ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ПОДРОСТКОВ

Суворова К.В. 1, Баркунова О.В. 1
1Шуйский филиал ИвГу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Новые подходы в современном образовании ориентируют на решение задач регулирования взаимоотношений личности человека с обществом, формирования у личности своего взгляда на мир, моделирования собственной «Я-концепции». Нужно учитывать, что условиях новой социальной действительности усложняется процесс усвоения личностью ценностей, норм поведения, процесс достижения статуса и реализация личностного потенциала, поэтому фактором, требующим новаций в развития «Я-концепции», является понимание влияния на личность современной общественно-политической, экономической, культурно-образовательной среды.

Накопление теоретических и эмпирических данных о личности осуществлялось в разных отраслях знания: в психологии, педагогике, философии, социальных науках.  Многие аспекты «Я-концепции» являются объектами междисциплинарных направлений гуманитарных и естественных наук.

Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе нет единой трактовки понятия «Я-концепция», но существуют различные подходы к изучению «Я-концепции». Это с одной стороны, позволяет выявить ее различные компоненты, а с другой - затрудняет определенные конкретного содержания данного понятия.

Мы сделали вывод о том, что «Я-концепция» является динамичным психологическим образованием, развитие и изменение которой, обусловлены внутренними и внешними факторами.

Центральным фактором психологического развития подросткового возраста, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение «Я-концепции» (Л. И. Божович, И. С. Кон, Э. Эриксон и др.), определяющиеся стремлением понять себя, свои стремления и особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Кризис 13-14 лет сосредоточен на сфере «Я-концепция», происходят координальные изменения в сфере самосознания своего «Я» [2]. Указанное новообразование определяет ведущие потребности подросткового возраста – в самоутверждении и общении со сверстниками.

Развитие «Я-концепции» обусловлено внутренними и внешними факторами. Остановимся на них.

Первый важнейший фактор - социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность).

Второй фактор это рефлексия, которая одновременно и механизм развития «Я-концепции», кроме этого, она является движущей силой психического развития в старшем подростковом возрасте, согласно В. В. Давыдову, В. И. Слободчикову, Г. Цукерман.

Развитие «Я-концепции» можно представить, через развитие: потребности подростка в самоидентификации, признании своего внутреннего «Я» (внутренней психической сущности, внешности, имени и пр.); утверждения своего «Я» в окружающем пространстве, в общении с другими; потребности признания в своей группе (референтные группы); потребности в половой идентификации.
Проанализировав технологии развития «Я-концепции» подростков мы пришли к пониманию, что все технологии включают три этапа и характеризуются определенными направлениями реализации, которые раскрываются через систему игровых методов, метода групповых дискуссий, проективных методов рисуночного и вербального типов, а также элементов психогимнастики [1].

Таким образом, для определения сущности понятия «Я-концепция» нами рассмотрены точки зрения отечественных и зарубежных авторов на данное понятие. Рассмотрены особенности развития «Я-концепции» в подростковом возрасте и выявлены факторы оказывающие влияние на этот процесс. Нам близка точка зрения о том, что «Я – концепция» – это обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности.

Нами выявлены и рассмотрены основные психолого-педагогические технологии работы с подростками, способствующие эффективному становлению «Я-концепции», описан механизм их реализации.

Список литературы:

Пакалина Е. Н. Модель педагогической поддержки Я-концепции старшеклассников / Е. Н. Пакалина // Известия Уральского государственного университета. – 2008. – № 56. – С. 79-87.

Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Академический Проект, 2000.

Просмотров работы: 7