Художник Виктор Иванов – Российский художник-монументалист, живописец и график. Родился в 1949 году на Ставрополье. В 1960 году его родители переехали на юг Казахстана в город Чимкент. В 1965 году поступил в Ташкентское художественное училище, которое окончил в 1969 году. С 1972 по 1977 год учился на отделении монументально-декоративной живописи в Московском высшем художественно-промышленном училище (МВХПУ, бывшее Строгановское училище). В Строгановке учился в мастерской народного художника СССР Гелия Михайловича Коржева. Перед поступлением в институт работал в Чимкентском художественном фонде художником-оформителем, после института продолжил работу в Фонде художником-монументалистом. В Алма-Ате творческая дружба связала его с известным художником-графиком Евгением Сидоркиным, которого, как и Коржева, он считает своим учителем в искусстве и жизни. В 1981 году Иванов стал членом Союза художников России, к 1983 году – известным в Казахстане художником, нащупал свой стиль и свои темы. В этом же 1983 году Виктор вернулся в Ставрополь. Летом 1985 года принял участие в групповой выставке семи художников. В 1986 году провел в Ставрополе первую персональную выставку «Художник и время», потом были еще четыре персональных выставки в 1990, 1996, 1998 и 1999 годах, на которых художник показывал новые работы. В ноябре 1999 года состоялась юбилейная выставка «Время Света и Тьмы», приуроченная к 50-летию художника и 30-летию его творческой деятельности. Художника отличает высочайший профессионализм, яркая индивидуальность, многогранность творчества.
В. Иванов пишет портреты, натюрморты и пейзажи, создал несколько крупных монументальных работ в технике мозаики, витражей и росписи, в графике работает пером, тушью, чернилами, цветными фломастерами, углем, сангиной, акварелью и пастелью.
Иванов – участник многих международных, республиканских, зональных, краевых выставок, среди которых персональные выставки в городах Бингамтон и Тованда (1994, США). Работы художника находятся в музеях и частных коллекциях России, США, Германии, Франции, Греции, Болгарии, Израиля, Казахстана, Узбекистана и др. Поражают его воображение, интуиция, творческая фантазия. Панорама пейзажной живописи художника обширна: берега Финского залива, Ладожского озера, сосны Карелии, загадочные храмы Армении. Значительное количество картин с пейзажами художник посвятил русским «Вологодским» мотивам. В своих работах он
использует дар считывать изменчивость природы, непостижимую для глаз обычного человека.
За 38-летний период своего творчества художник прошёл сложный путь, который можно разделить на периоды, когда создавались большие серии и циклы работ. В живописи Виктор Иванов создаёт красивые пейзажи, великолепные портреты, красочные, сочные натюрморты и картины, поражающие сложностью и глубиной заложенного в них содержания.
Картина «Листопад», пусть иначе, чем реалистическая, но все же передает и осеннее настроение, и летящие в пространстве разноцветные листья, и виражи времени. У автора получается передать осеннее настроение: осенний холод отлично сочетается с великолепием и разнообразием красок. Игра оттенков и сочетание тёплых и холодных тонов показывают всю силу мастерства художника.
Находясь на Кавказе, автор выпустил в свет множество пейзажей с изображением горных рек, ущелий и гор Кавказа. Это разнообразие работ сделало В. Иванова очень известным пейзажистом. Он обладает уникальной способностью чувствовать природу. Применяя свои умения и мастерство, художник умело передаёт эту красоту на полотне.
В. Иванов является не только пейзажистом, он создал также множество других произведений. Лирическо-тёплое отношение к миру излучают его натюрморты, полные позитивной жизненной энергией. За художником постоянно следует философское настроение, то меланхолично-мечтательное, то эпатажно-взволнованное. Художник любит писать натюрморты в декоративном стиле, с декоративными вазами, в которых главную роль играет цвет, композиция и фантазия.
Натюрморт с декоративными вазами.
Натюрморт с фруктами. Автор не жалеет сочных красок для того, чтобы максимально естественно изобразить фрукты. Фон на картине слегка затемнён, чтобы подчеркнуть спелость плодов. Картина создаёт настроение спокойствия, она вся проникнута яркими красками, которые приятны для глаз.
