Уголовное законодательство Российской Федерации на современном этапе - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Уголовное законодательство Российской Федерации на современном этапе

Кудин Н.С. 1
1Российский Государственный Университет правосудия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день в Российской Федерации активно ведется работа по усовершенствованию уголовного законодательства. Данная работа направлена на упрочнение принципов законности, последующей гуманизации и индивидуализировании уголовной ответственности и наказания с соблюдением установленных принципов уголовного права.

Деятельность по развитию и совершенствованию уголовного законодательства устанавливается как одно из направлений функционирования государства - его основополагающий вектор в сфере борьбы с преступностью1.

В своем послании Федеральному Собранию состоявшемуся 15 января 2020 года Президент РФ отметил, что последние годы сосредоточены усилия на укреплении макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет вновь стал профицитным, государственные резервы уверенно покрывают совокупный внешний долг. Президент РФ отметил, что в 2020 году необходимо сделать работу бизнеса удобнее и проще. В связи с этим Президент РФ просил поддержать поправки, которые убирают размытые нормы уголовного законодательства в части так называемых экономических составов. Так, предприниматели неоднократно обращали внимание на 210-ю статью УК, по которой любая компания, чьи руководители нарушили закон, могла квалифицироваться как организованное преступное сообщество, а значит, практически все сотрудники подпадали под статью. Устанавливались при этом более строгие меры пресечения и наказания. Правоохранительные органы впредь будут обязаны доказать, что организация, компания изначально умышленно создавалась под незаконные цели. Данные действия необходимы для стимулирования инвестиций в Российскую экономику.

В настоящий момент уголовному законодательству отдается отдельное внимание, так как оно непосредственно влияет на состояние и показатели преступности в нашей стране, а также предоставляет спрогнозировать дальнейшее совершенствование уголовно-правовых норм, с целью снижения совершения преступных деяний, в общем. Состояние преступности в России нуждается в непрерывном внимании граждан и государственных органов.

Сегодня, когда информационные технологии и их использование в значительной ступени играют не последнюю роль в жизни граждан, в случае совершения резонансного преступления появляется большая общественная оценка ситуации. Специфика такой обусловленности заключается в том, что гражданское общество призывает внесения изменений в действующее уголовное законодательство, в большинстве случаев посредством ужесточения наказания за совершаемые деяния и введения новых составов преступлений. Так, например, создана петиция ужесточить наказания за преступления против детей, а также пересмотреть нынешнюю систему работы органов опеки и попечительства, сроков и условий лишения граждан РФ родительских прав.

На сегодня в действующем уголовном законодательстве изменения в большей мере имеют спонтанное, неорганизованное течение.

Реформы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, осуществляющиеся в стране, не способствуют в полном объёме разрешить вопрос первостепенной важности - как значительно понизить число совершаемых преступлений.

На современном этапе развития проводимая уголовная политика носит карательный характер. Также необходимо сказать, что нельзя подходить к оценке уголовно-правового законодательства с позиции карательности или либеральности т.к. проблемы носят комплексный характер. Ведь у социальных групп различного статуса присутствуют свои притязания к уголовным нормам. Беспристрастно дать ответ на вопрос, каким все-таки должно быть уголовно-правовое законодательство – очень трудно. Расценивать уголовно-правовое законодательство следует с воззрения её результативности, а именно по показателю защищенности прав человека, по уровню защиты бизнеса и других социальных слоев.

Всем известно, что на данный момент в России процесс реформирования уголовного законодательства достиг в достаточной мере активный и более чем кардинальный характер.

УК РФ претерпел ряд значительных изменений и дополнений, чтобы исправить первоначальные недостатки, а также в связи с новыми явлениями в общественных отношениях, в том числе и в сфере криминальной деятельности. Однако, необходимо заметить, что явная авторизация процесса правотворчества в области уголовного законодательства на текущий момент вызывает беспокойство уже сама по себе, умалчивая о ее институциональной и обстоятельной функциональности. За последние 5 лет на уголовно-правовую политику наибольшее влияние оказали члены Парламента Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации. По инициативе Верховного суда РФ принято наименьшее количество путем внесения измений в уголовный кодекс федеральных законов.

Текущие современные условия таковы, что значительная часть нововведений не формируется на достаточно полной общетеоретической проработке общей теории макетирования и кодифицировании уголовного закона, без проведения обширной экспертизы правоприменительной практики и при отсутствии комплексного подхода к разработке законопроекта и его одобрения.

Уголовный закон в современных условиях - это нормативно-правовой акт, который состоит из взаимозависимых юридических норм, одни из которых консолидируют основания и принципы уголовной ответственности и включают общие положения законодательства, а другие определяют, какие общественно опасные деяния являются преступлениями. Но, к сожалению проблемы его применения остаются. Так, проблемы уголовного законодательства можно разделить на несколько больших групп, каждая из которых нуждается в дополнительном рассмотрении и доработке.

