Буллинг является наиболее распространенным видом насилия в школах и основным источником виктимизации среди подростков. Он имеет тяжелые последствия как для непосредственных участников буллинга, так и для всей образовательной организации в целом. Буллинг требует особого внимания, ведь школьный этап жизни во многом определяет дальнейшее развитие человека.
Классическим представлением сути буллинга является определение Д. Олвеуса: «буллинг– это ситуация, когда ученик подвергается травле, когда в течение времени по отношению к нему осуществляется агрессивные действия со стороны одного или несколько лиц, он остро это переживает, но по разным причинам не может ответить на агрессию» [1, с.168].
В работах Е. Роланда освещено понятие «буллинг-структура», которое обозначает социальную систему, включающую в себя агрессоров, их жертв и сторонних наблюдателей, в которой каждый участник системы имеет свое мнение по поводу происходящего [2]. Позднее Е. Г. Норкиной была разработана более подробная схема буллинг-структуры, включающая: инициатора, жертву, помощников инициатора, защитников и наблюдателей [3, c.2].
Школьная травля как особая форма поведения связана с проблемой утверждения власти в подростковых коллективах и выстраиванием иерархии межличностных взаимоотношений. Последний момент не случаен, поскольку в подростковом возрасте ведущим типом деятельности является межличностное общение. Отношения со сверстниками для подростка являются одной из наиболее значимых жизненных ценностей, а социальная позиция, занимаемая им в классе, во многом определяет его социальное благополучие [4].
Подростковый возраст сензитивен в плане проявления агрессивности. Это обусловлено рядом причин: во-первых, к данному возрасту уже сформированы и являются достаточно устойчивыми свойствами личности, в числе которых и агрессивность, оказывающие влияние на возникновение соответствующей формы поведения; во-вторых, эмоциональная чувствительность и неуравновешенность, свойственные подростковому возрасту, обуславливают характер импульсивных действий, в числе которых и агрессивные; в-третьих, именно в этом возрасте внешняя детерминация в виде модели агрессивного поведения, как наиболее успешной формы активности среди сверстников имеет высокую значимость.
Нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого было выявление буллинг-структуры среди учащихся средних классах школы. Диагностика проводилась на базе одной из общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия). В исследовании принимали участие школьники 8-х классов в возрасте 14-15 лет, в среде которых методами беседы с педагогами, наблюдения за учениками и последующего диагностирования по методике Е.Г. Норкиной «Буллинг-структура», были выявлены признаки формирования буллинг-структуры.
В ходе беседы с классным руководителем 8 «А» класса было выяснено, что доверительных отношений со всем классов построить не получилось из-за небольшого срока классного руководства. Классный руководитель 8 «В» класса является их классным руководителем с 5 класса и проблем с учащимися не испытывает. Классный руководитель 8 «В» рассказал о собственных наблюдениях за классом и пояснил, что класс смешанный, есть различные категории детей и есть устойчивые группы, сам класс не является дружным.
В ходе наблюдения на уроках нами были замечены устойчивые группы сверстников и также были замечены дети, которые ни с кем не общаются. В дальнейшем нами была применена уточняющая диагностическая методика. Рассмотрим результаты диагностики учащихся 8 «А» и 8 «В» класса по методике «Буллинг-структура» Е.Г. Норкиной.
Из графического представления данных видим, что учащиеся в 8 «А» класса положительно ответили на вопросы, связанные с наличием в их классе насилия (М=13), а ученики 8 «В» на эти же вопросы (№13, 17,20) ответили отрицательно (М=0).
Рис. 1 Усредненный профиль результатов диагностики по методике «Буллинг-структура» (слева: количество человек)
Исходя из возможных ролей в буллинг-структуре, в 8 «А» классе больше половины учеников принимают роль наблюдателя (М=13), равное количество инициаторов (агрессоров) и защитников (М=3), группу помощников (М=4), и группу жертв (М=2).
Отметим, что учащиеся 8 «А» класса из трех вопросов о факте насилия, ответили положительно только на один вопрос из предложенных. Из этого мы делаем вывод, что насилие существует, но не имеет яркой выраженности.
Как известно из доступной нам литературы по предмету исследования, роли в буллинг-структуре закреплены не жестко и могут меняться в зависимости от ситуации или сообщества. Однако, существуют внутренние предпосылки, которые способствуют осваиванию определенной роли.
Жертвой, агрессором или свидетелем насилия потенциально может стать каждый учащийся. Тем не менее, можно выделить наиболее типичные личностные характеристики, характерные для агрессоров, жертв и свидетелей.
Как показало и наше исследование, «жертвы» более замкнутые, социально отрешенные, имеют заниженную самооценку, пониженное чувство собственного достоинства, неуверенные в себе, тревожные, имеют слабую мотивацию к учебной деятельности и к посещению школы. У них мало друзей, они предпочитают проводить время в окружении взрослых. Эти социально-психологические особенности могут быть как следствием травли, так и предпосылками к тому, чтобы стать жертвой.
Подростки, которые становятся агрессорами, – это уверенные в себе, склонные к доминированию в группе и подчинению других, морально и физически сильные, эмоционально импульсивные и легко приходящие в состояние гнева и агрессии, с низким уровнем эмпатии к своим жертвам, часто «задирающие» не только своих сверстников и более младших, но и взрослых (учителей, родителей, представителей органов правопорядка).
Таким образом, в ходе исследования обоснована необходимость принятия комплекса мер организационного и психолого-педагогического содержания для купирования негативных тенденций взаимодействия подростков эмпирической группы. Перспективными направлениями исследования считаем дальнейшее эмпирическое определение содержания активно исполняемых и/или латентных ролей «Инициатор», «Жертва», «Помощник», «Защитник», «Наблюдатель» у подростков – участников буллинг-структуры; выявление того, как обозначенные роли проявляются в следующих сочетаниях индивидуально-личностных характеристик, таких как: уровень самооценки, тревожности, агрессивности; локус контроля; копинг-стратегии.
Список литературы
Olweus D.Aggression in the schools: Bullies and whipping boys. Washington, DC: Hemisphere (Wiley). 1978. –160-183р.
Roland E., Munthe E. Bulling: An International Perspective. – London: David Fulton. 1989. – 224 p.
Норкина Е.Г. Методика на выявление «буллинг-структуры» / Е.Г. Норкина // Таврический научный обозреватель. – 2016. –№3. – С. 1-5.
Собкин В.С., Смыслова М.М. Жертвы школьной травли: влияние социальных факторов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.socioedu.ru/userfiles/file/Sobkin,%20Smoslova–Zertvi.pdf (дата обращения 19.01.2020)