Период обучения в школе – это период развития и становления личности. Сегодня образовательный процесс в России направлен на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который направлен на создание оптимальных условий для развития одаренных, неординарных и творческих детей.
Указанные требования обусловлены потребностями современного общества: творческая личность способна обрабатывать большой поток информации, генерировать собственные идеи, а также продвигать научно-технический прогресс. По мнению Мухиной М.А. [3, c. 411], в таких условиях успешное развитие творческих способностей невозможно, если ограничиваться лишь учебными областями «Художественное искусство», «Музыка», «Технология».
Под творчеством мы, вслед за педагогами [5, с. 15], понимаем деятельность или результат деятельности человека, который обладает новизной, значимостью и полезностью. Следовательно, творческие способности – это такие способности, которые реализуют индивидуальность человека, проявляются в процессе осуществления творческой деятельности и при этом позволяют оценить результативность такой деятельности.
Мы уверены, что даже в рамках строгих и точных наук, таких как математика, можно раскрыть творческий потенциал учащихся. Ведь математика развивает такие качества, как острота мышления, навыки анализа, поиск решения и прочее. Математические задачи способно эффективному развитию различных сторон психической деятельности учащихся: внимания, воображения, фантазии, образного и понятийного мышления, и пр. [1, c. 67].
На наш взгляд эффективным инструментом развития творческих способностей в сфере математики является решение нестандартных задач. Используя задачи из различных сборников (Толпыго А.К. «Нестандартные задачи из запасников математических олимпиад», Балаян Э.Н. «Лучшие олимпиадные и занимательные задачи по математике», Екимова М. А., Кукин Г. П. «Задачи на разрезание», Воистинова Г.Х., Солощенко М.Ю. «Обучение решению задач на построение с практическим содержанием» и др.), можно составить интересную программу для учащихся любого звена. Например, в 5-7 классах можно предлагать задачи, не требующих специальных знаний – это числовые ребусы, логические задачи, задачи на разрезание и переливание, и пр.
При проверке эффективности нестандартных задач для развития творческих способностей можно столкнуться с определенными проблемами, основная из которых – проблема диагностики творческих способностей учащихся. Существуют разнообразные методики проведения оценки творческих (креативных) способностей. Например, батарея тестов Е.Е. Туник, рисуночный тест Сильвера, опросник Дэвиса и др. [1].
При выборе диагностической методики следует учитывать ряд требований. Во-первых, возможность повторного использования методики, так как для получения корректной оценки произошедших изменений нельзя менять диагностический материал. Следовательно, методика должна либо включать несколько различных заданий, либо задание должно предусматривать несколько вариантов исполнения. К тому же можно использовать методики, не требующих ответов учащихся (оценка способностей проводится на основе наблюдений). Во-вторых, диагностика школьников обычно проводится во время одного урочного часа, поэтому сама диагностика не должна требовать большего количества времени. Также следует помнить о том, что диагностическая методика должна учитывать возрастные особенности учащихся: задания должны быть понятными и доступными учащимся, а ключ ответов – ориентирован на возраст опрашиваемых (оценка дошкольников отличается от оценки подростков и т.д.).
Для определения уровня творческих способностей рекомендуется тест креативности Торренса по показателям: беглость и оригинальность названия. В качестве дополнительной диагностики можно проводить оценку творческих способностей по методике Джонсона.
Вторая проблема исследования творческих способностей состоит в необходимости статистической проверки полученных результатов. Так как обычно в исследовании участвуют два класса (экспериментальная группа и контрольная группа) следует выбирать критерии, применимые к малым выборкам: t-критерий Стьюдента, Т-критерий Вилкоксона, G-критерий знаков [3].
Используя G-критерий знаков, можно сравнить уровень творческих способностей учащихся до решения комплекта нестандартных задач и после, а затем, проведя простой подсчет однонаправленных изменений, сделать вывод о том, влияет ли решение нестандартных задач на творческие способности учащихся.
Таким образом, для использования нестандартных зада в качестве средства развития творческих способностей учащихся на уроке математике требуется проведения соответствующего исследования. Большое разнообразие диагностических методик и статистических критериев позволяет организовать исследование в условиях средней общеобразовательной школы.
Список литературы:
1. Воистинова Г.Х., Сергеев И.М. Роль логических задач в обучении // Наука через призму времени. – 2019. – № 5. – С. 66-67.
2. Диагностика творческого развития личности: метод. пособ. / Сост.: И.В. Хромова, М.С. Коган. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2003. – 44 с.
3. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой ученый. – 2018. – №19. – С. 411-413.
4. Петров П.К. Математико-статистическая обработка и графическое представление результатов педагогических исследований с использованием информационных технологий: учеб. пособие. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. – 179 с.
5. Утемов, В. В.Креативная педагогика: уч. пособ. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 237 с.