В. Иванов по своей натуре экспериментатор. Любые рамки для него тесны. В сфере изобразительного искусства он работает во всех жанрах, используя в своих работах многие достижения современного искусства, периодически обращается к чистой абстракции. Уходя от видимого внешнего мира, абстракция не уходит от реальности, выражая определенные образы, понятия, символы, чувства, сны, мечты, видения и даже звучание музыки.
Так родилась символическая серия картин «Спирали».
Все философии мира говорят, что развитие всего в космосе идет по спирали! В. Иванов в своей серии работ попытался показать различные варианты таких спиралей развития: спирали времени и пространства, спирали жизни и судьбы. Все движется, вертится и развивается в этом мире, все рождается и умирает, все взаимодействует друг с другом.
Космос притягивал Виктора Иванова всегда. В живописи его космические фантазии воплотились в 1987-1988 годах в серии картин «Космос». Серия рождалась бурно, а увлечение было страстным, словно художник услышал призыв Космоса, Неба.
В картинах мастера Космос, пронизан космическими энергиями и излучениями, вспышками света и цвета. Там рождаются и умирают, движутся с огромными скоростями космические тела и целые миры. Своей фантазией он создает новые Вселенные и миры. К этой теме художник время от времени возвращается и позже.
Космос для человеческого сознания всегда останется притягательной тайной, которую нельзя до конца ни познать, ни представить себе реально. Наука исследует его своими научными методами, а искусство – с помощью творческой фантазии и воображения. И любая попытка проникновения в тайны Космоса, а тем более создание яркой и образной его картины – всегда интересны.
Серия «Космос» стала первым прорывом космического сознания художника.
Потом художник будет развивать тему духовного космоса, обращаясь к тонкоматериальным мирам и энергиям, к Богу, к познанию мира Добра и Зла в Космосе и человеке. Будет создавать картины сложного мистического содержания. Все его творчество с этого времени так или иначе обращено к Космосу, пронизано им.
Нить Ариадны – это символ путеводной нити, которая выводит человека из лабиринтов судьбы, ведет по жизни, по времени и пространству. Так и в картине: путеводные нити переплетаются и извиваются, складываясь в судьбу человека, народа, страны, мира, космоса.
«Нить Ариадны», холст, масло, 150/85, 1989
Все картины В. Иванова несут на себе явный отпечаток личности, главные черты которой можно обозначить коротко и просто: перед нами лирик и философ одновременно.
Один из ярких циклов художника – есть Триптих «Полны ангельских крыльев надо мной небеса» он состоит из трех больших живописных картин (размер каждой картины 150х85). В названии картины художник использовал строчки из стихотворения Александра Блока, поэта, мироощущение которого ему очень близко:
«Заповеданных лилий
Прохожу я леса.
Полны ангельских крылий
Надо мной небеса».
Картины: «Небесная Богиня Муза», «Воин Света» и «Вестник – посланник богов», были написаны в 1997 году.
Виктор Иванов верит, что кроме нашего земного мира существует мир духовный, мир божественный. Например, картина «Небесная Богиня Муза». Холст, масло, 1997 год.
Небесная богиня Муза изображена как вдохновительница художников, поэтов, композиторов, архитекторов. Перед воображением художника ее образ предстал в виде крылатой женской фигуры, парящей в небе над фантастическим замком, сложенным из кристаллов. Божественно прекрасная, воздушная, сотканная из тонкой духовной материи, она дарит нам этот мир космической красоты и духовности.
Картина «Воин Света». Холст, масло, 1997 год. Воин Света борется с силами Тьмы духовным оружием. Его горящий меч пронизывает пространство светом, уничтожая тьму.
Серия «Дьяволиада», написанная Виктором Ивановым на рубеже двух тысячелетий, в 1996 году, стоит особняком в творчестве художника. Холсты написаны виртуозно, свободно, раскрепощённо, поражая невиданными композициями и образами. Это показ полюса космического, трансцендентного Зла.
