Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Поэтому одним из главных методологических принципов гражданско-патриотического воспитания молодежи должно быть познание и осознание своей малой Родины. К.Д.Ушинский считал, что в качестве основы для изучения Отечества необходимо развивать у детей «инстинкт местности», где они живут, т.е. знание своего непосредственного окружения и умение сопоставлять его с изученным материалом. [1]. Целенаправленное изучение той территории, которая определена как родной край или регион, по мнению Л.Ф.Греханкиной, обогащает содержание образовательного процесса. Посредством краеведческой деятельности обучаемые накапливают материал по малой Родине. Позже этот материал широко используется в учебной деятельности. Компоненты содержания образования и организационные формы краеведения непосредственно связаны друг с другом [2, с.32]. В этих условиях очевидны огромные воспитательные возможности краеведческого материала, который позволяет формировать гражданина-патриота не на абстрактных идеалах, а на примерах родных, односельчан, на событиях из истории своего города, села.
В одной из своих книг Первый Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев пишет: «Мне приходилось говорить о том, что надо бы переписать в каждом регионе, в каждом ауле историю населенного пункта, аула, горы, обычаи этих мест. Какие исторические легенды связаны с каждым населенным пунктом? Почему эти, а не другие названия они носят?» [3, с.285]. Воспитание патриотизма, бережного отношения к природе и памятникам старины, чувство хозяина, уважение к старшим строится на конкретной исторической почве.
В этой связи актуализируется проблема совершенствования подготовки студентов – будущих педагогов к осуществлению в предстоящей профессионально-педагогической деятельности гражданско-патриотического воспитания школьников [4]. Актуальность данной проблемы подтверждается рядом противоречий, выявленных в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей:
- ориентир на формирование общечеловеческих ценностей как одной из приоритетных целей воспитания – и неразработанность механизмов формирования национальных ценностей у студентов;
- осознание и переоценка студентами своих патриотических качеств в связи с сенситивным возрастом, актуализация их потребностей в гражданской самореализации – и недостаточная готовность вуза для удовлетворения этих потребностей;
- назревшая необходимость формирования у студентов готовности к осуществлению гражданско-патриотического воспитания учащихся с использованием духовно-культурного наследия региона – и низкий в этом плане уровень подготовки учителей.
Эти противоречия преодолеваются путем включения в содержание образования регионального компонента, обладающего широкими перспективами в процессе гражданско-патриотического воспитания как самих студентов, так и их подготовки к будущей профессионально-педагогической деятельности по воспитанию подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма.
Как известно, центральное место в гражданско-патриотическом воспитании школьников с использованием регионального компонента занимает учитель. Однако существует проблема недостаточной подготовки будущих учителей в этом направлении. В связи с этим возникают вопросы, требующие первостепенного решения: что внесут в школу молодые «педагоги новой формации», какое миропонимание смогут сформировать в детях?
Решение поставленных задач достигается при реализации педагогических условий, к которым относится максимальное использование воспитательных возможностей различных общественных институтов. И эффективным средством, объединяющим их усилия, может стать краеведческая работа, которая представляет собой прежде всего средство гражданского единения. Работа по краеведению может быть представлена разнообразными формами, специфичными и вместе с тем далеко не новыми: усвоение студентами сведений о родном крае на учебных занятиях, ознакомление с научной и публицистической литературой и материалами местных архивов и музеев, запись рассказов сельских и городских старожилов, экскурсии, активное участие в сборе исторического материала, работа по охране природы, по охране исторических и культурных памятников, подготовка научных рефератов и докладов, участие в научно-теоретических конференциях.
Разработанная нами программа гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи, включенная в Комплексный план воспитательной работы Таразского государственного педагогического университета (ТарГПУ), нацелена на пробуждение интереса студентов к своему городу, поселку, формирование у них осознанного отношения к истории, культуре региона, желания трудиться на благо своей Родины, защищать ее интересы с чувством гордости за свой народ и уверенности в прекрасном будущем Казахстана. Весьма эффективной в этом плане стала работа по описанию своей родословной, созданию генеалогического древа своей семьи и семейного архива, которая позволяет помнить свои корни и сохранять историческую память. Задача наставника заключается в том, чтобы связать историю рода с историей нашего государства. Организация такой работы способствует воспитанию у молодежи чувства любви и гордости за свою семью, родной край. Ко Дню Великой Победы студенты ТарГПУ, участвовавшие в программе «Судьба семьи – в судьбе страны», собирали для «Книги памяти» сведения о ветеранах своего региона на основе исследования родословных. Подобное историческое краеведение в вузе играет существенную роль в комплексном воспитании студентов, занимает важное место в формировании казахстанского патриотизма молодого поколения.
В качестве объектов краеведения выступают: природа с ее ландшафтом, полезными ископаемыми, климатическими условиями, флорой и фауной; история, в частности, исторические факты, трудовые свершения и военные подвиги, памятники истории и культуры и др.; население и экономика (демография, производственные предприятия, промыслы, поселения); культура, включающая этнографические особенности быта, народное прикладное творчество, фольклор, жанровое многообразие искусства, архитектуры, литературы.
