СОЦ-АРТ. КОМАР И МЕЛАМИД - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СОЦ-АРТ. КОМАР И МЕЛАМИД

Хараян С.М. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Соц-арт – это направление советского неофициального искусства, которое возникло как ответ американскому поп-арту. Это направление было создано 70-е годы прошлого века Виталием Ко́маром и Александром Меламидом. Спустя небольшой промежуток времени к присоединились другие и творческие личности – художники и скульпторы, решившие использовать пародию и заимствование готовых форм в качестве своих основных художественных приемов.

Если Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн брали в качестве основы своих произведений образы массовой американской культуры (портреты Мэрилин Монро и Элизабет Тэйлор, банки колы, доллары и комиксы), то для художники направления соц-арта к таковым источникам стал соцреализм – единственный художественный стиль, официально признанный и одобренный властью. Разобрав его на разнообразные вербальные и визуальные штампы, художники соц-арта – Комар и Меламид, Леонид Соков, Борис Орлов и др., создали большой объем художественных явлений, где компоненты советской пропаганды вступают в абсурдные сочетания друг с другом или в отношения с инородными объектами западной культуры. Сходная стилистическая и тематическая эклектика – отличительное свойство постмодерна, к которому и относится явление соц-арта на советском пространстве.

Искусство СССР является одним из интереснейших объектов культурного наследия. Причина внимания к нему культурологов обусловливается тем, что произведения художников советского периода, как правило, не были «искусством ради искусства», а несли в себе отчетливые приметы времени. Будучи специфической частью культуры, менталитет (со своим стереотипным сознанием) историчен, пронизан исторически определенными ценностными смыслами, определяющими поведение и деятельность людей.

Как уже было сказано, стиль соц-арт придумал тандем двух молодых московских художников – Виталий Комар и Александр Меламид. В начале 70-х время для обитателей СССР остановилась, кончились войны, революции, реформы и страну накрыл полнейший штиль. Комар и Меламид поехали в подмосковный пионерский лагерь на заработки. К лету им нужно было облагородить дорожки детского лагеря красочными стендами с изображениями героев-пионеров, ветеранов, космонавтов, вождей партии. Художники получили в достатке всего, что попросили – красок, кистей, холстов. В дневное время они совместно сооружали стенды, подготавливали картоны для мозаик, копировали профиль Ленина, писали коммунистические призывы на огромных тканевых транспарантах, а в вечернее время работали на себя, писали картины. Меламид постоянно экспериментировал над темой тощих и хрупких, нитеобразных человечков, заброшенных в коридоры и шахты каких-то зданий, а Комар писал сюрреалистические сценки с жуткими старухами и разными персонажами, зажатыми в нишах.

Вместе с тем, они тонко ощущали необходимость радикального обновления не только методов и стилистики, а всего понимания искусства и даже культуры в целом. Однако для построения масштабной художественной стратегии требовалась иная мировоззренческая точка, которой стал – как и в поп-арте – здравый смысл.

Работая в пионерском лагере, Комару и Меламиду открылась одна из очевидных истин, которую в «приличном обществе» не принимали во внимание: жесткое разделение советского мира идей, вещей и людей на официально-разрешенный и подпольно-запрещенный есть искусственная идеологическая конструкция. Людям свойственно размышлять и вести себя по-разному. Их верность партийным нормами и принципами относительная. В зависимости от своего нахождения людям свойственно изменять поведение, с одного языка общения переходить на другой. Они поют партийные песни и, в то же время, зачитываются запретной литературой. Исполняя государственный долг, на работе человек делал и говорил то, что разрешено партией, однако когда возвращался домой, то рассказывал антисоветские анекдоты. Абсолютно все жили двойной жизнью.

Летом 1972 года художники сформулировали свою идею так: «Мы внуки авангарда и дети соцреализма». И это стало отправной точной нового стилевого направления, когда была представлен проект серии картин, а спустя год и проект коллективной выставки, который получил название соц-арт.

Бульдозерная выставка

На подготовку первой выставки соц-арта потребовалось около двух с половиной лет. Комар и Меламид задумали ее в самое застойный период, во время затишья культурной жизни.

Круг единомышленников под руководством Комара и Меламида начал быстро расти и набирать обороты. Вскоре в его состав вошли ученики Комара и Меламида по школе рисования Михаил Рошаль, Георгий Донской и Виктор Скерсис. Всего за год они создали десятки художественных произведений, которые решились показать на совместной выставке.

Спустя год художники обратились к Оскару Рабину, лидеру художников-нонконформистов первого поколения, с предложением развернуть выставочную деятельность. Тот был весьма удивлен и сильно возражал, однако в конечном итоге согласился.

Новое селевое направление понималось его авторами в качестве двигателя, влекущего за собой трансформацию общекультурного текста. Иначе это был инструмент политики, который терял смысл без его приложения к зрительской массе. Для классических художников-нонконформистов выставка была желательным, но не обязательным дополнением к работе. Создателями соц-арта сама выставка и сопровождавшие ее встречи, обсуждения, разговоры понимались обязательной частью творческой деятельности, причем, частью не меньшей, а, быть может, даже большей, чем создание самих объектов и картин. «Важна не картина, а разговор о ней», – написали они в манифесте соц-арта.