Одной из центральных холстов этой серии является картина «Напиток Сатаны». В центре – фигура Дьявола с кубком в руке. Кубок – это олицетворение рога изобилия, из которого сыплются те блага, которыми Сатана соблазняет людей. Художник интуитивно показывает в картине его тройственный лик. Голова внизу олицетворяет женскую сущность Сатаны – образ Великой Блудницы. Верхняя голова олицетворяет высшую ипостась Сатаны – темного духа-отца. А центральный образ с кубком – это ипостась «сына» – исполнителя всех темных замыслов на Земле, Великого Мучителя. Художник как бы показывает дьявольскую лабораторию Сатаны, который может соблазнять человека мыслью, искажая высокие духовные идеалы, все божественные заповеди. Этот мир в своей сути страшен и зловещ, хотя внешне может быть прикрыт красивой оболочкой.
Тема творца в эпохе стала одной из значимых тем в творчестве Иванова.
Серию картин «Художник и время» он создал в 1985-1987 годах. Она посвящена его любимым художникам прошлого. В центре каждого холста – портрет художника, а вокруг него – композиция из образов и фрагментов его произведений. Холст за холстом автор двигается сквозь время, сквозь художественные миры, овладевая мастерством, впитывая опыт гениев прошлого. Это как бы страницы истории мирового изобразительного искусства, рассказанные художником ХХ века. Всего было написано 19 холстов этой серии, которая является яркой страницей в творчестве художника.
Виктор Иванов Леонардо да Винчи. 1985 г.
Виктор Иванов Андрей Рублев. 1986 г.
Виктор Иванов Винсент Ван Гог. 1987 г.
В 1988 году В. Иванов создал в графике триптих, посвященный Владимиру Высоцкому.
Центральной частью триптиха является лист «Владимир Высоцкий. Гений», бумага, пастель, 56х80, 1988 год.
Владимир Высоцкий воплотил в себе представление о гении, сочетавшим в себе многие таланты: поэт, композитор, певец, актёр. Такие люди, как путеводные звезды, освещают путь на века своему народу.
Художник много внимания уделяет таким вечным ценностям, как любовь, семья, детство, материнство. «Прорицательница» – это картина из серии «Вечная Женственность». Эта серия – своеобразное исследование и художественное воплощение темы присутствия Женского начала в космосе, природе, человеческой истории. В этой серии перед нами проходят типы женской красоты и женских характеров от богинь, героинь мифов и легенд, до прорицательниц, танцовщиц, жриц любви. В этой картине создан образ женщины – прорицательницы, восточной жрицы огня, которая может управлять силами природы, предсказывать будущее.
В своих сериях «Лики», «Вечная Женственность», в картинах он воспевает красоту женщин, показывает роль женского начала в истории, в культуре, в мифах и легендах.
Картины философского, религиозного содержания составляют стержень творчества Виктора Иванова. В основе их часто лежит библейский сюжет, но он решается художником совершенно по-новому.
Картина «Голгофа» была написана в 1995 году.
Огненно-красный фон создает цветовое и эмоциональное напряжение картины, атмосферу трагедии. Внизу холста – головы уродливых людей. Их волосы торчат во все стороны, и создается впечатление, что у них на головах растут рога. Над каждым человеком возвышается крест, растущий прямо из головы. На самом большом центральном кресте распят Христос. На двух крестах слева и справа от распятого Христа мы видим следы крови от только что снятых жертв. Другие кресты свободны, и толпа страстно ищет тех, кого можно еще распять.
Картина «Эллада – исток цивилизации» написана в золотом, светоносном колорите. От древних скульптур греческих богов и героев, изображенных на ней, исходит мощный неиссякаемый поток энергии красоты и духовности, который течет из глубины веков.
В центре картины «Эллада. Ника», рвущаяся к небу скульптура греческой богини Победы. Вокруг – скульптурные образы древних греков.
Картина «Эллада. Диалог» – это диалог двух греческих богинь: богини любви Афродиты и воительницы Афины. Между ними нет противоречия.
