ИСКУССТВО ПЕРФОРМАНСА: МАРИНА АБРАМОВИЧ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИСКУССТВО ПЕРФОРМАНСА: МАРИНА АБРАМОВИЧ

Черненко Ю.Р. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

XX век, как известно, стал переломным моментом в сфере искусства. Кровавые политические события, новые технологические возможности производства, научные прорывы, которые давали надежду на покорение космического пространства – все это отражалось в умах людей того времени.

Произведения искусства – это отражение мировоззрения людей, их взгляды, надежды, стремления. Это многообразие настроений и идей целой эпохи. Прошедшая сотня лет оставила огромное разнообразие направлений в самых разных видах искусства – музыке, литературе, архитектуре, живописи. Художники прошлой эпохи находились постоянном в поиске новых форм самовыражения, их творчество обретало больше свободы и стирало границы между «прекрасным» и «безобразным». Главной задачей искусства стало выражение идей средствами наибольшего воздействия на эмоции зрителя.

Чтобы стрела искусства попадала прямо в сердце публики, художники старались передавать наиболее острые переживания различными средствами: композиторы использовали диссонансы, художники искали свежие сочетания цветов и форм, поэты находили новые метафоры и ритмы стиха. В результате этих поисков появлялись новые формы искусства. Одним из них стал перфоманс.

2. Перфоманс как вид искусства

Перфо́рманс (англ. performance – исполнение, представление, выступление) – это форма современного искусства, получившая свое развитие с 1960-х в работах таких художников, как Ив Кляйн, Йозеф Бойс, Йоко Оно, Вито АккончиГерман НичКрис Бурден. Перформансом называют некоторые действия художника или группы, происходящие в определённом месте и в определённое время. Например, к описываемому художественному направлению относится любое дейситво, включающее четыре основных, авторских элемента: время, место, тело художника и отношения художника и зрителя. В названных элементах заключается отличие перформанса от классических изобразительных форм искусства (картина, скульптура), где произведение демонстрируется выставленным физическим объектом. Иногда к перформансу относят и традиционные формы художественной деятельности, как театртанецмузыкацирковые выступления, но в современном искусстве термин «перформанс» относится обычно к формам авангардного или концептуального искусства, наследующим традицию изобразительного искусства.

Истоки перформанса связывают с радикализацией художественных приемов живописи авангарда, среди которых назовем преодоление границ пространства картины, выход к конструкции как основной тенденции авангардного искусства. Кроме того, история перформанса как нового вида искусства восходит к практикам уличных выступлений футуристов, клоунады дадаистов, театру Баухауза.

Можно с уверенностью сказать, что перформанс – это искусство на рубеже веков.

3. Кто такая Марина Абрамович

Сербская художница-перформансистка, за которой давно закрепилось звание «бабушки перформанса» – Марина Абрамович. Она является одной из самых выдающихся персон не только в ХХ веке, но и в искусстве ХХI века. В течение всего своего творческого пути она исследует человеческие возможности как физические, так и психические его пределы. Марина родилась в Белграде в 1946 году, а ее творческая деятельностьпродолжается и в настоящее время.

4. Произведения сербской художницы

В творческой деятельности Марины Абрамович можно выделить на три этапа, расположенных в хронологическом порядке:

1) Изучение границы телесности и человеческого тела путем самоистязания было характерно для художников 60-70-х годов прошлого столетия. Также здесь прослеживается «разоблачение» человеческой природы и общества в целом.

В 1973 году была начата работа над серией перформансов, получивших название «Ритм», самым известным их которых стал «Ритм 0» 1974 г.
Марина предложила зрителям 72 предмета, которые они могли использовать по своему усмотрению: либо причинить боль художнице, либо доставить ей удовольствие (среди них: заряженный пистолет, нож, роза с шипами, виноград, хлеб, ножницы, хлыст). На протяжении шести часов художница неподвижно стояла, не сопротивляясь действиям публики. В самом начале участники вели себя весьма скромно, однако со временем постепенно стали проявлять агрессию. Так, за время перформанса художнице разрезали ее одежду, нанесли несколько порезов, воткнули шипы розы в живот, отрезали прядь волос и приставили к её голове заряженный пистолет, однако ничего из перечисленного не заставило Марину прекратить данное действо. По истечению времени художница просто пошла к выходу из галереи, заглядывая в глаза всем участникам только что совершившегося представления.

2) Вместе с переездом в Нидерланды (г. Амстердам) начинается второй этап творческих поисков. Совместно со своим возлюбленным Улаем, художница начинает изучать природу человеческих взаимоотношений и приступает к созданию различного рода экспериментов.

