«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он
должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». ( К.Д. Ушинский).
Урок является одной из главных составных частей учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности [3].
Современный урок математики по своему содержанию и структуре представляет весьма сложную организационную форму педагогического процесса. Сложность его обусловлена большим разнообразием тех задач и целей, которые решаются на каждом уроке в отдельности и на совокупности уроков по данной теме [1, 28].
Через все уроки проходит забота о воспитании у детей наблюдательности и привычки внимательно изучать не только учебник, но и окружающую действительность, находить в ней материал для установления количественных отношений между фактами и явлениями этой действительности. На каждом уроке учитель работает над воспитанием у детей самостоятельности и творческой инициативы, прилежания и трудолюбия, чувства коллективизма и других ценных черт и качеств личности, присущих современному человеку.
Сложность урока математики объясняется также особенностями математики как учебного предмета. Обучение математики, как известно, связано с формированием у детей целого ряда абстрактных понятий - числа, операций над числами, величины, фигуры и др.
Построение урока математики обусловлено также и особенностями начального курса математики. Этот курс синтетический. В нем различаются три основные линии: арифметическая (в качестве ведущей), алгебраическая и геометрическая. Эти линии тесно связаны между собой. Буквенная символика, например, вся подчинена задаче обобщения тех знаний, которые даются сначала на конкретном числовом материале [2, 19].
Таким образом, современный урок - это урок не арифметики, алгебры или геометрии, а урок математики. Это значит, что на одном и том же уроке включаются сведения по каждому из этих трех разделов.
На этом пути различается ряд этапов:
-первоначальное знакомство с новым материалом, когда он осмысливаются, выделяется его существенные признаки, делаются первые обобщения;
-усвоение знаний путем применения их в различных условиях, в разных ситуациях;
-повторение и закрепление изученного, когда знания и навыки обрабатываются окончательно и становятся прочным достоянием ученика [1, 39].
В соответствии с таким пониманием процесса усвоения знаний и формирования навыков строится система уроков, получившая отражение в новых учебниках.
Сущность этой системы состоит в том, что новый материал вводится в уроки не сразу в полном объеме на коротком отрезке времени, а дается по частям для постепенного его усвоения на уроках.
Отсюда и вытекает разнообразие дидактических целей, преследуемых каждым уроком, совершенно естественная при этом разноплановость в построении урока, играющая положительная роль.
Основными методами объяснения по-прежнему остаются метод индукции и эвристическая беседа, помогающая учителю использовать имеющиеся у детей знания, их жизненный опыт, их активность и самостоятельность.
В последние годы наблюдается все нарастающая тенденция учить детей самостоятельно получать знания, когда новый материал предлагается им для самостоятельного первичного восприятия и осмысления. Успехи в этом направления являются перспективными и многообещающими, но при соблюдении следующих условий: если детей будут учить работать самостоятельно и если поисковая деятельность учащихся будет развертываться на базе имеющихся у них исходных знаний.
Важную структурную часть урока составляют тренировочные упражнения, в которых находят свое применение полученные при объяснении знания: тренировка в решении примеров, задач, в нахождении числового значения буквенных выражений и др.[4]
Тренировочные упражнения на уроке могут занимать разное время. Эта часть урока дает широкие возможности для организации самостоятельной работы учащихся, во время которой дети могут в полной мере проявить свои способности самостоятельно мыслить и действовать проявлять творческую инициативу.
Хорошо организованная самостоятельная работа учащихся создает благоприятные условия для осуществления в процессе обучения индивидуального подхода к детям. Наблюдая за самостоятельным выполнением заданий, учитель имеет возможность своевременно заметить и тех, кто выделяется своими повышенными способностями и кому, следовательно, можно дать в качестве дополнительной более сложную работу, и тех, кто слабее других и нуждается в индивидуальной помощи. В этих целях учителя в последние годы широко используют дифференцированные задания, рассчитанные на учеников различной успеваемости .
Чтобы привлечь внимание детей к самостоятельной работе и возбудить у них активную мыслительную деятельность, задания должны быть целенаправленными, ученикам должна быть ясна цель упражнений. Очень важно указывать детям и средства самоконтроля.
Есть еще один вид самостоятельной работы, характерный для современного урока математики, - это краткие самостоятельные работы проверочного характера, рассчитанные на 10-15 минут, дающее учителю возможность следить за ходом усвоения знаний по данной теме и своевременно вносить коррективы в свою работу [3, 45].
Таким образом, основы построения курса математики в системе развивающего обучения принципиально отличаются от существующих ранее в практике школы. Целью данного курса является «формирование у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии), поэтому он ориентирован главным образом на формирование научных (математических) понятий, а не только на выработку практических знаний и умений». Рассмотренные требования к конструированию современного урока математики в начальной школе позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться, что является важнейшим требованием государственных образовательных стандартов.
Из всего сказанного о структуре урока математики в начальных классах видно, на сколько серьезны и многогранны требования к педагогу начальных классов - как к учителю, как к воспитателю и как к организатору учебной деятельности школьников на занятиях.
Литература
1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. -218 с.
2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006. – 165 с.
3. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» . [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543
4. Крутилова Л.И. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/639414/