Говоря об использовании ИКТ в совершенствовании письменной речи на уроках английского языка, следует отметить, что развитию данного направления способствует тот факт, что ученики лучше воспринимают и усваивают новую информацию через контакт с компьютерными информационными источниками. Использование компьютерных технологий в процессе изучения иностранного языка также дает возможность сделать процесс обучения легче для учащихся, тем самым создав привычную для них среду и сделав при этом работу интереснее.
Блоговые технологии являются одним из примеров внедрения ИКТ в работу преподавателя. Блоги получили широкое распространение в современном мире и давно перешагнули рамки функции межличностного общения. Согласно современному определению, блоггеры – люди, которые первыми реагируют на события, происходящие в оффлайновом мире [1, с. 91].
Первое упоминание использование блогов в обучении относится к 2000 году. Ассистент профессора университета Сан – Франсиско (США), Кристин Кеннеди в своей методической работе описала результаты исследования применения в обучении блога учебной группы, на котором размещались письменные работы студентов, комментарии и вопросы преподавателю [2, с. 11]. Классный блог включал в себя комментарии, критику, художественную интерпретацию ключевых отрывков и литературных героев книги. Кроме того, студенты задавали автору свои вопросы онлайн. В своем исследовании Кристин Кеннеди отмечает, что наряду с развитием умений письменной речи, у студентов в ходе онлайн взаимодействия существенно повысились мотивация и ответственность за публикуемые материалы, они также научились более четко и ясно выражать свои мысли и идеи.
Таким образом, на начальном этапе использования блог-технологий исследователи не выделяли виды блогов на основе их функции, содержания и авторства: публикация индивидуальных письменных работ, их обсуждение и вопросы преподавателю размещались вместе одно под другим. Разделить блоги на виды предложил российский исследователь, профессор П.В. Сысоев. В своей работе он выделяет следующие виды [3, с. 118]:
– блог учителя;
– личные блоги учащихся;
– блог учебной группы.
Для проведения исследовательской работы на личных блогах учащихся необходимо выбрать наиболее подходящую для целей эксперимента блоговую платформу. Цель эксперимента - доказать или опровергнуть эффективность использования блогов в совершенствовании письменной речи учащихся в основной школе.
При работе с личными блогами учащиеся буду развивать следующие умения письменной речи:
– использовать необходимые языковые средства для представления в письменной форме личной информации о себе (автор блога);
– использовать необходимые языковые средства, с помощью которых возможно представить родную страну (населенный пункт, школу) и культуру в иноязычной среде (автор блога);
– использовать необходимые языковые средства для выражения мнения, проявления согласия / несогласия в некатегоричной и неагрессивной форме (при комментировании блога одноклассника или мнений других учеников);
– аргументировать свою точку зрения, используя языковые средства (при комментировании блога одноклассника).
Для решения данной задачи был проведен анализ обучающих функций 6-ти наиболее популярных зарубежных блоговых платформ [4]:
1. Blogger
2. WordPress
3. LiveJournal
4. Ghost
5. Weebly
6. Tumblr
К списку была также добавлена российская платформа «В Контакте», которая является самой популярной платформой среди русскоязычных пользователей.
Для проведения оценки платформ были разработаны критерии оценки блоговых платформ для проведения эксперимента:
1. Дизайн, оформление:
соответствие дизайна содержимому блога;
выразительность используемых средств визуализации информации;
гибкость сервиса — возможность менять оформление блога и добавлять новые функции в любое время.
2. Удобство навигации
легкость настроек — можно ли пользоваться полным функционалом платформы без специальных навыков программирования;
удобный редактор текстов и визуальных материалов.
3. Мультимедийность
4. Обратная связь
размер сообщества — потенциальной аудитории и тех, кто поможет разобраться в тонкостях настроек.
5. Доступность.
соотношение цены и качества — затраты на сервис должны соответствовать полученным ресурсам.
На основе вышеизложенных критериев оценки был проведен анализ платформ самых популярных платформ «Blogger.com» и «В Контакте». Полученные результаты представлены в таблице №1.
Таблица №1.
Максимальный балл по каждому критерию равен 5баллам.
VK.ru |
Blogger.com |
||||||||
1.Дизайн, оформление |
|||||||||
Соответствие дизайна содержимому блога |
3 |
Соответствие дизайна содержимому блога |
5 |
||||||
Выразительность используемых средств визуализации информации |
4 |
Выразительность используемых средств визуализации информации |
5 |
||||||
Гибкость сервиса — возможность менять оформление блога и добавлять новые функции в любое время |
4 |
Гибкость сервиса — возможность менять оформление блога и добавлять новые функции в любое время |
5 |
||||||
2. Удобство навигации |
|||||||||
Легкость настроек — можно ли пользоваться полным функционалом платформы без специальных навыков программирования |
4 |
Легкость настроек — можно ли пользоваться полным функционалом платформы без специальных навыков программирования. |
5 |
||||||
Удобный редактор текстов и визуальных материалов-4 |
4 |
Удобный редактор текстов и визуальных материалов |
5 |
||||||
3. Мультимедийность |
|||||||||
4 |
5 |
||||||||
4. Обратная связь |
|||||||||
Размер сообщества — потенциальной аудитории и тех, кто поможет разобраться в тонкостях настроек- |
3 |
Размер сообщества — потенциальной аудитории и тех, кто поможет разобраться в тонкостях настроек- |
5 |
||||||
5. Доступность |
|||||||||
Соотношение цены и качества — затраты на сервис должны соответствовать полученным ресурсам- |
4 |
Соотношение цены и качества — затраты на сервис должны соответствовать полученным ресурсам |
4 |
||||||
Итого |
31 |
Итого |
39 |
В результате анализа блоговых платформ были сделаны следующие выводы:
блоги как педагогическая технология – явление новое, но довольно перспективное;
платформа Blogger.com является наиболее предпочтительной для ведения личных блогов учащихся.
Список использованной литературы:
Расулова М. Ж. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 91-92. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2885/ (дата обращения: 20.01.2020).
Kennedy K. Writing with Web Logs // Technology & Learning. 2003. № 2. Р 11-14.
Сысоев П. В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2013. № 4. С. 115-127.
С чего начинается блог: 10 лучших бесплатных платформ [Электронный ресурс]. URL: https: https://eternalhost.net/blog/sozdanie-saytov/luchshie-platformy-dlya-bloga.(дата обращения: 20.12.2019)