На современном рынке труда наиболее востребованным является специалист, способный осуществлять профессиональную деятельность на максимуме своих возможностей, умеющий регулировать свое эмоциональное состояние, противостоять воздействию стрессогенных факторов и сохранять способность работать в стрессовых ситуациях. Поэтому важной задачей образования является формирование жизнестойкой, самодостаточной, саморазвивающейся личности.
Студенчество является особым периодом жизни, в этот период, особенно в самом его начале, проявляются противоречия, которые несут в себе различные затруднения. Это время самоанализа, самооценок, личностных выборов и самоопределений. Особо значимой проблемой в период обучения является проблема преодоления стрессов.
Высшее образование оказывает колоссальное влияние на психику человека, развитие его личности. Академическая среда формирует особый склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Согласно требованиям образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата, выпускник должен быть способен качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики и контролировать стабильность своего эмоционального состояния в работе с детьми. Однако, развитие стрессоустойчивости на этапе обучения в вузе связано не только с формальным знанием требования стандарта, но и с необходимостью овладения студентами способов правильного использования резервов психики, приемов саморегуляции и снижения эмоционального напряжения. Известно, что учебный процесс, особенно в период прохождения текущей и промежуточной аттестации, для большинства студентов является стрессом.
Проблема стресса сложна и многогранна. Щербатых Ю.В. делит проявления стресса на четыре группы:
− поведенческие (стремление заниматься чем угодно, лишь бы не готовиться к экзамену; ухудшение сна и снижение аппетита; избегание малейшего напоминания об учёбе и т. д.);
− интеллектуальные (ухудшение сна, кошмары; снижение показателей памяти; рассеянность и т. д.);
− эмоциональные (чувство общего недомогания; страх; неуверенность; тревога; раздражительность и т. д.);
− физиологические (головные боли; тошнота; напряжение мышц; углубление и учащение дыхания и т. д.) [1, c.69].
Исследования копинг-стратегий имеют большую и сложную историю. В отечественной психологии понятие «копинг» включено в структуру стресса и переводится как «психологическое преодоление» или «совладание», включающее набор способов и приемов преодоления дезадаптации и стрессовых состояний. Изучение проблематики совладающего поведения в нашей стране началось сравнительно недавно. Исследователи Т.Л. Крюкова, А.Н. Демин, А. Приходько, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова, Р.М. Грановская, И.М. Никольская, В.А. Бодров и другие описывают различные стратегии совладающего поведения, применяемого людьми в трудных жизненных ситуациях. При этом авторы солидарны с утверждением, что основная функция копинга состоит в эффективной адаптации человека к требованиям ситуации.
Можно выделить три главных источника, стимулировавших развитие проблематики копинг-стратегий:
− исследования психологических защит, начатые в рамках психо-динамического подхода и продолженные современными исследователями (Нартова-Бочавер С.К., 1997.);
− исследования в области психологии стресса, включающие изучение реакций человека на ситуацию болезни и других стрессовых ситуаций, угрожающих здоровью (Лазарус Р., 1984.);
− исследования мотивации деятельности, развернувшиеся в рамках изучения мотивации достижения, саморегуляции, целеполагания, реагирования субъекта на трудности и неудачи в выполнении учебной, профессиональной и другой (Никольская И.М., Грановская Р.М., 2000.).
Копинг-поведение − форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействий стрессоров на личность. Особенности этого умения связаны как с внутренними факторами («Я-концепцией», локусом контроля, эмпатией), так и с условиями условиями среды [2, c.346].
Так как интерес к копинг-стратегиям возник в психологической науке относительно недавно, и сам феномен совладания с трудностями является трудным, предлагаются разные классификации. Достаточно подробной является классификация П. Тойса, опирающаяся на комплексную модель копинг-поведения. П. Тойс выделяет две группы копинг-стратегий: поведенческие и когнитивные.
