Агрессивное поведение является одной из наиболее распространенных проблем в детских коллективов. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессии уступают место просоциальным формам поведения. Однако, у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Особое значение и негативные следствия агрессивное поведение приобретает в старшем дошкольном возрасте, который непосредственно предшествует школьному обучению и предполагает освоение ребенком просоциальных форм поведения. Так, в практике дошкольных учреждений и семейного воспитания вопросы коррекции агрессивного поведения старших дошкольников не теряет своей актуальности.
Практическая актуальность исследования заключается в получении данных о специфике агрессивного поведения старших дошкольников, что станет основой для дальнейшей разработки вопроса и составления коррекционной программы, посредством сказкотерапии.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессии существенно возрос. В зарубежной психологии данной тематикой занимались А. Бандура, А. Басс, К. Бютнер, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э. Фромм и др. В отечественной науке проблему агрессивного поведения в той или иной степени затрагивают в своих исследованиях Г.Э. Бреслав, Л.С. Выготский, Л.Б. Гиппенрейтер, А.И. Захаров, С.Л. Колосова, Р.В. Овчарова, Н.М. Платонова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов и др. Широко изучаются вопросы социализации агрессивных форм поведения (А.А. Реан и др.), исследуется их связь с социальной компетенцией (Н.А. Дубинко) и психическими аномалиями (А.Е. Личко, Ю.Б. Можгинский). М.П. Якобсон, Н.М. Платонова, Г.Э. Бреслав, С.Л. Колосова, Р.В. Овчарова.
А.А. Реан, И.А. Фурманов, Е.А. Рогов и др. отмечают, что агрессивное поведение детей реально и необходимо проводить работу по его коррекции уже в дошкольный период, для того, чтобы избежать возникновения проблем в младшем школьном и подростковом возрасте.
Анализ научной литературы показывает существование некоторого противоречия, заключающегося в том, что, с одной стороны, вопросы коррекции агрессивного поведения старших дошкольников в научной литературе являются достаточно проработанными, а с другой стороны, на сегодняшний день отмечается дефицит эмпирических исследований результативности доступных на практике средств коррекции, непосредственно связанных с творческой и игровой деятельностью и способствующих снижению проявлений различных форм агрессивного поведения, закреплению навыков конструктивного взаимодействия. Из данного противоречия следует проблема, которая заключается в поиске путей оказания помощи детям старшего дошкольного возраста по коррекции агрессивного поведения и оценки их результативности на практике. Необходимость решения названной проблемы определила выбор темы исследования.
Эмпирическая база исследования: 21 ребёнок старшего дошкольного возраста (5 лет), 7 мальчиков и 14 девочек.
Гипотеза исследования:мы предполагаем, что в исследуемой группе детей будет отмечаться высокий уровень агрессивного поведения с ярко выраженной вербальной формой его проявления.
В исследовании применялись следующие методики:
1. Методика стандартизированного наблюдения агрессивного поведения старших дошкольников в группе сверстников Э. Ш. Бубновой;
2. Графическая методика «Кактус» М. А. Панфиловой.
По мнению Э.Ш. Бубновой, агрессивное поведения – специфическая форма реально проявляемого и наблюдаемого действия человека. Автор считает, что изучение агрессивного поведения возможно лишь в процессе наблюдения, т.к. другие методы могут искажать полученную информацию. Так, например, применение различных опросных листов для родителей (как правило, включающих достаточно прямые формулировки вопросов по изучаемому феномену) Э.Ш. Бубновой не представляется целесообразным, т.к. эффект социальной желательности здесь может отразиться на достоверности результатов. Стандартизированное наблюдение, при этом, дает возможность фиксировать реальные проявления агрессивного поведения по предлагаемому перечню признаков различных его форм.
Метод наблюдения– один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Метод наблюдения имеет ряд неоспоримых достоинств в работе с дошкольниками. Он позволяет описать реальную жизнь ребенка, позволяет исследовать ребенка в естественных условиях его жизни. Он незаменим для получения предварительных сведений.
В рамках данного метода для получения сведений о формах проявления агрессивного поведения нами была использована методика стандартизированного наблюдения агрессивного поведения старших дошкольников в группе сверстников (Э.Ш. Бубнова).
Методика позволяет определить формы проявления агрессивного поведения:
вербальнаяагрессия:
косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику;
прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижениядругого;
физическаяагрессия:
косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физическиедействия;
прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли иунижения.
Анализируя результаты исследования агрессивного поведения старших дошкольников, нами были получены следующие данные:
Также для решения поставленных задач исследования нами использовалась графическая методика М. А. Панфиловой «Кактус».
Тест проводится с детьми с 4-х лет.
Цель методики – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Анализируя результаты исследования агрессивного поведения старших дошкольников, нами были получены следующие данные.
Рассмотрим результаты исследования:
у 80% старших дошкольников отмечается средний и высокий уровень проявления агрессивного поведения, что отражается в большом количестве агрессивных реакций в адрессверстников;
у 60% старших дошкольников преобладающими являются вербальные формы агрессии, чаще – косвенная вербальная агрессия (32,5%), чаще всего проявляемая в жалобах на сверстников, агрессивных фантазиях в ихадрес;
у 40% старших дошкольников преобладающими являются прямые и косвенные формы физической агрессии. Прямая физическая агрессия (20%) чаще всего проявляется в попытках ударить сверстника, кинуть в него игрушкой и т.п. Косвенная физическая агрессия (20%) проявляется как причинение вреда предметам или продуктам деятельности сверстника (поломка игрушек, разрывание чужих рисунков ипр.).
Также можно отметить, что агрессивные проявления были зафиксированы в том или ином количестве у всех испытуемых. Однако при низком уровне проявления агрессивного поведения такое количество было минимальным, а агрессивные реакции (чаще всего) однократными за период наблюдения и имеющими реальные основания (например, провоцируемые сверстниками с более высоким уровнем агрессивногоповедения).
Так, мы приходим к выводу, что для 80% старших дошкольников необходимым является проведение специальной работы по коррекции агрессивного поведения.
Список литературы:
Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004. – 336с.
Бубнова Э.Ш. Особенности проявлений агрессивного поведения старших дошкольников в группе детского сада: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Э.Ш. Бубнова. – М.: МГПУ, 2006. – 24с.
Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб: Питер, 2002. –112 с.
В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 160 с. – URL:http://www.twirpx.com/file/1460075/.
Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. – М.: Генезис, 1982. – 336с.
Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – М.: Университет, 2003. – 237с.