Изучение креативности детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Изучение креативности детей старшего дошкольного возраста

Арсентьева М.А. 1, Гольберт Е.В. 1
1ЗабГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время наблюдается снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Это связано с тем, что дети меньше вовлечены в жизнь взрослых, мало наблюдают за их трудовой деятельностью, отдают свое предпочтение гаджетам, нежели ролевой игре.

Таким образом, мы считаем, что проблема креативности в старшем дошкольном возрасте является актуальной и значимой в настоящее время.

Креативность (от латинского означает созидание) – это способность человека порождать интересные и необычные идеи, находить новые способы решения задач, создавать что-то оригинальное не похожее на традиционное. Это толкование термина креативности предложил в 1994 году американский психолог Карл Роджерс.

Чтобы развить у ребенка креативность нужно создать для этого подходящие условия.

Одно из самых важных условий необходимых для развития креативности у детей старшего дошкольного возраста является то, что при организации досуговой деятельности в детском саду и в семье необходимо создать ту атмосферу, в которой ребенок получит новые впечатления, дать интересные задание, в которых бы он проявить свои интеллектуальные способности, а также обеспечить его таким материалом, который поспособствует работе его воображения. Также не менее важным условием является знакомство ребенка с творчеством и приобщение его к искусству.

Следующим важным условием развития креативности, является учет индивидуальных особенностей, каждого, ребенка. Нужно учитывать особенности характера, темперамент ребенка. При диагностировании нужно обратить внимание в каком настроении он находится. Атмосфера должна быть комфортной, чтобы ребенок мог расслабиться и относиться доверительно, обязательно нужно поддерживать, подбадривать его, если случаются неудачи, а также хвалить за достижения.

Необходимо преподносить информацию ребенку так, чтобы у него появился интерес к данной теме. Если же информация ребенку будет не интересна, то и результат будет соответствующим.

Также важно комплексное и системное использование методов и приемов. Ребенок должен научиться самостоятельно решать поставленные задачи.

Чтобы развить креативность у ребенка, тому кто с ним занимается необходимо самому быть заинтересованном в процессе, чтобы он был увлеченным проводимой работой и привлекал к этому ребенка.

Неблагоприятным условие развития креативности является то, если в семье ко всем детям предъявляются одинаковые требования. За счет этого снижается креативность у детей. Поэтому, если к каждому ребенку будут предъявляться разного рода требования у него будет лучше развиваться креативное мышление.

Благоприятным для развития креативности будет повышенное внимание к способностям ребенка. Важно, еще в младшем возрасте выявить, что интересно ребенку, что у него хорошо получается делать и развивать это.

Важно при общении с ребенком подбирать правильные слова, не нужно критиковать каждое начинание ребенка, критиковать нужно в меру при этом следить за своими высказываниями в адрес ребенка. Нужно поощрять ребенка за выбор сложных заданий. Ребенок должен понимать на что он способен. В этом возрасте ему очень важна поддержка и похвала. Если возникают трудности нужно помочь ребенку с ними справиться.

Чтобы выполнить какую-либо задачу ребенку необходимо следовать определенному плану:

1.Для начала нужно поставить перед собой задачу и собрать необходимую информацию для ее решения.

2. Нужно подумать пути ее решения.

3. И обязательно ребенок должен довести до конца начатое дело.

На выполнение этого плана ему необходимо определенное количество времени. Если ребенок не успевает, не нужно его торопить, пусть подумает, если же у него что-то не получается нужно ему в этом помочь.

Креативность проявляется у всех детей по-разному. Она зависит он многих фактором. Нужно обращать внимание на характер ребенка его особенности темперамента, социальную среду.

Особенно важно развивать креативность у детей с ограниченными возможностями здоровья. При проявлении креативности, особый ребенок чувствует свою значимость и индивидуальность.

Таким детям легче показывать свои эмоции, выразить свои чувства. Ребенку с ограниченными возможностями здоровья легче проявлять свою креативность невербально, так как некоторые из них лишены зрения, слуха и так далее.

Для достижения целей и решения поставленных задач нами был применен комплекс методик, таких как:

- Тест креативности П. Торренса.

- Тест креативности Ф. Вильямса .

- Опросник креативности Дж. Рензулли (в адаптации Е. Е. Туник).

Исследование проводилось на базе Муниципального Дошкольного Общеобразовательного Учреждение №107 “ВундерКит” г. Чита. Выборку составили дети старшего дошкольного возраста, в количестве 20 человека в возрасте 5-6 лет 9 девочек и 11 мальчиков.

Анализируя результаты теста-опросника Рензулли, для родителей по оценке креативности ребенка, можно сделать следующие выводы: уровень выше среднего составляет 50%. на среднем уровне находится 30% детей. На уровне ниже среднего находится 20% детей.

Исходя из результатов теста личностных творческих характеристик, можно сделать следующие выводы: дети, которые находятся на уровне выше среднего составляет 5%. Такие дети являются более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах. У них ярко развита любознательность, воображение, слаженность, склонность к риску, средний уровень наблюдается у 85%. Уровень ниже среднего наблюдается у 10% детей. Такая категория детей недостаточно творческая. Проявляется нерешительность. Уровень любознательности и воображение нуждается в развивающей работе.

На основании проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы, дети, в ходе психодиагностического исследования, получившие высокий уровень креативного мышления составляют – 35% (7 детей). Средний уровень креативного мышления приходится на 60% ( 12 детей).Низкий уровень креативного мышления составляет –5% (1 ребенок).

Таким образом, на основании проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы, дети, в ходе психодиагностического исследования, получившие высокий уровень креативного мышления составляют – 35% (7 детей). Средний уровень креативного мышления приходится на 60% ( 12 детей).Низкий уровень креативного мышления составляет –5% (1 ребенок).

По результатам проведенных тестов на креативность было выявлено, что у большинства детей средний уровень развития креативности.

Наша гипотеза подтвердилась, так как преобладает средний показатель уровня креативности детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.

2. Венгер Л. А. Психологическая характеристика ребенка // Дошкольное воспитание: - М.: Издание №5. - С. 40-46.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

4. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления. М., 1965. С. 433-457.

5. Дружинин В. Н. Диагностика общих познавательных способностей. - М.: «ИП РАН», 1997.

6. Петрова И. М. Кукольная комната. Ручной труд для детей 6-7 лет: метод. Пособие для воспитателей ДОУ. - Спб.: Детство-Пресс, 2005. - 48 с.

Просмотров работы: 16