Требования к современному уроку математики в начальной школе - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Требования к современному уроку математики в начальной школе

Кувакалова З.И. 1
1ЧГПУ им.И.Я.Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он

должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». ( К.Д. Ушинский).

Урок является одной из главных составных частей учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности [3].

Современный урок математики по своему содержанию и структуре пред­ставляет весьма сложную организационную форму педагогического процесса. Сложность его обусловлена большим разнообразием тех задач и целей, которые решаются на каждом уроке в отдельности и на совокупности уроков по данной те­ме [1, 28].

Через все уроки проходит забота о воспитании у детей наблюдательности и привычки внимательно изучать не только учебник, но и окружающую действитель­ность, находить в ней материал для установления количественных отношений ме­жду фактами и явлениями этой действительности. На каждом уроке учитель рабо­тает над воспитанием у детей самостоятельности и творческой инициативы, при­лежания и трудолюбия, чувства коллективизма и других ценных черт и качеств личности, присущих современному человеку.

Сложность урока математики объясняется также особенностями математики как учебного предмета. Обучение математики, как известно, связано с формирова­нием у детей целого ряда абстрактных понятий - числа, операций над числами, величины, фигуры и др.

Построение урока математики обусловлено также и особенностями началь­ного курса математики. Этот курс синтетический. В нем различаются три основные линии: арифметическая (в качестве ведущей), алгебраическая и геометрическая. Эти линии тесно связаны между собой. Буквенная символика, например, вся под­чинена задаче обобщения тех знаний, которые даются сначала на конкретном чи­словом материале [2, 19].

Таким образом, современный урок - это урок не арифметики, алгебры или геометрии, а урок математики. Это значит, что на одном и том же уроке включают­ся сведения по каждому из этих трех разделов.

На этом пути различается ряд этапов:

-первоначальное знакомство с новым материалом, когда он осмысливаются, выделяется его существенные признаки, делаются первые обобщения;

-усвоение знаний путем применения их в различных условиях, в разных си­туациях;

-повторение и закрепление изученного, когда знания и навыки обрабатыва­ются окончательно и становятся прочным достоянием ученика [1, 39].

В соответствии с таким пониманием процесса усвоения знаний и формиро­вания навыков строится система уроков, получившая отражение в новых учебни­ках.

Сущность этой системы состоит в том, что новый материал вводится в уроки не сразу в полном объеме на коротком отрезке времени, а дается по частям для постепенного его усвоения на уроках.

Отсюда и вытекает разнообразие дидактических целей, преследуемых каж­дым уроком, совершенно естественная при этом разноплановость в построении урока, играющая положительная роль.

Основными методами объяснения по-прежнему остаются метод индукции и эвристическая беседа, помогающая учителю использовать имеющиеся у детей знания, их жизненный опыт, их активность и самостоятельность.

В последние годы наблюдается все нарастающая тенденция учить детей самостоятельно получать знания, когда новый материал предлагается им для са­мостоятельного первичного восприятия и осмысления. Успехи в этом направления являются перспективными и многообещающими, но при соблюдении следующих условий: если детей будут учить работать самостоятельно и если поисковая дея­тельность учащихся будет развертываться на базе имеющихся у них исходных знаний.

Важную структурную часть урока составляют тренировочные упражнения, в которых находят свое применение полученные при объяснении знания: тренировка в решении примеров, задач, в нахождении числового значения буквенных выраже­ний и др.[4]

Тренировочные упражнения на уроке могут занимать разное время. Эта часть урока дает широкие возможности для организации самостоятельной работы учащихся, во время которой дети могут в полной мере проявить свои способности самостоятельно мыслить и действовать проявлять творческую инициативу.

Хорошо организованная самостоятельная работа учащихся создает благо­приятные условия для осуществления в процессе обучения индивидуального под­хода к детям. Наблюдая за самостоятельным выполнением заданий, учитель име­ет возможность своевременно заметить и тех, кто выделяется своими повышен­ными способностями и кому, следовательно, можно дать в качестве дополнитель­ной более сложную работу, и тех, кто слабее других и нуждается в индивидуальной помощи. В этих целях учителя в последние годы широко используют дифференци­рованные задания, рассчитанные на учеников различной успеваемости .

Чтобы привлечь внимание детей к самостоятельной работе и возбудить у них активную мыслительную деятельность, задания должны быть целенаправлен­ными, ученикам должна быть ясна цель упражнений. Очень важно указывать детям и средства самоконтроля.

Есть еще один вид самостоятельной работы, характерный для современного урока математики, - это краткие самостоятельные работы проверочного характера, рассчитанные на 10-15 минут, дающее учителю возможность следить за ходом ус­воения знаний по данной теме и своевременно вносить коррективы в свою работу [3, 45].

Таким образом, основы построения курса математики в системе развивающего обучения принципиально отличаются от существующих ранее в практике школы. Целью данного курса является «формирование у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии), поэтому он ориентирован главным образом на формирование научных (математических) понятий, а не только на выработку практических знаний и умений». Рассмотренные требования к конструированию современного урока математики в начальной школе позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться, что является важнейшим требованием государственных образовательных стандартов.

Из всего сказанного о структуре урока математики в начальных классах вид­но, на сколько серьезны и многогранны требования к педагогу начальных классов - как к учителю, как к воспитателю и как к организатору учебной деятельности школьников на занятиях.

Литература

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. -218 с.

2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006. – 165 с.

3. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» . [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543

4. Крутилова Л.И. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/639414/

Просмотров работы: 79