Психологическое благополучие студентов в условиях инклюзивного образования - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Психологическое благополучие студентов в условиях инклюзивного образования

Сёмина М.В. 1, Грудинина В.Е. 1
1Забайкальский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В России интенсивно развиваются интеграционные процессы в образовании: активизируется деятельность центров и служб психолого-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в поддержке, идет экспериментальная и проектная работа по выстраиванию условий для детей с ОВЗ в школах и вузах; появляются новые формы образования. Всё это обеспечивает возможность серьёзного эволюционного скачка в развитии и понимании инклюзии как реальной возможности для российского образования [3].

Несмотря на создаваемые для людей с физическими ограничениями здоровья более или менее комфортные социально-экономические условия жизни, существует выраженная тенденция приписывать людям с инвалидностью низкий уровень общего благополучия. Сложилось мнение, что лица с ОВЗ социально неполноценны, ограничены; испытывают недостаточность тех или иных условий, духовных и материальных ресурсов, необходимых для полноценной жизни человека. На бытовом уровне считается, что люди с инвалидностью и ОВЗ менее счастливы, чем остальные люди. Вместе с тем, сами лица с ОВЗ далеко не всегда считают себя инвалидами, а существующее мнение об их низком уровне жизни зачастую не соответствует действительности. В силу этого, для нас представляет интерес исследование проблемы психологического благополучия у такой категории граждан.

Феномен благополучия с давних времен вызывает интерес у философов и психологов. Огромное количество определений было дано этому термину, однако четкая формулировка не выведена и по сей день. Многообразие форм восприятия феномена обусловлено кросскультурными, историческими и идеологическими различиями. Со временем формы понятия изменялись, однако общий смысловой конструкт сохраняется.

Психологическое благополучие определяется исследователями по-разному, но можно выделить некоторые общие позиции. Психологическое благополучие связано с эмоциональным равновесием и преобладанием положительно окрашенных эмоций, настроения, которые, в конечном итоге, складываются в переживание общей удовлетворенности жизнью. Психологическое благополучие затрагивает отношение человека к себе и включает чувство собственного достоинства, чувство непрекращающегося развития и самореализации. Оно отражает субъективное отношение индивида к своей личности, жизни и протекающим в ней процессам, к своим потребностям и степени их удовлетворения, обусловленное социально принятыми и усвоенными нормами, выраженное в степени удовлетворенности.

В настоящее время особенно востребованным становится изучение психологического благополучия в юношеском возрасте, поскольку этот период характеризуется не только морфофункциональными изменениями организма, но и усложнением жизнедеятельности, развитием многих сторон личности [4, с. 122-124]. Студенческий возраст (17-22 года) по своим психологическим параметрам является наиболее активным периодом развития, в котором происходит профессиональное становление, формируются ценностные образования личности, определяющие жизненные цели и смыслы [1]. Происходит переход к самостоятельности, наступает пиковый момент самоопределения, приобретается психическая и гражданская зрелость, на качественно новый этап выходит самосознание.

Переломные процессы, протекающие в юношеском возрасте, по-разному влияют на психологическое благополучие личности. Так, поступление в высшее учебное заведение сопровождается определенными сложностями для бывших школьников, а также для студентов, окончивших среднее профессиональное учреждение. Адаптация к новым условиям сопровождается беспокойством, волнением, нервно- психическим напряжением. В первый год обучения у студентов возникают трудности, связанные с тем, что приходится привыкать ко всему новому – однокурсникам, преподавателям специализированных предметов, предъявляемым формам отчетности, усложненным параметрам значимости в глазах окружающих [2].

В современной высшей школе активно осуществляется инклюзивное образование как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование отличается необходимостью создания доступной среды, всех необходимых условий для обучений лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Состояние здоровья студентов-инвалидов сказывается на качестве их учебной деятельности в плане возможных психологических проблем, связанных как с пространственной ориентацией в новых условиях, так и операционного плана, например, восприятия большого потока информации и возможности его фиксации, выполнения письменных работ по жестким требованиям, сложностей в самостоятельном освоении дополнительной информации по дисциплине, самореализации себя вне учебы.

