ПОСТМОДЕРНИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ РОБЕРТА ВЕНТУИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПОСТМОДЕРНИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ РОБЕРТА ВЕНТУИ

Ковтун М.Г. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Постмодернизм в архитектуре

Следом за программным антитрадиционализмом, элитаризмом и отходом в мир ирреальный, конечным отражением которого стал абстракционизм, авангард в странах, где начал расцветать капитализм, повернулся в сторону  традиционных, классических средств выразительности. Спустя десяток лет, после бума авангарда, в художественных музеях снова появилась фигуративная живопись, на фасадах строящихся сооружений стали появляться колонны, арки. Как известно, новое – это хорошо забытое старое.

Постмодернисты отвернулись от тяги к постоянному обновлению как самостоятельной ценности в идеологии модернизма в сторону классических форм, привычных символов и известных метафор. В противоположность современному движению в архитектуре и всему модернизму, постмодернизм не создал целиком отличного, не имевшего аналогов языка выразительности. Он целиком заимствует готовый набор форм, только презентуя и соединяя их обновленным, не стандартным способом.

В сооружениях постмодернистов постоянно возрастал историзм и неустанно воздействовал на стилистическое направление архитектуры в целом. Когда в 50–60-е годы прошлого столетия очень редкое использование старых картин, скульптур, предметов мебели, то в современной архитектурной форме в подавляющем большинстве было призвано акцентировать, выделить новшество, нетипичность здания. Со следующего десятилетия для обогащения архитектуры стали использовать старинные или стилизованные под старину картины в тяжелых резных рамах или произведения фото или гиперреалистов. В холле пожарного депо в Нью-Хейвене художник расположил огромное живописное панно, на котором была изображена пожарная упряжка конца XIX в. По аналогии, на смену легкой мебели, сконструированной из металлических трубок, или прямоугольным диванам и сервантам вернулись «бабушкины» буфеты с башенками, стулья с резными ножками, старинные люстры со свечами. К концу 70-х годов окончательно сформировалось направление постмодернистского классицизма, которое приобретало все более значительный охват.

Постмодернизм получил всеохватную популярность с начала 70-х годов двадцатого века, как тип восприятия мира, который устроен не рационально, он кажется сомнительным и непознаваемым. Новомодный стиль, отказавшись от современного функционализма, соединил разные концепции множества экспериментирующих художников.

В архитектуре рассматриваемому стилю типично обращение к историческим архитектурным системам и декорам разнообразных видов (декоративная кладка, облицовка, рельеф, орнаментика, росписи и др.), обращение к выразительности стенового массива с отказом от нарушающих его ленточных оконных проемов, возрождение активного силуэта сооружение (завершение щипцами, фронтонами, мансардами) с отказом от плоских крыш. Таким образом возрождаемым историческим формам восстанавливаются принципы исторического построения композиции – симметрия, пропорциональность, перспектива.

Архитектурная работа над поверхностями стен кардинально отличается у мастеров функционализма и постмодерна. У первых, например, стена многоэтажного дома с проёмами членится по высоте совершенно одинаково и завершается парапетом плоской крыши, а торцевая стена (обычно глухая) – хранит девственную чистоту и однородность фактуры. У вторых – разнообразие форм и размеров проёмов не только по протяжённости, но и по высоте стены, завершаемой обычно разнообразными (треугольными, лучковыми, трапециевидными) фронтонами или щипцами. Очень разнообразна работа над поверхностями глухих участков стен, на которых сочетают различные фактуры, цвет, рельеф и т. д.

В 1966 г. в США вышла книга Роберта Вентури «Сложность и противоречия в архитектуре», в которой художник выразил фундаментальные принципы антифункционализма. «Я скорее за богатсво значений, чем за ясность значений; я за неявную функцию, так же как и за явную функцию. Я предпочитаю „и то и другое“, а не „или то, или другое“, и черное и белое, а иногда серое, – черному или белому». Постмодернизм не отрицает находки прошлых веков, он лишь с иронией пересматривает их.

Роберт Вентури. Родоначальник постмодернизма в архитектуре

Роберт Вентури (25.07.1925 г.) родом из Филадельфии. Специальное образование он получил в специальной архитектурной школе при Принстонском университете (1947-1950), а затем в Американской академии в Риме (1954-1956). Работал во многих архитектурных фирмах О. Стонорова (Филадельфия), Э. Сааринена (Блумфилд-Хиллс, штат Мичиган) и Л. Кана (Филадельфия). А в 1964 году вместе с Дж. Раухом открыл собственную фирму «Вентури, Раух & Cкотт Браун».

Деятельность Роберта Вентури имела большое значение для современных мастеров как своими зданиями, так и (в еще большей степени) научными трудами. В своей книге, которую принято считать манифестом антифункционализма «Сложность и противоречия в архитектуре», архитерктор подверг острой критике холодную и безликую утилитарность расхожего функционализма и «интернационального стиля», игнорирующую те живые противоречия окружающего бытия, которые тонко учитывались строителями былых времен. Призывал чутко реагировать на особенности места и времени, приспосабливаясь к ним при помощи стилистического разнообразия, сводящего на нет традиционные различия между «высокой» культурой и китчем (вдохновляющим примером для Вентури послужил тогдашний поп-арт). Продолжением этих концепций явилась книга «Учиться у Лас-Вегаса» (1972 г.), подготовленная в соавторстве с Д. С. Браун и С. Айзенуром. «Пошлости» неоновой и щитовой рекламы, заполнившей этот город, были переосмыслены здесь как образцы жизненной иронии, необходимые для того, чтобы зодчество не «впадало в гордыню», замыкаясь в своих умозрительных чертежах.

