В настоящее время актуальной является проблема профессионального выгорания в среде специалистов тех профессий, которые вынуждены регулярно контактировать с другими людьми.
Считается, что такой синдром наиболее характерен для представителей социальных или коммуникативных профессий - системы «человек-человек» (это медицинские работники, учителя, менеджеры всех уровней, консультирующие психологи, психотерапевты, психиатры, представители различных сервисных профессий) [1] .
Одной из таких профессий являются специалисты социальной сферы. Социальный работник постоянно соприкасается с людьми, которые страдают от потери близких людей, болезни и инвалидности, несут лишение, нищету, насилие и.т.д. Все это напрягает их эмоциональную сферу и угрожает нервно-психическому здоровью. [3] .
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Наиболее популярная модель выгорания включает три группы симптомов (факторов): Эмоциональное истощение проявляется в переживаниях эмоционального перенапряжения, усталости, опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе, как раньше. Возникает ощущение «приглушенности», «притупленности» эмоций, в особо тяжелых проявлениях возможны эмоциональные срывы.
Деперсонализация - это негативные переживания и установки по отношению к субъектам деятельности (развитие «холодности», черствости, «бездушия», циничности при деловом общении с реципиентами - учениками, пациентами, клиентами, партнерами, коллегами и пр.).
Редукция персональных достижений сказывается как снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности собственной деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане, переживание недовольства собой и другими. [1] .
Стресс - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.
Выделяют различные виды стрессов, возникающих в трудовой деятельности: Рабочий стресс - возникает из-за причин, связанных с работой, - условий труда, места работы.
Профессиональный стресс - из-за причин, связанных с профессией, родом или видом деятельности.
Организационный стресс - вследствие негативного влияния на работника особенностей той организации, в которой он трудится. [1] .
Многие исследователи рассматривают выгорание как относительно устойчивый феномен. В лонгитюдном исследовании 879 социальных работников было показано, что почти 2/3испытуемых имели тот же уровень выгорания, что и в начале исследования (год назад). Примерно у 22 % респондентов он был низким, у 17 % - средним, у 24 % - высоким; у остальных уровень выгорания изменился. У 19 % – уменьшился, у 18 % - увеличился. Это исследование интересно также тем, что количество испытуемых, у которых уровень выгорания уменьшился или увеличился, примерно одинаково. Хотя в литературе встречаются данные о том, что он имеет тенденцию к увеличению по мере продолжительности работы, результаты упомянутого исследования показывают, это не всегда верно и процесс профессионального выгорания может быть обратимым. Так же было обнаружено следующее: служащие, которые считали, что их работа очень стрессогенная, в 2 раза чаще испытывали выгорание, чем те, которые не думали так [1] .
В качестве факторов, способствующих развитию синдрома профессионального выгорания, исследователи называют также чувства социальной незащищенности, неуверенности в социально-экономической стабильности и другие негативные переживания, связанные с социальной несправедливостью.
Более сильное выгорание связано с непривлекательностью работы в организации: чем выше привлекательность, тем меньше его риск. При этом работники с высокими показателями силы «Я-концепции» более позитивно ориентированы по отношению к клиентам и в меньшей степени подвержены выгоранию.
Увеличение количества клиентов воспринимается консультантами как возможность помочь большему количеству людей, а в частной практике - и заработать больше денег; это увеличивает чувство профессиональной эффективности и удовлетворенности собственными достижениями и уменьшает риск выгорания.
Профессиональный рост, обеспечивающий человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. В случае неудовлетворенности карьерным ростом профессиональный стаж способствует выгоранию работников.
Взаимосвязь эмоционального выгорания и карьерных устремлений: У мужчин чем более выражена ориентация на профессионализм, тем меньше риск эмоционального выгорания. У женщин выявлены значимые положительные корреляции между уровнем эмоционального выгорания и таких карьерных ориентаций, как стабильность и интеграция стилей жизни. Невозможность удовлетворить потребность в стабильности и оптимальном соотношении карьеры, личной жизни и саморазвития способствует росту эмоционального напряжения. И.т.д. [1] .
Спецификой формирование синдрома «выгорания» в профессиональной деятельности специалиста социальной сферы может быть связанно с такими факторами, как ситуации изменения и утраты социального статуса; ситуации потери работы; ситуации риска; ситуации с экстремальными условиями; неопределенные ситуации, перегрузки - слишком много клиентов, много требований, избыток информации. А так же: монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения; работа с ”немотивированными” клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы; напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм; нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации; работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования; неразрешенные личностные конфликты консультанта.
К симптомам выгорания относятся: снижение мотивации к работе, резко возрастающая неудовлетворенность от работы, конфликты на рабочем месте, хроническая усталость, скука, истощение, раздражительность, нервозность, беспокойство, дистанцирование от клиентов и коллег, опоздания, увеличение абсентеизма и др. [1] .
На психосоматическом уровне отмечаются такие симптомы, как: усталость; утомление; истощение; бессонница; пищевые нарушения.
