ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТ УРСА ФИШЕРА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТ УРСА ФИШЕРА

Чемикос Н.С. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Глава 1. Краткие биографические сведения

Урс Фишер (02.05.1973) появился на свет в г. Цюрихе в семье врачей. Как известно из немногочисленных интервью, его отец, будучи хирургом, работавшим с тяжелыми повреждениями, сохранял в гараже фотографии своих пациентов – до и после проведения операций. В юном возрасте, он часто подолгу разглядывала эти фотографии совместно со старшей сестрой. Его завораживала идея тела как материала, изменяющего форму.

Профильного художественного образования Урс не получил, однако известно, что, во время обучения в школе дизайна, он изучал фотографию. После переезда в г. Амстердам в двадцатилетнем возрасте начинается первый период творчества. Он углубленно принялся изучать изобразительное искусство. Начал самостоятельно создавать рисунки, коллажи, фигуры полноразмерных инсталляций. Эксперты, изучающие его ранние работы, связывают с художественными и философскими течениями, такими как неодадаизм, Lost art, ситуационизм. В это время Урса интересовала авангардная, контркультурная среда и связанные с ней художественные направления, противоположность авторского творчества традиционным, принятым в обществе формам самовыражения.

Однако это не помещало ему получить Федеральную премию независимого искусства в 1995 и 1999 гг. Творчество Урса положительно оценивалось критиками, и в 1996-м прошла его первая персональная выставка в одной из галерей Цюриха.

В 90-х художник провел множество удачных выставок во многих странах Европы, и в конце десятилетия переехал в крупнейший город США, в г. Нью-Йорк, где обосновался, отрыв собственную творческую мастерскую и воспитывая дочь. О своем выборе Урс высказывается: «Я пытался жить в других местах. Они слишком монокультурны. Мне нравится многообразие». 

Разнообразие, мультирультурализм большого города значительно повлиял на раскрытие художественного потенциала. Фишер изучает печатные издания по искусству, обращает внимание на современные тенденции, появляющиеся в работах других художников. Общаясь с журналистами, он рассказывает что часто приобретает произведения разных художников: одних, чтобы восхищаться ими, других, чтобы понять и изучить ход мыслей, отличный от собственного.

Глава 2. Описание и основные эстетические принципы работ Фишера

Основу художественных работ Фишера составляет интеллектуальная составляющая, система образов-ассоциаций, незамкнутая композиция. Сам художник говорит: «В эпоху Возрождения художники работали над образным воплощением таких понятий, как рай и ад. Так они помогали выстроить общественное сознание. Сегодня этим занимается поп-культура – она доступнее, быстрее, лучше. Искусство здесь больше не нужно. В смысле воздействия на людей и красоты воплощения из нас ближе всех к Микеланджело стоит Уолт Дисней. …Я не думаю, что искусство важно настолько, насколько это принято считать. Для части общества, которая хочет противопоставить себя масс-культуре, искусство – это их Дисней… Я разочарован тем, что, кажется, невозможно создавать еще лучшие произведения искусства. Мы все ленивы. Почему невозможно творить в точности так, как я себе это представлю, как мне на самом деле нравится?».

Вот положения, составляющие основу творчества Фишера: не стесняя себя в рамках какого-то направления, техники или даже вида искусства, основываясь на собственном жизненном опыте и представлениях об искусстве. Так в работах, созданных в XXI веке, находят отражения идеи дада, поп-арта, сюрреализма. В жанре инсталляции художник прибегает к приемам и реди-мейда, и гиперреализма. Материалом его работ выступает обширный арсенал сырья: пенопласт, фрукты, глина, зеркала, воск, хлеб, дерево, стекло, краски, опилки, силикон и др.

Работы Урса изобилуют иносказательностью, часто полны иронии и даже сарказма. Так в поле галереи Gavin Brown’s появилась огромная яма (2007 г.). А в 2012-2013 гг. вышла серия работ Problem Paintings, в которых лица разных знаменитостей или их части были скрыты под гиперреалистичными изображениями болтов, гвоздей, фруктов, овощей и пр. (Gagosian, Beverly Hills, 2012; Gagosian, Rome, 2013).

Изначально Урс стремился трансформировать пространство, не исследуя сущность материи. Например, он наполнял галерейные комнаты камнями, копал в них ямы, оставляя тонны земли, прорубал стены, открывая дорогу воздуху извне. Однако со временем исследование формы предметов заняло важное место в идейном пространстве художника. Причем форма, как и современное произведение искусства, должная меняться бесконтрольно и стремительно, как сменяют друг друга образы в голове его создателя. Таким образом, Фишер приходит к использованию материалов, изменения которых он не способен контролировать: не зависимо от художника меняющие форму, аромат и цвет разного рода овощи и фрукты, хлебные изделия, или плавящиеся от тепла горящие свечи и т. д. Его инсталляции произвольно менялись с течением времени, вызывая у зрителей разные ассоциации и эмоции. Например, в 2000 г. все пространство галереи было увешано сшитыми половинами разных овощей и фруктов, трансформирующимися на глазах наблюдателей. Спустя несколько лет художник заинтересовался другим материалом, способным реализовать его самые смелые идеи, – воск. В галерее Sadie Coles были впервые показаны его гиперреалистические фигуры из воска. Однако этим Фишер не ограничился. Художник задавался вопросом, если полить тарелку с фруктами воском, сохранит ли она свою форму, если сами органические продукты ее утратят. Об экспериментах с едой он высказывался так: «Она живая, – считает Фишер. – …Самое замечательное в фруктах то, что сами по себе они лишь питательная среда вокруг семечка… и лишь достигнув стадии разложения, они дают семени вещества, позволяющие ему вырасти и стать чем-то самостоятельным».