Мы предположили, что субъективные показатели психологического благополучия студентов нормы и студентов с ОВЗ имеют количественные и качественные различия. Для проведения данного исследования использовали методику «Шкала субъективного благополучия» в адаптации Н.Н. Лепешинского, направленную на изучение психологического благополучия. Автор методики К. Рифф выделяет следующие составляющие психологического благополучия: позитивное отношение к себе и своей прошлой жизни (самопринятие); отношения с другими, пронизанные заботой и доверием (позитивные отношения); способность выполнить требования повседневной жизни (компетентность); наличие целей и занятий, определяющих смысл жизни (жизненные цели); чувство непрекращающегося развития и самореализации (личностный рост); способность следовать собственным убеждениям (автономность).

В нашем исследовании приняли участие 20 студентов 1 курса Забайкальского государственного университета: студенты с ОВЗ и студенты нормы, обучающиеся совместно.

По уровню общего благополучия, в целом, среди студентов нормы 20% обладают высоким показателем, остальные 80% имеют средний уровень благополучия. Среди студентов с ОВЗ так же 20% имеют высокий показатель благополучия, 60% имеют средний показатель и 20% имеют низкий показатель благополучия. Стоит отметить, что низкие показатели благополучия по отдельным шкалам у студентов с ОВЗ встречаются чаще, чем у студентов нормы.

Шкала «Положительные отношения с другими». Среди студентов нормы результаты по данной шкале распределились следующим образом: 20% студентов имеют высокий показатель положительных отношений с другими, что выражается в наличии удовлетворительных и доверительных отношений с окружающими; понимании, что человеческие отношения строятся на взаимных уступках. 50% студентов имеют средний показатель. 30% студентов имеют низкий показатель, что говорит об ограниченном количестве доверительных отношений с окружающими у данной группы студентов, им сложно быть открытыми, проявлять теплоту. Среди студентов с ОВЗ 20% имеют высокий показатель положительных отношений с окружающими. 70% студентов имеют средний показатель. 10% студентов имеют низкий показатель положительных отношений. По данной шкале есть небольшое отличие между уровнем положительных отношений среди студентов нормы и студентов с ОВЗ: низкий уровень встречается чаще у студентов нормы (на 20%), чем у студентов с ОВЗ.

Шкала «Управление окружением». Среди студентов нормы абсолютное большинство (100%) имеют средний уровень, что выражается в обладании компетенцией в управлении окружением и способности использовать или создавать условия и обстоятельства, подходящие для удовлетворения личных потребностей и достижения целей. Среди студентов с ОВЗ распределение выглядит иначе. 10% студентов обладают высоким показателем по данной шкале, что говорит об обладании компетенцией в управлении окружением, контроле всей внешней деятельности и эффективном использовании предоставляемых возможностей. 60% студентов с ОВЗ обладают средним показателем. 30% студентов обладают низким показателем по шкале, что может говорить о сложностях в организации повседневной деятельности, чувстве неспособности изменить или улучшить складывающиеся обстоятельства и безрассудном отношении к предоставляемым возможностям. По данной шкале низкий показатель проявляется только у студентов с ОВЗ.

Шкала «Личностный рост». Среди студентов нормы 50% респондентов обладают высоким показателем по данной шкале, что может говорить об открытости у них новому опыту, преобладающем чувстве реализации своего потенциала, изменении в соответствии с собственными показателями и достижениями. 40% студентов имеют средний показатель. 10% студентов имеют низкий показатель, что может отражаться в отсутствии стремления к собственному развитию, неразвитости способов самореализации, преобладающем чувстве скуки и отсутствии интереса к жизни, а также ощущении неспособности устанавливать новые отношения или изменять свое поведение. Среди студентов с ОВЗ распределение прослежено следующим образом: 20% студентов имеют высокий показатель, 80% студентов имеют средний показатель признака. Ни один студент с ОВЗ не обладает низким показателем, что отличает данную категорию от студентов нормы. Однако, среди студентов нормы преобладает высокий показатель по данной шкале и есть небольшое число респондентов с низким показателем качества.