В ходе деятельности по исследованию данных объектов студенты глубоко постигают значимость достижений малой Родины как для себя, так и для общества, человечества в целом. Чувство патриотизма и активная гражданская позиция, пробуждение осознанной гордости и ответственности за сохранение и приумножение материальных и духовных ценностей – результат краеведческой деятельности, которая выступает средством интеграции не только всех учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла, но и всех видов воспитательной работы в целостном педагогическом процессе вуза.
Масштабы краеведения сегодня не имеют границ: к системе краеведческой работы подключаются различные культурные и образовательные учреждения, молодежные организации, клубы, центры творчества и туризма не только города, региона, но и страны и всего мира. Этому способствует Интернет, чья роль неоценима, поскольку связь с другими городами и странами (с их музеями, клубами, образовательными учреждениями, культурно-историческими центрами) дает возможность оценить по праву достижения своих именитых земляков, понять их значение для других народов и человечества. Ученые, поэты, писатели, композиторы, художники, политические деятели, полководцы и герои войны – их имена озаряют славой родные места и служат ярким примером для молодого поколения, ведь воспитание патриотизма начинается с пробуждения гордости за свою родную землю и ответственности за ее судьбу.
В программу воспитательной работы ТарГПУ включен воспитательный комплекс «Наследие древнего Тараза», поскольку сама история 2000-летнего города Тараз, расположенного на Великом Шелковом пути, обладает большими возможностями для формирования у молодого поколения патриотических ценностных ориентаций.
Проведение обзорных и тематических экскурсий для студентов по целому ряду уникальных старинных городищ, выявленных в 50-60-е годы прошлого столетия в низовьях реки Талас (Тектурмас, Курган-Бай-Тюбе, Яны-Курган и др.), ознакомление с древними памятниками архитектуры (мавзолеи Айша-биби, Карахан-батыра, Бабаджи-хатун – XI-ХII века, Даутбека – ХIII век, Тектурмас – ХI-ХIV века, комплекс Акыртас – огромный живой музей под открытым небом, отреставрированная средневековая мечеть, датируемая VIII-IX веками, – объекты паломничества и туризма), а также посещение Жамбылского областного историко-краеведческого музея, Таразского государственного историко-культурного музея-заповедника «Памятники древнего Тараза» и пока единственного в Казахстане «Музея истории городов Великого Шелкового пути» (открыт в 2007 году), представляют основу для творческих заданий по историческому и художественному краеведению.
Особый интерес для поисковой исследовательской работы студенческой молодежи представляет изучение местного прикладного искусства. На территории Жамбылской области проживают представители свыше 40 национальностей, действуют 25 национально-культурных центров. Полиэтнический состав населения позволяет изучить яркую палитру народного искусства: ковроткачество, резьба по дереву, домашняя утварь из дерева, металла, кожи, изделия из серебра, обладающие своеобразным национальным колоритом.
Объем и разнообразные формы краеведческой работы, увлеченность молодых людей поисково-исследовательским трудом могут служить формированию патриотических чувств, активной гражданской позиции при условии общественно-полезной деятельности юных краеведов. В том числе, краеведов-экологов, помогающих беречь родную природу. Участвуя в экологических субботниках, молодежных трудовых отрядах «Жасыл Ел», студенты вносят личный вклад в очищение и озеленение города под эгидой «Заботу студентов – святыням древнего Тараза». Реальную пользу обществу может оказать молодежь и в деле сохранения культурного наследия прошлого.
Итак, практическая реализация воспитательного комплекса по краеведению, способствующего формированию гражданско-патриотических качеств студенческой молодежи, дает основания для следующих выводов:
-воспитательный комплекс по краеведению формирует у студентов не только осознанную определенность в соотношении «я и мой край», но и четкое осознание значения своего региона в истории и культуре страны;
-особенности воспитания гражданственности и патриотизма молодежи заключаются в изучении истории государства через призму истории и культуры своей малой Родины, семьи и жителей своего региона, на конкретном местном материале;
-практическая реализация идеи «мой университет - мой город - моя страна» осуществляется студентами непосредственно в своем регионе в процессе историко-культурной, природоохранной, благотворительной, музейной и других видах деятельности;
-именно практическая деятельность в масштабах университета, города, региона стимулирует гражданскую активность, позволяет молодым людям перейти от слов о любви к Родине к конкретным действиям, подтверждающим эти слова, и тем самым способствуя их приобщению к построению фундамента казахстанского патриотизма [5].
Список литературы:
1. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. Собрание сочинений. Т.2. М., 1974. 445 с.
2. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования // Педагогика.1999. №8. С.30-34.
3. Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы: Атамура, 1999. 296 с.
4. Джилкишиева М.С. Современные методологические подходы к формированию гражданственности и патриотизма студенческой молодежи // Международный журнал экспериментального образования. М.: РАЕ, 2016. №4. С. 49-52
5.M.Jilkishiyeva, G.Zhumabekova. Civil-Patriotic education of students in the Republic of Kazakhstan // Opcion. Vol. 34, Núm. 86-2, 2018. Venezuela: Universidad del Zulia. [Электронныйресурс]. URL:http://produccioncientificaluz.org/index.php/opcion/article/view/3332