Основные работы Р. Вентури 60-х – 80-х годов ХХ века.

В своих архитектурных зданиях Вентури специально совмещал различные стилистические пласты, придавая жилым постройкам элементы складских зданий или супермаркета, – однако в сочетании с ироническими отстраненными элементами исторических стилей (Гилд-хаус, дом для престарелых в Филадельфии, 1960−1965; особняк для матери Вентури в Честнат-Хилле, Пенсильвания, 1962; Брант-хаус в Гринвиче, 1971−1973). С течением времени стилистические ретроспекции, «сноски» на классику стали занимать в его сооружениях наиболее значительное место, но Вентури мастерски погружал их в атмосферу тонкой архитектурно-пластической игры, не позволяя превратиться постройке в непреложный эстетический канон. Из его зданий упомянем постройку гуманитарного факультета и факультета общественных наук в Государственном университете штата Нью-Йорк в Перчейзе (1968−1978), пожарное депо в Нью-Хейвене, (1970), мемориальный комплекс Б. Франклина в Филадельфии, (1972−1976), новый корпус Художественного музея в Оберлине (1974−1977), корпус молекулярной биологии в Принстонском университете (1983), художественные музеи (Лагуна Глория в Остине, 1983) и Сиэтле (1985), новый корпус лондонской Национальной галереи (1987−1991).

В 1983 г. была возведена по чертежам художника столовая Принстонского университета. Она имеет поэтажное разделение на зону для студентов, и для преподавателей. Залы объединяются развитым блоком лестницы, которая может служить местом общения студентов. Планировка залов и примененная расстановка оборудования спроектированы с учетом особенности общения студентов и преподавателей. Архитектором предложены разные сочетания столов – в центре зала, неподалеку от окон в эркере. На фасадах сочетается красный кирпич и белые сграфитто из геометрических фигур. Внутри помещений используется штукатурка разных цветов и элементы декора, напоминающие исторические образцы. В согласии с ними решены все осветительные элементы.

Идеи и концепции архитектора наиболее показательно проявились в его первых частных домах: дом для Ваны Вентури, Брант хаус, дом Карла Такера, Джонсон хаус.

Перечисленные здания весьма компактные многоуровневые сооружения для среднего финансового класса американцев. В них присутствует все, о чем теоретически рассуждает Вентури – многослойность пространства, практически нет перетекающих пространств, введение гипертрофированных скатных кровель, необычные решения оконных проемов и, как в доме Ваны Вентури, лестница «ведущая в никуда». Как говорил архитектор, в доме обязательно должна быть тайна, непредсказуемость. Среди вариантов решений фасадов жилых домов Вентури выделяет два типа:

– «утки» – соорудения, в которых функциональная и объемно-пространственная композиция подчинены символической форме;

– «декорированные сараи» – дома, спроектированные в точности по функциональной программе без оглядки на эстетику, все символическое внесено в них извне, в виде накладных элементов.

Художник выдвигал идею возведения зданий-сараев с той целью, чтобы владельцы сами позаботились об их оформлении, украшении – «Архитектура без архитектора».

Сооружения Вентури не так спорны и экстравагантны, как его научные суждения. В 70-х им были возведены две сходных друг с другом виллы: Джексон-хаус и Такер-хаус, которые явились хорошими примерами «естественной» архитектуры, благополучно вписавшейся в окружающий природный ландшафт. Квадратные в плане, они венчаются большими пирамидальными крышами, в которых прорезаны круглые или полукруглые окна. Вил этих оконных проемов контрастируют с острыми кромками кровель, а сами дома напоминают огромные глазастые грибы. Весьма необычно выполнено масштабирование оконных проемов, изменяющееся на разных этажах от больших площадей остекления до мелкой штриховки переплетов. В планировках этих двух домов необычным является вынесение гостиных комнат на верхние этажи под кровли, где наиболее высокое и красиво оформленное пространство.

Термин постмодернизм стал использоваться после выхода книги Чарльза Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма» (1977 г.). Постмодернизм явился стилем, вокруг которого объединялись великое разнообразие экспериментирующих художников. Манифест модернизма «форма следует за функцией» оказался полностью развенчан. Смысловое наполнение объекта оказалось настолько же значительным, как и его практический смысл.

Постмодернизм обратился к декоративности и красочности, китчу и шику, индивидуальности и образной семантике элементов, к ироничности и копированию исторических стилей. Архитекторы и художники постмодернизма заимствовали формы и приемы  не только стилей прошлых веков, но и из сюрреализма, китча, компьютерной графики. Постмодернизм отвернулся от монохромности, от рациональных форм.

Список литературы

1. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985.

2. Рябушин А. Новые горизонты архитектурного творчества 1970 – 1980е годы. М., 1990.

3. Вентури Р. Сложность и противоречия в архитектуре. New-York, 1979.

Приложения

Роберт Вентури (1925–2018).

Просмотров работы: 417