1. Общая характеристика творчества
Рэн Ортнер пишет море. Можно на этом остановиться, либо дополнить многими эпитетами – «удивительное», «правдивое», «фантастичное», однако это не передаст те впечатления, которые охватывают каждого, кто видит его работы. Рэн Ортнер был рожден в 1961 году. Художник увлекся морем в раннем девстве, когда он со своей семьей жили на Аляске в дереянном домике прямо неподалеку от взлётной полосы. Ежегодно, стараясь избежать суровой, холодной зимы, мальчик вместе с отцом уезжал на 3-4 месяца в экспедицию от Аляски до Южной Америки. Эти совместные поездки способствовали раннему взрослению. Здесь Рэн узнал о своей любви к морю.
Когда ему исполнилось 18 лет, он покинул дом и переехал ближе к мокрым берегам Калифорнии и Мексики, где профессионально стал брать занятия сёрфингом. Впечатления, которые доставляла его связь с водным пространством, заставили его обратиться к изобразительному искусству. Зритель, попадающий в выставочные павильоны с громадными полотнами в несколько метров в ширину и длину, зачастую испытывает потрясение. Он ощущает, что вот-вот задует морской ветер, пролетят чайки и вода польется прямо из картины, сметая все реальное пространство.
Итак, непреодолимая тяга к морю привела художника к созданию больших полотен, размером в длину, как правило, около 5 м. Сложно поверить, что это реальные картины, а не, предположим, качественная цифровая печать. Опять-таки, сомнительно, что даже самая лучшая печать фотографии сумела достичь бы такого эффекта.
По мнению популярного мариниста Айвазовского, невозможно скопировать природную красоту, лишь срисовывая ее портреты с натуры, – необходимо запоминать то, что видишь, а потом творить, ориентируясь на свою память и воображение. И Рэн Ортнер, интересующийся путешествиями и серфингом, полностью следует совету старшего поколения, изучая море в тех местах, где ему выпадает возможность побывать. После чего он выливает свои воспоминания и впечатления, накопленные с поездок, прямо на холст.
Неиссякаемая изменчивость и внутренняя сила морской волны, изящество и ритмичность ее движений, а также поэтичность образов и форм, рожденных этой стихией, приводят к тому, что все его пейзажи, отличаются удивительной, практически невозможной реалистичностью. Постоянно видится, что волна скоро выплеснется из картины и эта водяная глыба хлынет прямо на зрителей, сминая под собой все, что попадется на ее дороге. Рассекая по водной глади на серфе, Рэн Ортнер вбирает то, что его окружает вокруг, а затем с увлечением пишет непревзойденные портреты природной стихии. Художник дает своим картинам простые, но весьма емкие названия, например, такие как «Шторм», «Глубина», «Волна», «Штиль». Названные картины завоевали не одно сердце таких же влюбленных в море людей.
Картины Ортнера представляют не сколько просто ихображение океана, сколько то как он резонирует, вздымается и опускается синхронно биению сердца, в ритме человеческого дыхания.
Удивительные по своей правдивости полотна передают полное погружение в настоящее. В них не изображен ни горизонт, ни каких-либо другие ориентиры. Благодаря этому, зритель переходит от пассивного созерцания, а заставляет окунуться в картину, существовать внутри нее. Чтобы достичь наибольшего натурализма в работе, Ортнер самостоятельно изготавливает значительную часть своих красок. По древним рецептам он изготавливает смеси, состоящие из минеральных пигментов и растительных масел, подолгу нагревает их на медленном огне. Художник, в отличие от многих современных мастеров, предпочитает свинцовые белила титановым за их прозрачную и легкую текстуру. И токсичные свойства компонентов его краски не смущает Ортнера. По его глубокому убеждению, достаточно их не есть, а применять по назначению. Тогда работа остается вполне безопасной.
2. «Open Water Nо 24» (Открытая вода)
С картиной «Open Water Nо 24» (2009 г.) Рэн Ортнер обошел больше тысячи конкурсантов в борьбе за главный приз престижного конкурса ArtPrize, завоевав первую премию. Художник представил громадное полотно в длину более 5,5 м., на котором масляными красками изображен океанский простор.
3. «Storm» (Шторм)
Художник говорит о воде, как об уникальной субстанции. По своей природе она бесформенная и бесцветная, но каждая ее капля обладает способностью отразить все, что ее окружает. В океанском просторе возможно разглядеть всю суть жизни: волны, напоминают живых существ, постоянно то возрождающихся, то снова увядающих. Состояние водной поверхности может быть очень разным. Бурлящему океану ничего не стоит искалечить или даже поглотить человека. Напротив, спокойный океан может быть светлым и ласковым лекарем для души и тела. Художник видит в этом отражение человеческой природы, которой свойственна как жестокость, так и тепло, сострадание, щедрость.
Список литературы
1. Мужик и море. Невероятные портреты морской стихии в картинах Рэна Ортнера (Ran Orther). URL: https://kulturologia.ru/blogs/251012/17291/