Дошкольный возраст является прекрасным периодом для формирования инициативности. Исследования показывают, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности.
В старшем дошкольном возрасте формируются важные предпосылки для целенаправленного развития инициативности детей: развитие мышления, становление познавательных интересов, развитие творческой деятельности, расширение коммуникации [3].
Инициативность – является положительным качеством личности, которая состоит из творческих, требующих смелости, находчивости и ответственности действий, проявляющихся во внутренних побуждениях и способности начать новое дело, самостоятельно принять решение при возникновении личных или общественных проблем.
Следует сделать вывод, что развитие инициативы старших дошкольников в различных видах деятельности – это процессколичественных и качественных изменений у ребёнка пяти-шести лет, когда онактивно преобразует окружающий мир и самого себя, а также учится начинать новое дело, самостоятельно принимать решение при возникновении личных или общественных проблем.
Нами были разработаны критерии и показатели развития инициативы старших дошкольников в различных видах деятельности. Критериями были выбраны основные виды инициативы детей: творческая инициатива,инициатива как целеполагание и волевое усилие, коммуникативная инициатива, познавательная инициатива [3].
Критерии, показатели и уровни развития представлены в таблице 1.
Таблица1 – Критерии и показатели оценки развития инициативы старших дошкольников в различных видах деятельности
Критерии |
Показатели |
Уровни |
||
Высокий (2 балла) |
Средний (1 балл) |
Низкий (0 баллов) |
||
Творческая инициатива (сюжетная игра) |
1. Полнота игрового замысла |
Полнота игрового замысла вполне достаточная |
Полнота игрового замысла не вполне достаточная |
Полнота игрового замысла недостаточная |
2. Полнота воплощения замысла в речи или в предметном макете воображаемого «мира» |
Полнота воплощения замысла в речи или в предметном макете воображаемого «мира» вполне достаточная |
Полнота воплощения замысла в речи или в предметном макете воображаемого «мира» не вполне достаточная |
Полнота воплощения замысла в речи или в предметном макете воображаемого «мира» недостаточная |
|
Инициатива как целеполагание и волевое усилие |
3. Полнота постановки намерения - цели деятельности |
Полнота постановки намерения - цели деятельности достаточная |
Полнота постановки намерения - цели деятельности не вполне достаточная |
Полнота постановки намерения - цели деятельности недостаточная |
4. Отношение к результату деятельности |
Результат деятельности адекватно оценивает всегда |
Результат деятельности оценивает адекватно ситуативно |
Результат деятельности оценивает адекватно редко |
|
Коммуникативная инициатива |
5. Организация диалога со сверстниками |
Всегда сам организует диалог со сверстниками |
Ситуативно организует диалог со сверстниками |
Редко организует диалог со сверстниками |
6. Инициирование и организация действия 2-3 сверстников |
Всегда сам инициирует и организует действия 2-3 сверстников |
Ситуативно инициирует и организует действия 2-3 сверстников |
Редко инициирует и организует действия 2-3 сверстников |
|
Познавательная инициатива (любознательность) |
7. Задает вопросы об отвлеченных вещах |
В основном всегда задаёт вопросы об отвлеченных вещах |
Ситуативно задаёт вопросы об отвлеченных вещах |
Редко задает вопросы об отвлеченных вещах |
8. Проявление интереса к символическим языкам(графические схемы, письмо) |
Проявление интереса к символическим языкам вполне достаточное |
Проявление интереса к символическим языкам не вполне достаточное |
Проявление интереса к символическим языкам недостаточное |
По методике А. А. Кыверялга мы определились с интервалами. Низкий от 0 до 5 баллов, средний – от 6 до 13 баллов и высокий – от 14 до 18 баллов.
Комментарий критериевоценки развития инициативы старших дошкольников в различных видах деятельности.
Творческая инициатива
- Дети с высоким уровнем развития инициативы. Эти дети имеют различные игровые замыслы; активно строят предметную обстановку «под свой замысел»; замысел также часто воплощается в речи (придумывание историй) или на предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами).
- Дети со средним уровнем развития инициативы. Эти дети имеют первоначальный замысел, активно ищут или переделывают готовую игровую обстановку; активно не только действуют, но и вступают в диалог.
- Дети с низким уровнем развития инициативы. Эти дети активно связывают по смыслу условные действия, содержание которых зависит от игровой обстановки в группе; они не используют предметы-заместили.
Инициатива как целеполагание и волевое усилие
- Дети с высоким уровнем развития инициативы. У этих детей выстраивается конкретное намерение-цель; работают над материалом в соответствии с целью; конечный результат фиксируется, демонстрируется или уничтожается.
- Дети со средним уровнем развития инициативы. Эти дети также ставят перед собой конкретное намерение-цель; результат фиксируется, но их удовлетворяет абсолютно любой результат.
- Дети с низким уровнем развития инициативы. Эти дети включаются в процесс чужой деятельности без собственной поставленной цели; завершение процесса определяется исчерпанием материала, времени или потерей интереса.
Коммуникативная инициатива
- Дети с высоким уровнем развития инициативы. Эти дети организуют действия сверстников, объясняют другим свой замысел, цели, планируют и координирует несколько начальных действий («Давайте играть..., рисовать..., лепить…»); легко начинают диалог в конкретной деятельности; могут инициировать или поддержать простой диалог со сверстником на отвлечённую тему в процессе основной деятельности.
- Дети со средним уровнем развития инициативы. Эти дети намеренно привлекают определённого сверстника (друга) к совместной деятельности с опорой на предмет и одновременным пояснением замысла, цели; поддерживают начатый диалог в конкретной заданной деятельности.
- Дети с низким уровнем развития инициативы. Эти дети привлекают внимание сверстника к своим действиям, но не стараются, чтобы сверстник понял, что нужно делать; также выступает как активный наблюдатель - пристраиваются к уже действующим собеседникам, но почти не учувствует в диалоге.
Познавательная инициатива (любознательность)
- Дети с высоким уровнем развития инициативы. Эти дети задают вопросы, касающиеся предметов и явлений (Как? Почему?); проявляют интерес к познавательной литературе (энциклопедии), к символическим языкам; самостоятельно делают что-то по графическим схемам (лепить, конструировать), составляют карты, схемы, записывают истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).
- Дети со средним уровнем развития инициативы. Эти дети сопровождают вопросами своё исследование новых предметов («Что это? Для чего?»); имеет намерение узнать что-то относительно конкретных вещей и явлений («Как это получается? Почему так?»).
- Дети с низким уровнем развития инициативы. Эти дети замечают новые предметы в окружении и проявляет интерес к ним; многократно повторяет действия [4].
Список использованной литературы:
1. Выбери лучшее. Allbest [Электронный ресурс]. – Режим доступа :https://allbest.ru (дата обращения 08.12.2019).
2. Инструментарий оценки качества дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.firo-nir.ru (дата обращения 08.12.2019).
3. Коротаева, Е. В.Развитие инициативности детей дошкольного возраста / Е. В. Коротаева, А. В. Святцева // воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 669-671.
4. Студопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://studopedia.ru (дата обращения 08.12.2019)