Новые подходы в современном образовании ориентируют на решение задач регулирования взаимоотношений личности человека с обществом, формирования у личности своего взгляда на мир, моделирования собственной «Я-концепции». Нужно учитывать, что условиях новой социальной действительности усложняется процесс усвоения личностью ценностей, норм поведения, процесс достижения статуса и реализация личностного потенциала, поэтому фактором, требующим новаций в развития «Я-концепции», является понимание влияния на личность современной общественно-политической, экономической, культурно-образовательной среды.
Накопление теоретических и эмпирических данных о личности осуществлялось в разных отраслях знания: в психологии, педагогике, философии, социальных науках. Многие аспекты «Я-концепции» являются объектами междисциплинарных направлений гуманитарных и естественных наук.
Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе нет единой трактовки понятия «Я-концепция», но существуют различные подходы к изучению «Я-концепции». Это с одной стороны, позволяет выявить ее различные компоненты, а с другой - затрудняет определенные конкретного содержания данного понятия.
Мы сделали вывод о том, что «Я-концепция» является динамичным психологическим образованием, развитие и изменение которой, обусловлены внутренними и внешними факторами.
Развитие «Я-концепции» обусловлено внутренними и внешними факторами. Остановимся на них.
Первый важнейший фактор - социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность).
Второй фактор это рефлексия, которая одновременно и механизм развития «Я-концепции», кроме этого, она является движущей силой психического развития в старшем подростковом возрасте, согласно В. В. Давыдову, В. И. Слободчикову, Г. Цукерман.
Таким образом, для определения сущности понятия «Я-концепция» нами рассмотрены точки зрения отечественных и зарубежных авторов на данное понятие. Рассмотрены особенности развития «Я-концепции» в подростковом возрасте и выявлены факторы оказывающие влияние на этот процесс. Нам близка точка зрения о том, что «Я – концепция» – это обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности.
Нами выявлены и рассмотрены основные психолого-педагогические технологии работы с подростками, способствующие эффективному становлению «Я-концепции», описан механизм их реализации.
Список литературы:
Пакалина Е. Н. Модель педагогической поддержки Я-концепции старшеклассников / Е. Н. Пакалина // Известия Уральского государственного университета. – 2008. – № 56. – С. 79-87.
Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Академический Проект, 2000.