на взаимодействие с окружающими, так как именно общение является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. Также важное значение нужно уделить информационно – просветительской работе, как для учащихся, так и для их родителей, касаемо данной темы.

Список литературы:

Макаренко А. С. О воспитании. М.: Политиздат, 1990. 415 с.

Прядеин В.П. Психодиагностика личности : Избранные психологические тесты : Практикум. – Сургут : Сургутский гос. пед. ун-т, 2014. – 215 с.

Просмотров работы: 180