Симптомы проявления личностных особенностей: негативное отношение к клиентам; злоупотребление табаком, кофе, пристрастие к алкоголю, наркотикам; скудность репертуара рабочих действий; агрессивные чувства по отношению к клиентам (раздражительность и гнев); негативная «Я-концепция»; упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, апатия, чувство бессмысленности); переживание зависимости от людей и обстоятельств. [2] .
Те, кто подвержен этому процессу, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгоревших».
Выгорание наиболее опасно в начале своего развития. «Выгорающий» сотрудник, как правило, почти не осознает его симптомов, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги. Очень важно вовремя увидеть подобные проявления и правильно организовать систему поддержки таких работников. Известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить, и эти слова справедливы также в отношении выгорания. Поэтому особое внимание следует обратить на идентификацию тех факторов, которые приводят к развитию данного синдрома, и учитывать их при разработке профилактических программ. [1] .
Выгорание - это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки с ним можно бороться.
Специалисты рекомендуют проведение прежде всего профилактической работы. Поскольку синдром выгорания зачастую возникает вследствие возникновения стрессовых состояний, необходимо обучать сотрудников навыкам отреагирования негативных эмоций (гнева, раздражения и др.), умению справляться с критикой. Советуют уделять особое внимание упражнениям по саморегуляции. Авторы отмечают, что мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой, и мышечное напряжение представляет собой внешнее проявление неприятных эмоций (страха, гнева и др.). Соответственно, расслабление мышц - это внешний показатель положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности.
Существует несколько советов, которые помогут персоналу справиться с синдромом выгорания:
1. Составить список реальных и абстрактных причин, побуждающих вас работать. Определить мотивацию, ценность и значение работы.
2. Перечислить то, чем вам нравится заниматься, в убывающей последовательности. Вспомнить, когда вы занимались этим в последний раз. 3. Регулярно встречаться с друзьями и сотрудниками - это ваша группа поддержки.
4. Начать заботиться о физическом здоровье: зарядка, правильное питание, борьба с вредными привычками.
5. Начать заботиться о психическом здоровье: использовать тренинги релаксации, ведения переговоров, ассертивности и др.
6. Делать каждый день что-либо легкомысленное: кататься на скейте, прыгать через скакалку, пускать мыльные пузыри...[4] .
К числу рекомендаций во избежание профессионального выгорания у специалистов социальной сферы так же относятся: улучшение отбора персонала, чтобы в системе социального облуживания не было людей не заинтересованных в работе с населением; создание системы наставничества для передачи новичкам навыков «выживания» на работе; установление плановых таймаутов, для того чтобы можно было сделать передышку от общения с клиентами и возможность переключаться на решение другой задачи; гибкий график; привлечение работников к участию в управлении; разработка планов в профессиональной карьере; создание позитивного психологического климата в коллективе; введение супервизии и других форм профессиональной поддержки и.т.д. [3] .
А так же специалисты социальной сферы должны быть внимательны к себе: это поможет своевременно заметить первые симптомы усталости. Любить себя или, по крайней мере, старайться себе нравиться. Подбирать дело по себе, сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит обрести себя, поверить в свои силы. Не искать в работе счастье или спасение. Она не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе. Перестань жить за других их жизнью. А начать жить своей. Не вместо людей, а вместе с ними. Находить время для себя, специалисты социальной сферы имеют право не только на рабочую, но и на частную жизнь. Учиться трезво осмысливать события каждого дня. Лишний раз не жертвовать своими силами и нервами во благо помощи тем людям, кому это не нужно. Основные подходы к работе с профессиональным выгоранием - это забота о себе и снижение уровня стресса; стремление к равновесию и гармонии; здоровый образ жизни; удовлетворение потребности в общении; удовольствие (релаксация, игра); умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой. [5] .
Синдром выгорания включает ряд симптомов, однако все они ни у кого не проявляются одновременно, существуют индивидуальные вариации, потому что выгорание - это реакция индивидуальная. [1] .
От сюда следует, что специалисты социальной сферы должны быть информированы о причинах, механизмов и последствиях стрессовых перегрузок. Они должны знать особенности реагирования человека на стресс и суметь вовремя заметить растущее в себе напряжение и предотвратить выгорание. [3] .
Список литературы:
Старченкова Е.С, Н. Водопьянова Н.Е. «Синдром выгорания» 2-е изд: Питер; Спб.; 2008
Осухова Н. Г. «Профессиональное выгорание, или как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе Педагогический университет «Первое сентября» 2011.
Холостова Е.И. «Социальная работа: Учебник для бакалавров / Е.И Холостова. - М.: издательско-торговая корпорация « Дашков И°», 2018
Монина Г. Б., Раннала Н. В. М77 Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». — СПб. : Речь, 2009. — 250 с. ISBN 978-5-9268-0821-9
Профилактика эмоционального выгорания у специалистов организаций социального обслуживания: метод. пособие [Электронный ресурс] / сост. Е.В. Суворова; под ред. Л.И. Ачекуловой. – Красноярск, 2017. – 63 с