Поведенческие стратегии подразделяются на три подгруппы. Во-первых, поведение, ориентированное на ситуацию: прямые действия (обсуждение ситуации, изучение ситуации); поиск социальной поддержки; «уход» от ситуации. Во-вторых, поведенческие стратегии, ориентированные на физиологические изменения: использование алкоголя, наркотиков; тяжелая работа и другие физиологические методы (таблетки, еда, сон). В-третьих, поведенческие стратегии, ориентированные на эмоционально-экспрессивное выражение: катарсис, сдерживание и контроль чувств.
Когнитивные стратегии также делятся на три группы. Это когнитивные стратегии, направленные на ситуацию: продумывание ситуации (анализ альтернатив, создание плана действия); выработка нового взгляда на ситуацию: принятие ситуации; отвлечение от ситуации; придумывание мистического разрешения ситуации. Далее автор выделяет когнитивные стратегии, направленные на экспрессию: «фантастическое выражение» (фантазирование относительно способов выражения чувств); молитва. И заключают список когнитивные стратегии, направленные на эмоциональные изменения: переинтерпретация существующих чувств. К дополнительным стратегиям автором были отнесены такие, как написание дневников, писем; слушание музыки; стратегия ожидания.
Рассмотрев теоретические основы исследуемой нами проблемы, мы поставили практическую задачу: диагностировать структурно-динамические характеристики учебного стресса и копинг-стратегии студентов различной формы обучения в вузе с целью выявления различий в их проявлении у представителей этих эмпирических групп. В нашем исследовании приняли участие 47 студентов психолого-педагогического факультета Забайкальского государственного университета.
В данной работе мы представим эмпирические данные, полученные с помощью методики «Определение индивидуальных копинг-стратегий» Э.Хайма, предназначенной для выявления индивидуального стиля совладания со стрессом. Методика может использоваться в целях диагностики, как непродуктивных паттернов поведения, так и ресурсов личности, она позволяет исследовать двадцать шесть ситуационно-специфических вариантов копинга (типов поведения, реагирования на сложную ситуацию, борьбы со стрессом).
В ходе проведения данной методики были получены следующие результаты. У студентов очной формы обучения когнитивные копинг-стратегии проявляются следующим образом. Продуктивные стратегии: проблемный анализ как форма поведения, направленная на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них применяют 29,6% студентов. Относительно-продуктивные когнитивные копинг-стратегии: игнорирование, диссимиляция, т. е. подавление чувств и эмоций, сохранение самообладания, относительность, религиозность, обоснование мысли, установка собственной ценности проявляют 48,1% опрошенных. 22,2% респондентов применяют непродуктивные когнитивные копинг-стратегии, в частности, смирение, растерянность. Это означает, что стрессовые состояния не устраняются, а напротив, усиливаются.
Продуктивные эмоциональные копинг-стратегии: оптимизм – эго эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода из сложных ситуаций показывают 37% опрошенных. Относительно-продуктивные эмоциональные копинг-стратегии: протест, пассивная кооперация – поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным реагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам выявлены у 14,8% студентов. 48,1% студентов используют непродуктивные эмоциональные копинг-стратегии: эмоциональная разрядка, подавление эмоций, покорность, агрессивность. Это означает, что в сложных ситуациях студенты не пытаются устранить стрессовое состояние, а напротив, способствуют его усилению. В этом случае можно прогнозировать ухудшение психического и физического здоровья студентов, что может стать проблемой их личностного благополучия и и снижения качества окружающей социальной среды.
Продуктивные поведенческие копинг-стратегии проявляются преимущественно так: сотрудничество в применении составляет 22,2%. Относительно-продуктивные составляют 48,1%, они включают отвлечение, альтруизм как поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудностей, компенсация, конструктивная активность, обращение. Непродуктивные поведенческие копинг-стратегии в форме активного избегания, отступления применяют 29,6% испытуемых. Респонденты стараются не думать о своих неприятностях и пытаются всячески их избегать, а так же стремятся, попав в сложную ситуацию, остаться наедине с собой.
