ТВОРЧЕСТВО СИНДИ ШЕРМАН - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ТВОРЧЕСТВО СИНДИ ШЕРМАН

Аникеева Т.Ю. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Синди Шерман родилась в небогатой и далекой от искусства семье. Будучи младшей из пяти детей зачастую компаньоном для своих детских игр, выступала она сама. Девочка погружалась в свои фантазии и ежедневно проводила часы перед телевизором. На одном из телеканалов сетка вещания была устроена так, что один и тот же фильм повторялся пять вечеров подряд, и каждый день она возвращалась к этой киноистории. Еще одним излюбленным развлечением Синди была игра в переодевания, создание выдуманных образов колдуний, старых дам, чудовищ и прочих странных личностей. Кроме того, девочка неплохо рисовала.

Денег на обучение в частном колледже у семьи не было, и поэтому Синди в 1972 году поступила в Университетский колледж в Буффало, на факультет изобразительных искусств. Но быстро осознала, что ошиблась с выбором профессии. Рисование не приносило ей ни радости, ни удовлетворения, ни понимания своего творческого пути. Для нее живопись сводилась к копированию объектов. Хотя для этих целей существует фотоаппарат, который помогает экономить время, оставляя его на генерацию идей и концепций.

Знаковым для фотографа стало знакомство с Робертом Лонге, который учился на пару курсов старше и увлекался образами массовой культуры, тиражируемыми телевидением, комиксами и глянцевыми журналами. Он и подсказал ей направление для самовыражения, окунув девушку в атмосферу современного искусства. Он посоветовал использовать то, что ей привычно и близко, придумать под это концепцию, а также оставить краски и купить фотоаппарат.

Стоит отметить, что смена кисти на фотоаппарат далась ей нелегко. Попытка превратить снимок в произведение искусства, а не документировать объекты действительности не имела успеха. И привела к провалу первого экзамена по фотографии.

После окончания учёбы в университете, в возрасте двадцати трех лет, Синди Шерман начала работу над своей наиболее известной серией снимков, которая впоследствии получила название «Кадры из фильмов без названия» («Untitled Film Stills»). Эта работа длилась около трёх лет, и закончилась в 1980 году результатом стали шестьдесят девять работ форматом 20 х 25 см., который трудно назвать фотографиями в привычном понимании этого слова. По своему содержанию они походят на стоп-кадры из фильмов.

Автор обратилась к кинообразам итальянского неореализма и американского нуара и полностью отдалась во власть собственной интуиции. Будучи не в силах оплатить работу модели, и считая, что для натурщиков позирование сродни развлечению, а не серьёзной работе, фотограф сделала центром своих работ саму себя. Своих героинь она помещала в самые различные условия и ситуации. Местом съёмок была ее собственная квартира, которая становилась номером в гостинице, офисом, кофейней или библиотекой. Иногда съёмки проводились на улице, в узких переулках на пляже, набережной и в парке. Изредка, она могла привлекать постороннего в качестве фотографа, но полностью руководя процессом.

Она воплощалась в облик провинциалки, домохозяйки на кухне, танцовщицы, или роковой женщины. Хотя все персонажи были вымышленными, у зрителей возникало ощущение, что они эти кадры где-то видели, они узнавали в них своих любимых героинь сразу из десятка фильмов, отождествляли себя с персонажами на снимках. Такой эффект возникал благодаря тому, что автор использовала стереотипы массовой культуры. И хотя за каждым портретом можно было разглядеть историю, имя, социальное положение или род занятий. Героини предстают не реальным человеком, набором клише.

Синди сумела довольно тонко выстроить свой рассказ: ни заигрываний, ни подмигиваний – абсолютный обман. Она выстроила мир без мужчин, многоликий альтер эго, как самой художницы, так и женщины в целом.

Она не играет роли своих персонажей, она не ведет себя как актриса. Она просто перевоплощается, превращается в других людей, пытаясь разобраться, что они собой представляют. Синди пытается найти, понять, почувствовать некий момент истины в жизни этих людей. В процессе работы на секунду стать собой и успеть, суметь зафиксировать на пленке это только автором, почувствованное мгновение.

С помощью контрастного и резкого освещения и минимального заполняющего света в кадре ей удавалось усилить эффект драматизма в силуэтах и взгляде героини, подчеркнуть графичность кадра. Использование приема «голландского угла» придавало кадрами динамики и создавало атмосферу другой, фантастической реальности.

Оказалось, что до Шерман в таком стиле никто не работал, так идеи не воплощал – она была первая. Энди Уорхол сказал: «Она достаточно хороша, чтобы быть настоящей актрисой». Но ей хотелось быть настоящей художницей.

Еще до завершения работы над «Кадрами из фильмов без названия» художница получила стипендию Национального фонда искусств США. А уже в начале восьмидесятых участвовала в нескольких крупных всемирных фотовыставках, включая знаменитое Венецианское биенале. Участие в этих проектах принесли ей популярность в мире фотоискусства, но не принесли ожидаемых больших доходов. Серия была завершена в 1980, Шерман остановилась, как она объяснила, когда исчерпала клише.

В середине восьмидесятых Синди Шерман стала работать в фотографии с цветом. Увеличился формат её снимков, но тематика оставалась прежней. Новые цветные работы были как бы продолжением серии «Кадры из фильмов без названия», сделавшей её известной. Она продолжала выступать в роли модели. Характер этих работ стали более жесткими, порой, приобретая нотки скандальности. Все чаще ее героини предстают в образе жертвы.

