ОЦЕНКА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОЦЕНКА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Честнейшина О.А. 1, Афанасенкова Н.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В истории развития человечества рассказывается, что движения руки в плотную связаны с речью. Ведь одной из первых форм общения первобытных людей были жесты. Рука играла в этом великую роль. Оборонительное, очерчивающее, указывающее и другие движения руки были основой первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. На развитие словесной речи понадобились тысячелетия. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, благодаря им появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д.[15].

Умственно отсталым детям свойственны не столько простые двигательные расстройства, сколько сложные нарушения, связанные с поражением корковых функций, сложные системные нарушения моторики, обусловленные поражением не только двигательного анализатора, но и других, в том числе речевых, систем.

Организация исследования

Исследование проводилось в два этапа на базе ГБОУ АО СКОШ №31 города Архангельска и на базе школ города Северодвинска. Первый этап исследования проводился в апреле 2016 года, второй этап в апреле 2017 года. В педагогическом исследовании на первом этапе принимали участие ученики 3-х классов, в количестве 10 человек, имели паспортный возраст 9-10 лет, соответственно на втором этапе ученики 4-х классов, в том же количестве, имели паспортный возраст 10-11 лет. В исследовании принимали участие 2 группы детей:

1 группа (экспериментальная) – 10 мальчиков, имеющих основной диагноз -умственная отсталость.

2 группа (контрольная) – 10 здоровых мальчиков, учеников школ города Северодвинска.

Все обследуемые на момент начала тестирования имели паспортный возраст 9-11 лет.

Методы  выше исследования: Исследование включало  прямыми в себя использование  средние следующих методов: Обзор  глухие литературных источников, Антропометрические  наличии исследования (длина  ребенка тела, масса  ноги тела, окружность  максимальный грудной клетки  грудной на вдохе, на выдохе,  изменения в паузе, экскурсия,  этиологии жизненная емкость  источников легких), центильный метод оценки физического развития, тестирование на развитие мелкой моторики рук.

Динамика результатов  включать двигательного тестирования:

Тестирование проводилось для оценки уровня мелкой моторики рук детей. Результаты тестирования за 2016 и 2017 года, экспериментальной группы (дети с умственной отсталостью) и контрольной группы (здоровые дети) показаны на рисунках 1-6.

Рисунок 1 – средние показатели уровня развития мелкой моторики. ( По количеству синкинезий)

Показатели контрольной и экспериментальной группы за второй срез улучшились, это видно на рисунке 1.

Уровень развития мелкой моторики в тесте сильно отличаются от показателей в контрольной группе. Это зависит от того, что в экспериментальной группе было два мальчика с детским церебральным параличом, что в двойне даёт сложность при поднятии пальчиков от поверхности (парты). Так как вычисленное t(4,6) больше критического (t 0,05), то различие между средними показателями уровня развитиямелкой моторики между экспериментальной и контрольной группами достоверны, статистически значимы, на уровне значимости P>0,05.

Рисунок 2- средние показатели теста «Домик»

На рисунке 2 показаны результаты тестирования у контрольной и экспериментальной группы детей за 2016 и 2017 год. Где мы видим, что результаты тестирования улучшились на втором срезе исследования.

Показатели уровня сенсомоторной координации и тонкой моторики руки сильно отличаются от показателей контрольной группы. Так как в ходе тестирования в экспериментальной группе были два мальчика со вторичным заболеванием - детский церебральный паралич и один аутист, это не даёт им выполнять задание более правильно. Так как вычисленное t(1,08)меньше критического (t0,05 - 2,1), то различие между средними показателями в сенсомоторной координации и тонкой моторикой рук между экспериментальной и контрольной группами недостоверны, статистически не значимы, на уровне значимости Р>0,05.

Рисунок 3 – средние показатели теста «Змейка»

Результаты тестирования «Змейка», за два среза показанные на рисунке 3, у контрольной и экспериментальной группы детей во втором срезе остались без изменений.

Показатели в тесте у экспериментальной группы на скорость движений и уровня развития координационных способностей кисти за два среза, отстают от контрольной группы, это связано с тем, что дети с умственной отсталостью имеют отставание от здоровых сверстников в плавности, излишней скованности, напряжённости в движении и нарушении координационных способностей. Так как вычисленное t(1,94)меньше критического (t0,05 - 2,1), то различия между средними показателями в уровне развития координации кисти рук между экспериментальной и контрольной групп не достоверно и статистически не значимы, на уровне значимости Р<0,05.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Число детей с умственной отсталостью в последние годы увеличивается, что обуславливает повышенное внимание большинства людей к данной проблеме. Исследование актуально потому, что мелкая моторика и её развитие имеет очень важное значение для младших школьников и к сожалению, она бывает очень плохо развита. В нашей работе очень много показано различных игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук детей. Но в процессе нашего исследования, мы столкнулась с проблемой такой, как недостаточное количество тестов на развитие мелкой моторики рук у данной возрастной категории детей. Но это не помешало провести исследование и получить результаты.

Уровень развития мелкой моторики в тесте сильно отличаются от показателей в контрольной группе. Это зависит от того, что в экспериментальной группе было два мальчика с детским церебральным параличом, что в двойне даёт сложность при поднятии пальчиков от поверхности (парты).

Показатели уровня сенсомоторной координации и тонкой моторики руки в тесте « Домик» сильно отличаются от показателей контрольной группы. Так как в ходе тестирования в экспериментальной группе были два мальчика со вторичным заболеванием - детский церебральный паралич и один аутист, это не даёт им выполнять задание более правильно. Так как вычисленное t (1,08)меньше критического (t0,05 - 2,1), то различие между средними показателями в сенсомоторной координации и тонкой моторикой рук между экспериментальной и контрольной группами недостоверны, статистически не значимы, на уровне значимости Р>0,05.

Показатели в тесте « Змейка» у экспериментальной группы на скорость движений и уровня развития координационных способностей кисти за два среза, отстают от контрольной группы, это связано с тем, что дети с умственной отсталостью имеют отставание от здоровых сверстников в плавности, излишней скованности, напряжённости в движении и нарушении координационных способностей. Так как вычисленное t (1,94)меньше критического (t0,05 - 2,1), то различия между средними показателями в уровне развития координации кисти рук между экспериментальной и контрольной групп не достоверно и статистически не значимы, на уровне значимости Р<0,05.

СПИСОК  устной ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Актуальные проблемы преодоления речи у детей школьного возраста: Материалы регионального научно-практического семинара 19 ноября 2009 г. отв. Ред. Л.С. Ванулинин , А.О. Онопа. Мурманск: МГТУ, 2010.-122 с.

2. Алямовская, В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания / В.Г. Алямовская. - Н.Новгород: Сова, 2000. - 112 с.

3.Анохин, П.К. Эмоции [Текст] // Психология эмоций. — М.:Просвещение, 2002.

4.Беляев Н. Г. Возрастная физиология /Н.Г. Беляев.- Ставрополь: СГУ, 2009.-246 с.

5. Богатеева, З. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием / З. Богатеева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 8. - С. 32-35.

Просмотров работы: 49