Однако спустя год выставке все еще не суждено было состояться. В 1974 г., когда все приготовления были наконец закончены, художники получили тревожное предупреждение через одного из друзей, что, как только они повесят работы, выставка тут же будет опечатана. 15 сентября того же года на юге Москвы близ Битцевского 12 художников под сильным дождем организовали первый осенний просмотр картин под открытым небом. Среди участников были Комар и Меламид, принесли на эту выставку несколько картин из серии соц-арт. Не успев развернуть свои картины перед зрителями и многочисленными иностранными корреспондентами, как на них двинулась бульдозеры и поливальные грузовики, которые обдали художников жидкой грязью и вытеснили с площадки. Несколько работ значительно пострадали, так погиб под колесами машин «Двойной автопортрет», а работа «Дружба народов» была сильно повреждена. После милиция разделила участников и зрителей выставки по разным улицам, а троих художников арестовала.

«Встреча Александра Солженицына и Генриха Белля на даче у Ростроповича»

Одной из значительных работ художников стала картина «Встреча Александра Солженицына и Генриха Белля на даче у Ростроповича».

Этот кусок грубого холста с нанесенной на него масляной краской чудесным образом доказывает, что человек способен действовать вразрез с рациональной логикой и узкими личными интересами. «Замысел „Встречи“, – вспоминает Виталий Комар, – возник под влиянием того, что в 1972 году вся Москва говорила о Солженицыне, о приезде Белля и об их встрече».

Однако дружба с Солженицыным и известность Белля среди советской интеллигенции далеко не единственная причина, почему художники сделали иностранца участником своей работы. Есть основания считать, что именно личность Г. Белля сыграла главную роль в возникновении замысла картины «Встреча Солженицына и Белля на даче у Ростроповича».

К этому времени давление на Солженицына и его ближайшее окружение достигло своей вершины. Развернулась охота за его архивом и рукописями романа «Архипелаг ГУЛАГ». В Козицком Г. Беллю передали копии рукописи из архива, которые он смог вывезти из страны за границу. Учитывая все обстоятельства, значение этого поступка сложно переоценить. Так же общение Белля с «неблагонадежными» представителями творческой интеллигенции во время его поездок в СССР давно вызывало раздражение советских властей. В какой-то момент терпение государственных служащих лопнуло, и железный занавес, приоткрытый для критикующего пороки капитализма, «прогрессивного» немецкого писателя, опустился. Как неизбежное следствие Белля перестали переводить и печатать, а литературная критика, много писавшая о его творчестве, мгновенно забыла о существовании писателя. Запрет на издание его книг был снят только в середине 1980-х годов, с началом перестройки.

Соц-арт будет жить

Важно отметить, что соц-арт не относится к разновидности карикатурного искусства. Его последователи не стараются обезобразить лица и образы. Они используют их для компоновки своего произведения, результатом создания которого становится новая реальность и подходящий к содержанию визуальный язык.

 Можно смело полагать, что соц-арт угас вместе с советским политическим режимом, когда источник высмеивания исчез. Но один из видных скульпторов и художников Леонид Соков, автор таких работ, как «Прибор для определения национальности», «Голосующая рука», Сталин с Гитлером, молотящие по земному шару, Сталин, пьющий водку с Мэрилин Монро, в недавнем интервью отметил: «Соц-арт – временное явление. Это не значит, что плохое явление. Многие считают его политическим искусством, но это не так. Это, прежде всего, разрушение соцреализма, причем без формального над ним насилия, перенесение с помощью иронии его принципов и приемов в другой контекст. Многие считают, что соц-арт кончился, потому что больше нет базы соцреализма – Советского Союза. Но соц-арт будет жив, пока жив питающий его абсурд».

Спустя десятки лет соц-арт превратился в торговую марку. Во времена «перестройки» Запад охотно заглядывал в постсоветское творческое закулисье, высматривая саркастические работы. Мировой интерес к работам художников этого периода из России сконцентрирован в Нью-Йорке, куда давно переехали основатели соц-арта Комар и Меламид и многие из художники-единомышленники. Считывать послание из далекого советского прошлого несложно, если зритель знаком с подтекстом и свойствами использованных символов.

Список литературы

Соц-арт.URL: http://maxvoloshin.ru/?item=085a4e27-aaa6-45e9-ac8f-6fc59e9bf50e&termin=5ff4aa90-e403-4195-a588-40b591eae60f

Виталий Комар и Александр Меламид. Это - искусство???? URL: https://art.mirtesen.ru/blog/43580338687/Vitaliy-Komar-i-Aleksandr-Melamid.-Eto---iskusstvo

Комар и Меламид. URL: http://www.moscowart.net/rus/artist.html?id=Komar%26Melamid

Искусство СССР. Соц-арт - онлайн-чтение. URL: http://studentlib.com/chitat/diplom-75344-iskusstvo_sssr_soc_art.html

Просмотров работы: 40