По полученным нами данным, наиболее благополучными (с позиций эффективности) копинг-стратегиями для студентов очной формы обучения оказались когнитивные и поведенческие копинг-стратегии, в этих группах преобладают относительно-продуктивные копинг-стратегии. Проблемными, с точки зрения эффективности применения, стали эмоциональные копинг-стратегии, здесь непродуктивные копинг-стратегии заняли большой процент выборов студентов. Во всех трёх группах стратегий у студентов очной формы обучения продуктивные копинг-стратегии используются недостаточно.
У студентов заочной формы обучения в ходе применения диагностической методики были получены следующие результаты. Продуктивные когнитивные копинг-стратегии в форме проблемного анализа как формы поведения, направленной на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них используют 10% опрошенных, 90% респондентов применяют относительно-продуктивные когнитивные копинг-стратегии. Респондентов, применяющих непродуктивные когнитивные копинг-стратегии, нами не выявлено.
В группе эмоциональных копинг-стратегий продуктивные копинг стратегии применяются 25% респондентов, можно говорить что такие студенты имеют оптимистичный настрой и способны с уверенностью находить выход из сложных ситуаций. Относительно-продуктивные эмоциональные копинг-стратегии применяют большинство (50%) респондентов. Еще 25% студентов используют непродуктивные эмоциональные копинг-стратегии, такие как эмоциональная разрядка, подавление эмоций, покорность, агрессивность.
Продуктивные поведенческие копинг-стратегии в форме сотрудничества выявлены у 25% опрошенных; относительно-продуктивные у 50%. Непродуктивные поведенческие копинг-стратегии: активное избегание, отступление применяют 25% испытуемых. Полученные данные позволяют предположить наличие у студентов заочной формы обучения ценного ресурса: студенты рационально подходят к возникающим трудностям, находят действенный выход из любых стрессовых состояний.
По результатам применения методики «Определение индивидуальных копинг-стратегий» Э.Хайма в эмпирической группе студентов очной формы обучения в подгруппах «когнитивные» и «поведенческие копинг-стратегии» преобладают относительно-продуктивные копинг-стратегии, которые помогают избирательно, например при не очень значимых сложностях или при небольшом стрессе. В подгруппе «эмоциональные копинг-стратегии» преобладают непродуктивные копинг-стратегии, студенты в ситуации стресса склонны подавлять эмоции в себе, впадать в отчаяние, проявлять агрессивность, что приводит к стагнации ситуации и лонгированию стресса.
В эмпирической группе студентов заочной формы обучения преобладают относительно-продуктивные копинг-стратегии во всех подгруппах. Они помогают студентам справляться с возникающими трудностями, находить выход из ситуации при нормативном учебном стрессе.
Итак, на основании полученных данных, можно наблюдать некоторые различия в применении копинг-стратегий в двух экспериментальных группах. Можно утверждать, что студенты заочной формы обучения успешнее справляются с трудными ситуациями, чем студенты очной формы обучения. У них преобладают «относительно-продуктивные» и «продуктивные» копинг-стратегии, которые помогают быстро и успешно совладать со стрессом. Среди опрошенных также выявлены немногие обладатели «непродуктивных» копинг-стратегий, их индивидуальные способы сопротивления стрессу нуждаются в психолого-педагогической коррекции. У студентов очной формы обучения прослежено тревожное доминирование «непродуктивных» и «относительно-продуктивных» копинг-стратегий, что показывает функциональную ограниченность имеющихся ресурсов личности для выхода из стрессовых состояний, и также актуализирует проблему психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Перспективными направлениями нашего исследования могут быть расширение группы апробированныхметодов исследования копинг-стратегий личности; составление на их основе рекомендаций обучающимся по профилактике и преодолению стрессовых ситуаций в период обучения в вузе; разработка и реализация целевой психокоррекционной программы для повышения стрессоустойчивости личности.
Список литературы:
1. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы / Б.Х. Варданян. – М.: Лань, 2001. – 543 с.
2. Либин А.В. Дифференциальная психология: наука о сходствах и различиях между людьми – М.: ЭКСМО, 2008. – 576 с.