Одним из самых популярных и взывающих произведений из воска является композиция «What if the phone rings», для которых он создал три свечи с полноразмерными фигурами обнаженных девушек в откровенных позах, которые пылали и таяли в течение всего «представления». Также стоит упомянуть своеобразную восковую «репродукцию» скульптуры Джованни да Болонья «Похищение сабинянок» и стоящего перед ней современного нам «зрителя» с горящим на голове фитилем. «Сабинянки» и «зритель» сделаны из одинаково материала, и обладают теми же физическими качествами, одинаково плавятся. Интересно, что восковой «зритель» и посетители выставки почти не отличаются – все они застыли в задумчивости перед «Сабинянками». Концептуально, он являет связующим звеном между прошлым и настоящим, живыми людьми и восковыми фигурами: «застыть» у произведения может любой, но только «зритель» смог застыть сразу в обоих смыслах этого слова). Инсталляция «Хлебный дом» (2004 г.) пример занимательного эксперимента с материалом и техникой. Фишер соорудил по типу альпийской хижины полноразмерный дом из хлеба, пенопласта и дерева, и населил его четырьмя нелетающими попугаями, предоставив им питаться хлебными крошками, на которые распадался «дом».

Художник воспринимает все материалы с которыми он работает равнозначными и обладающими сходными физическими свойствами, будь то человеческое тело, растение, плод, земля, дерево, камень, прищепка, лампа, стул и др.

Чтобы достигнуть искомого результата, Фишер легко играет с ними, смешивая их друг с другом в разных пропорциях, создавая обновленные формы-образы из известных наблюдателю объектов. Например, располагает четыре изображения разных сторон пачки сигарет на грани прямоугольника. При таком расположении исходные элементы теряют собственные характерные для них свойства, и акцентируется то общее, что есть у них.

Фишер включает публику в свои игры не только, как отвлеченного зрителя, но и физически, то есть порождает особенную реальность, находясь в которой зритель становится частью композиции – как, например, в упомянутой инсталляции «Похищение сабинянок» или «Миссис Фишер» (2011), в который зрители оказываются в мастерской художника рядом с обнаженной «натурщицей».

В ноябре 2013 г. в одной из Лондонских галерей открылся показ новой инсталляции Фишера «Мелодрама». В ней находим элементы работ и «Миссис Фишер», и ранней Horses Dream of Horses (2004), состоящей из полутора тысяч капель разной величины. Фишер приглашает зрителя в собственный фантазийный мир, в котором присутствуют и логика, и законы физики, и пропорции. Художник позволяет зрителю почувствовать себя лилипутом, ребенком. Громадные «капли», висящие на незаметной натянутой леске, парят над многоцветными полулежащими женскими фигурами. Эта картина вводит человека в мир бесконечной фантазии создателя, буквально воссоздавая художественный вымысел в реальность.

Художник часто работает с музеями и уделяет значительное внимание выставкам, считая, «что это не мертвые места, а территория творческих идей и энергетической подпитки автора». В 2011 г. Фишер выставил на Парк-авеню в г. Нью-Йорке бронзового семиметрового «плюшевого» медведя с огромной настольной лампой весом 20 тонн. «Концентрация различных идей без ссылки, – так объяснил работу автор, – но мне нравится реакция водителей в машине». Позже художественный объект был куплен на аукционе Christie’s за 7 млн. долларов. В 2013 г. в музее современного искусства в Лос-Анджелесе (MOCA) с успехом прошла самая грандиозная выставка художника.

Участники арт-рынка также по достоинству оценивают работы Ураса Фишера. Так, на сегодня известно около 50 его произведений искусства в аукционных каталогах. На торгах Post-War and Contemporary Evening Sale аукционного дома Christie’s выставлялось две его работы – Daylight Pillow 2004 г. (начальная стоимость 700 000–900 000 долларов, продана за 1 085 000 долларов) и Horse Fraud 2010 г. (начальная стоимость 800 000–1 200 000 долларов, продана за 785 000 долларов).

На данный момент самыми дорогими работами художника считаются: скульптура 2005 г. «Без названия» («Лампа/Медведь»), проданная на Christie’s 11.05.2011 г. за 6 802 500 долларов; скульптурная группа 2010 г. «Без названия» («Стоящий») – она обошлась покупателю на Christie's 8.05.2012 г. в 1 314 500 долларов; картина Pinky, за которую 15.05.2013 г. на Christie's новый владелец заплатил 1 203 750 долларов.

Глава 3. Заключение

Готовя данную работу, я глубоко изучил творчество Фишера. И смело могу сказать, что это один из самых выдающихся представителей современного искусства. На сегодняшний день это один из наиболее востребованных художников. Провокатор, во многом новатор, он претворяет в жизнь свои фантазии и самые необычные идеи. Работы рассматриваемого художника часто кажутся застывшим сном, воплотившимся в реальном мире, и никого не оставляют равнодушными.


Примеры работ


«Лампа медведь»


«Стоящий», воск.


«Похищение сабинянок», воск.

Список литературы

1. Новости искусства. URL: http://www.theartnewspaper.ru

3. Выставка Урса Фишера «Маленький топор». URL: https://garagemca.org/ru/exhibition/urs-fischer-small-axe

Просмотров работы: 37