Шкала «Цель в жизни». Среди студентов нормы 20% респондентов обладают высоким показателем по данной шкале, что может говорить о наличии цели в жизни и направленности личности данной категории студентов. Такие студенты придерживаются своих убеждений, которые являются источниками их цели в жизни. 60% студентов нормы имеют средний показатель по данной шкале. 20% студентов нормы имеют низкий показатель, что может выражаться в недостаточно сформированном смысле жизни, наличии малого количества целей и намерений, отсутствии чувства направленности. Такие студенты не имеют четких перспектив и убеждений, которые определяют смысл их жизни. Среди студентов с ОВЗ лишь 10% респондентов имеют высокий показатель по данной шкале. Среди этой категории студентов преобладает средний показатель, его имеют 60% опрошенных, как и среди студентов нормы. 30% студентов с ОВЗ имеют низкий показатель по данной шкале.

Шкала «Самопринятие». Ни один из студентов нормы не имеет высокого показателя по рассматриваемой шкале. 90% студентов нормы имеют средний показатель, что может выражаться в преобладающем позитивном отношении к себе, знании и принятии некоторых своих сторон. 10% студентов нормы имеют низкий показатель, что может выражаться в недовольстве собой, разочаровании событиями своего прошлого, чувстве беспокойства по поводу своих личных качеств. Среди студентов с ОВЗ показатели немного отличаются: 10% имеют высокий показатель, что выражается в позитивном отношении к себе, знании и принятии своих сторон, включая хорошие и плохие качества, положительной оценки своего прошлого. 60% студентов с ОВЗ имеют средний показатель. 30% студентов с ОВЗ имеют низкий показатель, что отличает эту категорию студентов от студентов нормы.

Таким образом, можно сказать, что студентов с ОВЗ и студентов нормы уровень субъективного благополучия имеет количественные и качественные отличия, наиболее выраженные по шкалам «самопринятие», «положительные отношения с другими», «управление окружением» и «личностный рост».

Студенты нормы чувствуют себя более автономно, они более настроены на принятие себя со своими хорошими и плохими качествами, уверенно управляют собственным развитием и самореализацией, однако характеризуются недостаточно положительными отношениями с окружающими, чем студенты с ОВЗ. Студенты второй категории менее своих здоровых сверстников чувствуют, что могут управлять окружением. Они часто не осознают, что могут изменить складывающиеся обстоятельства и не всегда проявляют интерес к предоставленным возможностям.

Исследование проблемы психологического благополучия студентов в условиях инклюзивного высшего образования остается перспективным научно-практическим направлением. Для оптимизации психологического благополучия студентов с ОВЗ необходимо обеспечить их психолого-педагогическое сопровождение на всех образовательных площадках ВУЗа, в том числе с привлечением студентов волонтеров и профессорско-преподавательского состава профильных кафедр.

Список литературы:

Васильева С. В. Структурные и динамические особенности студенческого адаптационного синдрома: специальность ВАК РФ19.00.11 «Психология личности»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук/ Васильева Светлана Викторовна. СПб., –2000. – 24 с. – Библиогр. : С. 23-24.

Головко Е. В. Саморегуляция поведения в учебной деятельности студентов// Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5–2; URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13315 (дата обращения: 07.12.2019).

Сыромятникова Л. И., Борисова Л. П. Актуальность инклюзивного образования в современном мире // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 741-743. — URL https://moluch.ru/archive/109/26329/ (дата обращения: 07.12.2019).

Усынина Т.П., Цветнова А.Д. Психологическое благополучие студентов и факторы, его определяющие // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2017. –Т. 2, №1 (16). – С. 122–124.

Просмотров работы: 239