В интервью разных лет Шерман этот период своего творчества оценивала по-разному. То считая, что в тот период ей уделяли недостаточно внимания, то выражая недовольство тем, что всевозможные коллекционеры-обыватели покупали её работы в большом количестве. Именно это заставило фотографа создавать работы, вызывающие откровенно отрицательные эмоции. Изображая неприглядные аспекты жизни, она бросала вызов коллекционерам, говоря: «А ну-ка, повесьте это у себя над кроватью!». Несмотря на это работы продолжали покупать, но не для спален, а музейных коллекций.

В 1985 фотограф создает серию под названием «Сказки» («Fairy Tales»). На этот раз в объектив попадают неведомые существа, пришедшие из ночных кошмаров. Фотохудожница материализует страх и тревогу. Часто прибегая к приему гиперболизации за счет использования грима и накладок. Немаловажным становится и фон. Теперь он не просто место, в котором разворачивается действие, а отдельный участник фотографии.

В самом начале 1990 года Синди Шерман предьявила миру свои «Исторические портреты» (полное название серии - «Исторические портреты / Старые Мастера» («History Portraits / Old Masters»). Это 35 работ, над которыми она работала более двух лет. По традиции выступая и моделью, и фотографом в одном лице. На этих снимках Синди предстала перед изумленными зрителями в образах персонажей самых разных стран и эпох. В фотопортретах мастера можно было узнать женщин с полотен Караваджо, Боттичелли, Рафаэля, Жана Фуке и других знаменитых мастеров. В большинстве своем фотографии не изображают работы конкретных художников, они просто имитируют тот или иной стиль, направление в живописи. Во время работы над этой серией автор жила в Италии, в Риме. Но за все месяцы работы там ни разу не посетила не одного музея или храма. Обращаясь только к репродукциям и альбомам с фотографиями полотен мастеров.

Фотограф аргументировала это тем, что цель проекта – создать иллюстрации, которые могут быть воспроизведены любым желающим, в любое время и в любом месте. Она намерено использует современные материалы и дешевые ткани, муляжи. А реквизиту отводит условную роль. Тем самым снимки приобретают гротескный характер, показывая, что она не воссоздает подлинное произведение искусства. А вовлекает зрителя в игру, где по определённым атрибутам и признакам он должен узнать картину и взглянуть на нее другими глазами – фотографа.

Серия «Портреты старых мастеров» – это сознательное обращение к живописи. Шерман словно пытается ответить на вопрос: в каких формах может существовать живопись сегодня, в эпоху, когда ее собственные выразительные средства полностью исчерпаны? Сама практика современного искусства превращает живопись в объект – в противовес тому культовому статусу, каким она была наделена в прежние эпохи. Техника репродуцирования приводит к тому, что безвозвратно исчезает аура: это значит, что дистанция, благодаря которой полотно было предметом восторженного созерцания, сменяется переопределением самого понятия «произведение искусства»

Эта серия принесла Шерман так долго ожидаемую материальную независимость. Но, возможно, что это было связано с тем, что зрителям в какой-то период стали надоедать некоторые формы современного искусства, им хотелось чего-то более мягкого, классического.

Карьера Шерман также включала несколько модных серий, в том числе дизайн для Prada, Dolce & Gabbana и Marc Jacobs.

В 1994 году в сотрудничестве с Рей Кавакубо она выпустила серию почтовых открыток для Comme des Garçons для коллекций бренда осень-зима 1994-95.

Это позволило ей создать альтернативу обычной модной рекламе. Используя реквизит и создавая персонажей, Шерман «конструирует» себя и манекенов, создавая причудливые, удрученные и даже гротескные фигуры. Эффект этих «анти-модных» фотографий шокируют и приводят в замешательство, особенно если смотреть в свете обычной модной фотографии.

Словно искусный волшебник в использовании своей магии, Синди Шерман стремится к искусству, которое всегда многогранно, заново изобретая себя с помощью макияжа, костюмов и реквизита. Множество самых известных музеев мира имеют в своих коллекциях её работы.

Ей посвящают фильмы, пишут о ней книги. Издано множество альбомов с её фотографиями. Но именитые теоретики фотоискусства до сих пор утверждают о том, что лучшие снимки Синди Шерман – это работы далеких семидесятых 20 века. Эти небольшие черно-белые фотографии до сих пор производят сильное впечатление. Гораздо сильнее, чем созданные позже цветные работы большого формата, сложные по своей концепции и воплощению.

Списоклитературы

История Одного Фотографа: Синди Шерман. URL: https://www.youtube.com/watch?v=QJ_wIrDaIDs

Ляпин А. «Кадры из фильмов без названия» Синди Шерман. URL: https://birdinflight.com/ru/pochemu_eto_shedevr/20160826-kadry-iz-filmov-bez-nazvaniya-sindi-sherman.html

Петровская Е. Сгинувшие персики, или Живопись в эпоху фотографии. URL: http://www.intelros.ru/intelros/reiting/reyting_09/material_sofiy/4877-elena-petrovskaya-sginuvshie-persiki-ili-zhivopis-v-yepoxu-fotografii-o-serii-sherman-portrety-staryx-masterov.html

Фотограф Синди Шерман. URL: https://www.takefoto.ru/articles/fotografyi/1028_fotog

Bridging the Art/Commerce Divide: Cindy Sherman and Rei Kawakubo of Comme des Garçons. URL: https://greyartgallery.nyu.edu/2015/12/bridging-the-artcommerce-divide-cindy-sherman-and-rei-kawakubo-of-comme-des-garcons/

Inverted Odysseys: Claude Cahun, Maya Deren, Cindy Sherman. URL: https://greyartgallery.nyu.edu/exhibition/inverted-odysseys-111699-012900/

Просмотров работы: 32