Проблема воспитания, обучения и развития детей раннего возраста является одной из важнейших и актуальных проблем современной педагогики. На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для формирования личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психофизического развития, возможностями и способностями.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования Стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (усиление) развития ребенка». Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация программы должна осуществляться «в формах, специфичных для детей данной возрастной группы, прежде всего в игровой форме...». Рассматривая конкретное содержание пяти образовательных областей, указанных в стандарте. Следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может быть реализовано в различных видах деятельности (коммуникативной, игровой, познавательной, исследовательской, которые рассматриваются как сквозные механизмы развития ребенка) [6].
В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) содержанием работы с детьми являются «предметные занятия и игры с композитными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с предметами домашнего обихода-инструментами (ложкой, совком, лопатой и др.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, просмотр картинок, двигательная активность» [4].
Ряд исследователей (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.) считают, что ранний возраст – это период быстрого формирования всех психофизиологических процессов, свойственных человеку. Воспитание детей раннего возраста, которое начинается своевременно и осуществляется правильно, является важным условием их полноценного развития.
Практика работы в образовательных организациях показывает, что педагоги в своей профессиональной деятельности осуществляют развитие ребенка с учетом сенситивных периодов, которые связаны с приобретением речевых, сенсорных и двигательных умений, поэтому развитие готовности педагогов к обучению детей раннего возраста имеет особое значение.
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, педагог)» предполагает, что современный педагогический работник должен сочетать в себе педагога-технолога, новатора, организатора, воспитателя, информатора, руководителя, наставника, воспитателя, психолога, модератора, эксперта, консультанта, навигатора и все это в сочетании с заданными личностными качествами и активной гражданской позицией [5].
В связи с повышением требований к профессиональной деятельности, расширением функций педагогов ДОО, остро встает вопрос о развитии их готовности к решению задач развития детей раннего возраста. В качестве одного из резервов развития компетентности воспитателей в данном направлении образовательной деятельности можно выделить построение эффективной системы методического сопровождения.
Методическое сопровождение педагогов дошкольного образования в развитии детей раннего возраста направлено на работу со всем коллективом, а также лично с каждым воспитателем в отдельности. Его целью является создание условий, помогающих педагогу организовать образовательный процесс с детьми на современном уровне с учетом требований ФГОС дошкольного образования. Методическое сопровождение способствует умению педагога быть в курсе научно-методической информации и эффективно использовать новые продукты в практической работе по воспитанию детей раннего возраста [2].
Данный вид сопровождения раскрывается как взаимодействие, направленное на решение важных для педагога проблем воспитания детей раннего возраста в педагогической деятельности, осуществляемой в процессе информационного поиска возможных решений по определенному плану профессиональных действий.
Анализ современных научных исследований и образовательной практики ДОО позволили выявить проблему нашего исследования: каковы формы и методы методического сопровождения педагогов в развитии детей раннего возраста? В связи с этим, целью нашего исследования стало теоретическое обоснование проблемы и разработка системы методического сопровождения педагогов дошкольного образования в развитии детей раннего возраста. Достижение данной цели предполагает постановку и решение следующих исследовательских задач:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по поставленной проблеме;
2) конкретизировать понятие «методическое сопровождения педагогов дошкольного образования в развитии детей раннего возраста»;
3) определить уровни готовности педагогов дошкольного образования к развитию детей раннего возраста;
4) разработать и внедрить в практику дошкольного образования курсы повышения квалификации педагогов по вопросам развития детей раннего возраста;
5) эмпирическим путем определить и проверить эффективность разработанных курсов для воспитателей ДОО.
В ходе решения поставленных задач мы пришли к выводу о том, что проблема формирования данных трудовых функций педагогов является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательных организаций требует дальнейшего рассмотрения.
Изучая и анализируя психолого-педагогическую литературу по данному вопросу нам удалось уточнить и конкретизировать понятие «методическое сопровождение педагогов ДОО в воспитании детей раннего возраста», которое мы рассматриваем как процесс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении индивидуально сложных при реализации задач воспитания детей раннего возраста, способствующих развитию его готовности к данному процессу.
Методическое сопровождение может включать в себя:
наполнение методическими разработками основной образовательной программы ДОО с учетом ФГОС дошкольного образования;
внедрение в образовательный процесс новых программно-методических документов (например, парциальных программ), методик и технологий воспитания и обучения детей раннего возраста;
активизацию инновационной деятельности по созданию дидактических материалов, компьютерных программ, использованию активных форм и методов воспитания и обучения детей раннего возраста в образовательном процессе ДОО.
Следует отметить, что такое сопровождение в нашем исследовании включает внутрифирменное обучение педагогов и ориентировано на длительную перспективу.
Таким образом, нами определено, что методическому сопровождению отводится важная роль, и основным направлением современной образовательной политики можно считать ориентацию на приоритетное методическое сопровождение, которое станет условием повышения качества образования и будет влиять на результативность всей деятельности дошкольной организации. Мы определили, что методическое сопровождение направлено на индивидуальную работу с каждым педагогом, поэтому формы и методы работы определяются индивидуально для каждого воспитателя ДОО.
Список литературы
1. Атмахова, Л. Н. Организация методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ[Текст]/ Л. Н.Атмахова / / Дис. ... Канд. Пед. Наук: 13.00.07. - Екатеринбург, 2006. - С. 177.
2. Белая, К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении [текст] / К. Ю. Белая. - М.: 1991-81с.
3. Голубева Л. Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учеб.пособие. руководство для студентов. выше. исследования'. рана [Текст] / Л. Г. Голубева, В. М. Лещенко, К. Л. Печора; под ред. В. А. Доскиной, С. А. Козловой. - И.: издательский центр "Академия", 2002. - 192 С.
4. Горная, Т. И. Профессиональная деятельность современного педагога дошкольного образовательного учреждения [текст] / Т. И. Горная / / психология труда и профессионального развития педагога: современное состояние, проблемы и перспективы. Материалы II Международной научно-практической конференции (9 октября 2013 г., Екатеринбург-Бирск) / ОТВ.ред. д-па пед. н., профессор Л. В. Моисеева, кандидат психологических наук. Н., доцент О. С. Батурина. - М.: научные технологии, 2013. - 217 С. С. 17-19.
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н "об утверждении профессионального стандарта" Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, педагог) " с изменениями и дополнениями от: 25 декабря 2014 г., 5 августа 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: base.garant.ru
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.