«Энергия покоя», 1980 г. Марина держала лук, а её партнер Улай тетеву и конец стрелы, направленный художнице прямо в сердце. Действо продолжалось чуть больше четырех минут, в течение которых микрофон передавал в зал тревожное биение ее сердца и его сбивчивое дыхание перформансистов. Жизнь Абрамович полностью зависела Улая. Основной мыслью перформанса является то, что, доверившись кому-либо, даже самому близкому человеку, мы подвергаем собственную жизнь смертельной опасности.

История любви закончилась в 1988 г. перформансом, получившим название «Великая стена». Изначально он задумывался как свадебное действо, завершающееся бракосочетанием художников. Однако разрешение на посещение Великой Китайской стены было получено лишь спустя 8 лет, когда их отношения резко ухудшились. С разных концов стены Абрамович и Улай направились на встречу друг к другу и проделали громадное расстояние для того, чтобы встретиться, сказать друг другу «прощай» и разойтись. Это была их последняя встреча за последующие десятки лет.

Стоит упомянуть, что совместное творчество бывших возлюбленных насчитывает множество работ. Например, перформанс об отношениях, в ходе которого они обнаженными с разбега сталкиваются, тем самым травмируя друг друга. Или, стоя неподвижно лицом друг к другу в течение всей выставки, касаясь лишь пальцами в одной точке, снова будучи обнаженными. Однако перечислить все, что сумели совместно создать художники в рамках данной работы, не представляется возможным.

Множество перформансов было проведено художниками в обнаженном виде. Это можно интерпретировать как уязвимость человеческой натуры. Марина говорит об обнажении своей души и о том, что она не боится показать себя настоящей. Она показывает свое понимание любви, в которой есть только доверие к партнеру и стремление быть честной, не скрывая естественных человеческих изъянов.

3) С переездом в США (г. Нью-Йорк) наступает следующий творческий этап, для которого становится характерно исследование предела возможностей собственного тела в присутствии зрителей-наблюдателей, устанавливая с ними особую энергетическую связь и совершая эмоциональный обмен.

«Балканское барокко», 1997 г. На 47-ой Венецианской биеннале художница в течение четырех дней по шесть часов сидела на нескольких тоннах говяжьих костей и отмывала их от крови, распевая при этом балканские народные песни и рассказывая о Белграде. Данный перформанс был посвящен памяти погибших на войне в Югославии.

«Дом с видом на океан», 2002 г. Данное действо имитирует духовные практики тибетских монахов. На протяжении 12-ти дней, находясь на сцене под постоянным надзором публики, в макете дома Марина ведет аскетичный образ жизни – не ест и лишь пьет воду, принимает душ, лежит, стоит, медитирует. Выйти из этого пространства ей не позволяет лестница, ступеньки которой представляют собой острые ножи.

«В присутствии художника», 2010 г. Данный перформанс продолжавшегося в музее МоМа около 3 месяцев. Художница по 7-10 часов в сутки смотрела в глаза каждому посетителю, который осмеливался сесть перед ней на стул напротив. Спустя почти тридцать лет со дня расставания, вместе с остальными зрителями, бывший возлюбленный Улай также решил заглянуть в глаза художнице. Вот как вспоминает художница об этой встрече: «Я пристально смотрела в глаза многим людям, которые несли в себе столько боли, что я мгновенно видела ее и чувствовала. Я стала для них зеркалом их собственных эмоций. Один огромный ангел ада с татуировками уставился на меня свирепо, но спустя десять минут разревелся и стал стонать, как дитя малое».


5. Заключение

В настоящее время Марина Абрамович продолжает работу над созданием новых проектов, проводит обучение будущих художников перформанса. Её собственная жизнь стала перформансом, демонстрирующим всему человечеству на что способно тело, на что способен человек, чувствующие свою безнаказанность, и то, какими могут быть человеческие взаимоотношения и страхи. Каждый понимает искусство по-своему, и здесь не может быть какой-то одной истины в понимании. Здесь есть место личным переживаниям, встречи с самим собой и с Художником. Это обмен мощными энергиями любви, разрушения, созерцания, страсти.

Ее перформансы про все человечество и про каждую отдельную личность. Именно поэтому Марина Абрамович стала одной из самых влиятельных людей в современном искусстве.

Список литературы

Ахметзянова З. Как это понимать?: Что такое искусство Марины Абрамович. URL: https://mostmag.ru/understanding/kak-jeto-ponimat-chto-takoe-iskusstvo-mariny-abramovich/.

Гниренко Ю. Перформанс как явление современного отечественного искусства. URL: http://www.gif.ru/texts/txt-gnirenko-diplom/

Потемкина Н. 12 всемирно известных перформансов Марины Абрамович. URL: artchive.ru.

Русский орфографический словарь Российской академии наук. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop/1

Просмотров работы: 183