ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ ПОДРОСТКОВ

Суворов Н.В. 1, Баркунова О.В. 1
1Шуйский филиал ИвГу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждый подросток в процессе социализации неизбежно становится членом какого-либо коллектива как формального, так и неформального.

Неформальное объединение подростков – это сообщество, созданное по инициативе подростков на основе общих целей, интересов и стремлений. Возникновение их обусловлено тем, что в процессе социализации подростки испытывают потребность в переживании и осознании своей общности со сверстниками, в групповой солидарности.

В исследовании нами были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать и обобщить теоретические и практические работы отечественных и зарубежных ученых посвященные проблеме изучения неформальных объединений подростков.

2.Изучить особенности социализации подростков в неформальных группах.

3. Выявить психолого-педагогические условия работы с неформальными группами подростков.

Мы определили, что в практике достаточно трудно провести различие между формальными группами и неформальными объединениями (нетрадиционными объединениями, объединениями субкультуры, контркультуры и пр.). Среди специалистов наиболее распространена точка зрения, что в формальных группах связующим звеном выступают осознанные цели и мотивы участников, а неформальные группы подростков основываются на психологических взаимозависимостях участников при почти полном отсутствии институционально организованных отношений внутри группы; цели членов многих неформалов вообще нельзя сформулировать, а мотивация их деятельности носит стихийный характер.

Большинство из неформальных групп возникает на основе потребности подростков в общении, дружбе, понимании, как замещение не сложившихся отношений в первичных социальных группах (семье, классе, организации).

Наиболее успешными направлениями работы с подростковыми группами являются: обучение подростков приемам общения, стимулируя развитие их коммуникативной культуры; формирование умений конструктивно действовать в конфликтных ситуациях; развитие мотивации самовоспитания и саморазвития.

Важным в психологическом плане средством является взаимодействия педагога и подростка, в результате чего происходит осознание индивидом и корректировка значимых для него ценностей, потребностей, мотивов, норм, привычек поведения и развитие общественно значимых качеств личности.

Задачи решаемыми в психолого-педагогической работе с неформальными группами подростков становятся:

1. Оказание помощи подростку в успешном и эффективном прохождении процесса социальной адаптации, социальной автономизации и социальной интеграции.

2. Индивидуальная помощь личности подростка в ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое и социальное состояние ребенка.

3. Педагогическая поддержка и психолого-педагогическое сопровождение в социального, физического, познавательного и творческого развития подростка.

4. Помощь подросткам в принятии самостоятельных решений в выборе индивидуального жизненного маршрута.

Самостоятельным направлением этой деятельности выступает использование возможностей групповой деятельности в интересах реабилитации, поддержки личности подростка.

Список литературы:

Волков, Б. С. Психология подростка : учебное пособие / Б. С. Волков. - 5-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 240 с. : ил.

Дедушка, А. И. Психологическая работа с подростковыми группами. Создание дружного коллектива / А. И. Дедушка. - Санкт-Петербург : Речь, 2008. - 256 с.

Просмотров работы: 160