Большая философская картина «Свет Вечности», в которой художник языком живописи говорит о теме бессмертия человека.
«Свет вечности», холст, масло,150/100, 2015
Свет – одно из ключевых понятий христианского благовестия и образ, данный в Евангелии для постижения Бога. Всё Мироздание создано из света, вечность – есть жизнь света. Это единственное возможное время для Творца. Тихий свет ровно заливает пространство картины, концентрирует форму, как бы расширяет пространство. Действующие лица на картине разведены так, что ощущается дистанция между божественным и человеческим миром. Поворот головы и общий силуэт фигур по обеим сторонам от центрального образа Христа, напоминают ангелов. Перед нами предстаёт глубокий молитвенный образ, рождённый в тихом созерцании, в безмолвии.
Виртуальная картина «Россия. Путь между Светом и Тьмой», 2012 год.
В этой картине художник передаёт свои мысли и представления об исторической Судьбе и Миссии России. Сколько раз силы Тьмы пытались погубить Россию, но она всегда находила в себе духовные и физические силы спасти себя и выстоять в этой борьбу.
Виктор Иванов – художник с большим творческим потенциалом, с хорошо развитым воображением, интуицией, творческой фантазией, находится постоянно в движении, в поиске, в работе. Он стремится в своём творчестве отразить важные стороны общественной жизни, выразить в специфической форме эстетические взгляды эпохи, постичь закономерность развития характеров, поставленных в определённые условия.
Виктор Иванов – художник многоплановый. Он любит экспериментировать, но главным для него всегда остается передать в своих картинах идею, мысль, свое философское видение событий, происходящих в мире. Его картины можно экстраполировать и в прошлое, и в будущее, они понятны и современникам, волнуют их. Его картины заставляют думать, они отрывают взгляд человека от Земли и заставляют его посмотреть на звезды.
Виктор Иванов – участник многих международных, республиканских, зональных, краевых, городских выставок. Его работы находятся в музеях и частных коллекциях России, США, Германии, Франции, Греции, Болгарии, Израиля, Казахстана, Узбекистана. На его счету 7 больших персональных выставок, шесть из которых прошли в Выставочном зале Союза художников в Ставрополе. В 1994 году состоялась персональная выставка его графических работ в США, г. Бингамтон.
Художника отличают высокий профессионализм, оригинальность мышления, самобытность и многогранность творчества. Он способен воплотить в графике как образы реального мира, так и образы своей фантазии. В живописи Иванов создаёт глубокие одухотворённые картины, портреты, пейзажи, натюрморты. Его художественный язык вобрал в себя достижения искусства XX века, что даёт ему возможность легко и свободно выражать глубокие философские идеи и образы, рождённые его воображением. Его стиль в искусстве можно назвать космическим реализмом, так как в его творчестве стираются грани между фантазией и реальностью, между земным материальным миром и миром духовным, тонкоматериальном. В его картинах действуют космические силы Добра и Зла, Света и Тьмы, борьба между которыми ведётся как на Земле, так и в Космосе, и в душе каждого человека.
Художнику удалось создать в искусстве свой мир, свою Вселенную, которая отличается необычностью, оригинальностью, неповторимостью. Его искусство созвучно времени и отвечает духовным, эстетическим и нравственным исканиям людей XXI века. Своим искусством Виктор Иванов несёт в мир идеалы Красоты, Духовности, Гармонии.
Список литературы
Борев Ю. Б. Эстетика: Учебник. – М.: Высш. шк., 2002. – 511 с.
Живопись о живописи (часть 266 – серия «Художник и время» Виктора Иванова). – URL: https://www.liveinternet.ru/users/ivanovictor/post307977106
Прорицательница (серия «Вечная Женственность»). – URL: dotart.info/ru/art/work=13226.
Раппопорт С. Х. Эстетика. Конспект лекционного курса для последипломного образования в музыкальных высших учебных заведениях (в двух выпусках) // отв. ред. В. Р. Колесниченко. Том 2. – М.: Московская консерватория Р. Валент, 2003. – 168 с.