Коллизия между правоохранительными институтами и преступностью в целом является одним из самых болезненных конфликтов в обществе. К сожалению, система уголовной юстиции на сегодня не способна реагировать даже на треть зарегистрированных уголовных преступлений. Так, например, если регистрация правонарушений будет осуществляться по каждому выявленному случаю, система просто оцепенеет. Такую ситуацию можно разрешить только, если численность сотрудников государственной правовой системы будет увеличена, а именно следователей, полицейских, прокуроров, судей. В свою очередь увеличение численности сотрудников влечет финансовые затраты и дополнительные выделения средств из федерального бюджета, что в настоящее время не находит достаточной общественно-политической поддержки.

Актуальные проблемы уголовного права обязаны рассматривать правонарушения как системы постоянных конфликтов между государством и его гражданами2.

Одним из ключевых положений в данном вопросе является процесс разъяснения объекта преступления как основы для квалификации совершенного преступного деяния. Современная законодательная норма ведет учет убийств по фактам, но не количеству жертв3.

Приведем пример, убийство пяти человек будет квалифицироваться по п. «а» и «е» ч. 2 ст. 105 (убийство двух и более лиц, совершенное общеопасным способом). Однако в данную статистику убийств не включается причинение особо тяжких повреждений пострадавшему, которые становятся причиной смерти. Также остаются без заинтересованности такой статистики остается большое число жертв, которые проходят по статье «пропавшие без вести» и пр.

Невзирая на то, что достигнута хоть какая-то стабильность в экономическом плане, но, тем не менее, уровень совершаемых преступных деяний в пределах нашей страны не дает надежд оптимизму.

Ещё одной из причин достаточной работы в уголовной сфере являются внутренние разногласия действующих правовых норм.

На сегодняшний день в уголовном праве России стало заметным движение от репрессивного правосудия, смыслом которого является наказание преступника, к реституционному правосудию, направленному на урегулирование социального конфликта, восстановлению общественных отношений, нарушенных преступлением. Однако стоит отметить, что в России присутствует лишь малую часть основ реституционного правосудия, но они разрознены. На сегодня российская система в вышеизложенном вопросе запаздывает от общемировых установок и удерживает вышеназванную установку на карательную миссию. Для реализации задач поставленных Конституцией РФ по справедливому возмещению вреда от преступлений, необходимо единое внедрение институтов реституционного правосудия4.

Также необходимо отметить, что на сегодняшний день многие ученые-юристы не согласны с тем, что преступления против мира и безопасности человечества отодвинуты законотворцами в последнюю главу Уголовного кодекса РФ, невзирая на то, что эти преступные деяния обладают наибольшей степенью общественной опасности.

В соответствии с нормами международного права, преступления против мира и безопасности человечества ведут к развязыванию вооруженных конфликтов, непредсказуемым жертвам и неоправданным материальным затратам, страданиям мирного населения, в том числе женщин и детей, разрушению и уничтожению жизненно важных объектов. Эти общественно опасные деяния затрагивают интересы значительных групп населения нашей планеты. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ установлено, что общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы нашей страны. Если международным договором, ратифицированным Россией, установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то должны применяться нормы и требования международного права5.

На основании вышеизложенного, можно сказать, что на текущий момент в уголовном законодательстве нет общего вектора развития, так как принимаемые законы имеют бессистемный характер. В связи, с чем требуется отчетливая выработка направлений развития уголовной политики, которыми должны являться в частности: гуманизация уголовного законодательства, а также регламентированная и систематическая кодификация осуществляемых реформ.

 

Список использованной литературы

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993), с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ), «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

О разработке и концепции уголовной политики Российской Федерации и совершенствовании законодательства. Научная статья. Ревин В.П., 2010

Александров А.И. журнал «Юридическая наука: история и современность» 2017 г. Вып.№4

Дубровин В.В. Возмещение вреда от преступлений в уголовном судопроизводстве (отечественный, зарубежный, международный опыт правового регулирования): Монография / В.В. Дубровин, науч. ред. А.Г. Волеводз. М.: Юрлитинформ, 2011

Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru

1 О разработке и концепции уголовной политики Российской Федерации и совершенствовании законодательства. Научная статья. Ревин В.П., 2010

2Александров А.И. журнал «Юридическая наука: история и современность» 2017 г. Вып.№4 стр. 35

3Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru

4Дубровин В.В. Возмещение вреда от преступлений в уголовном судопроизводстве (отечественный, зарубежный, международный опыт правового регулирования): Монография / В.В. Дубровин, науч. ред. А.Г. Волеводз. М.: Юрлитинформ, 2011. С. 16.

5«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993), с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ), «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

Просмотров работы: 557