РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Ганиева Ж.М. 1
1ФГБОУ ВО Ингушский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Регуляторная политика (regulatory policy) содержит широкий спектр форм государственного регулирования предпринимательской деятельности, включая доступ к рынкам, установление требований и стандартов в отношении продуктов и рыночных процессов, контроль и надзорные процедуры, запреты, ограничения, торговые преференции и т.д., а также механизмы прогнозной и ретроспективной оценки эффективности такого регулирования. Она включает набор передовых юридических технологий и обеспечивает качественное нормотворчество.

Согласно Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), регуляторная политика направлена на достижение целей правительства, посредством использования нормативных актов, законов и других инструментов для достижения лучших экономических и социальных результатов и, таким образом, улучшения бизнеса и жизни граждан.

Современная регуляторная политика рассматривается ОЭСР в качестве одного из трех основных рычагов или драйверов экономического роста (наряду с налоговой и денежно-кредитной политикой), находящихся в распоряжении правительств. Данная политика способна при эффективной настройке дать до 1,5–2,5% прироста ВВП в год, а также обеспечить повышение уровня занятости, производительности труда, предпринимательской и инновационной активности, а также существенный приток иностранных инвестиций.

Эти выводы подтверждаются целым рядом исследований, опирающихся на эконометрические методы и показавших наличие статистически значимой позитивной корреляции между изменениями в регуляторной политике и ключевыми показателями экономической ситуации в стране. В данных исследованиях, в частности, были показаны следующие взаимосвязи:

темпы экономического роста в сильно «зарегулированных» экономиках могут быть на 2–3% ниже, чем при наличии благоприятной регуляторной среды для бизнеса;

регулирование оказывает значительное воздействие на динамику рынка, которая, в свою очередь, влияет на изменение производительности труда и на экономической рост;

избыточное регулирование бизнеса негативно влияет на экономический рост, провоцируя рост издержек предприятий и приводя к неэффективному распределению ресурсов, а также снижает темпы технологического прогресса;

неэффективное регулирование негативно влияет на показатель ВВП на душу населения и повышает колебания темпов роста ВВП.[1]

Эффективная регуляторная политика в стране осуществляется посредством разнообразных социально-экономических инструментов. К инструментам регуляторной политики относятся различные процедуры оценки воздействия регуляторных актов (проектов актов, актов с истекающим сроком действия, действующих НПА) на адресатов регулирования (предпринимателей, граждан, госорганы, подведомственные организации, НКО). Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) является ядром регуляторной политики и одним из новейших инструментов оптимизации государственного управления, задействованных на федеральном уровне власти России. Под ОРВ понимается механизм систематического выявления основных проблем и целей предлагаемых норм регулирования, идентификации и оценки основных альтернатив достижения целей для принятия управленческих решений.

К слагаемым успеха современной регуляторной политики можно отнести помимо оценки регулирующего развития, снижения административных барьеров, кооперации сопричастных лиц (государственных и негосударственных), также и технико-юридические улучшения, в частности «регуляторную» песочницу.

Под регуляторной «песочницей» понимают особый режим, который позволяет финансовым компаниям протестировать свои инновационные продукты и услуги в реальной среде с освобождением от соблюдения всех или ряда требований финансового законодательства, но при выполнении ряда следующих ограничений:

ограничения по количеству клиентов, объему операций, размерам рисков;

временные рамки тестирования;

работа под наблюдением регулятора;

иные дополнительные условия.

Во многих странах эволюция регуляторной политики шла поэтапно, и предусматривала:

– на 1 этапе – расчистку правового поля и оптимизацию регулирования (инвентаризация и пересмотр НПА либо административных процедур);

– на 2 этапе – переход к периодической ретроспективной оценке массива актов (пересмотру актуальности работы ведомств) + объединение функций ретроспективной и прогнозной оценки в рамках одного подразделения;

– на 3 этапе – переход к «умному регулированию», перенос головного органа по регуляторной политике на центральный уровень.[2, с. 70]

В Российской Федерации этап расчистки правового поля и оптимизации регулирования был пропущен. В результате, стремительному росту количества актов не удается противопоставить действующие институты. Ежегодно принимается порядка 20 000 нормативно-правовых актов, несколько тысяч из которых непосредственно затрагивают вопросы ведения предпринимательской деятельности.

В послании Федеральному Собранию в феврале 2019 года президент России Владимир Путин поставил задачу кардинально пересмотреть обязательные требования, которые предприниматели и госкомпании должны соблюдать в своей деятельности. Многие из этих существующих обязательных требований остаются невыполненными и не пересматривались более 20 лет. Таким образом, механизм «регуляторной гильотины» позволяет устранить чрезмерное и неэффективное регулирование.[5]

Термин «регуляторная гильотина» был предложен международной консалтинговой компанией Jacobs, Cordova&Associates, разработавшей ее концепцию. Этот инструмент активно используется в мире. Его, в частности, применяли власти Хорватии, Великобритании, Мексики, Вьетнама и других стран. По данным авторов концепции «регуляторной гильотины» экономия бизнеса от ее проведения, например, в Хорватии была оценена на уровне 65,6 млн долларов США (0,13% ВВП) за 9 месяцев реализации проекта (2006–2007 годы). Кроме того, по оценке Всемирного банка (от 2009 года), предпринятые меры обеспечили прирост ВВП на 0,2–0,3%.[3, с. 308]

Механизм «регуляторной гильотины» предусматривает масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно-правовых актов, в котором Россия несомненно нуждается, ведь на территории страны действует свыше 9 тысяч нормативных актов, устанавливающих обязательные требования к бизнесу при проверках, причем многие действуют еще со времен СССР. В первую очередь «гильотина» должна затронуть наиболее зарегулированные отрасли, а именно: экологию, промышленную безопасность, транспорт, санитарно-эпидемиологический надзор и ветеринарию.[4, с. 123]

В настоящее время одним из ключевых препятствий для социально-экономического развития в Российской Федерации является действующая система нормативного правового регулирования общественных отношений, которая характеризуется избыточностью и постоянным ростом количества и объема требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами, а также отсутствием эффективных механизмов контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления в сфере нормативного правового регулирования и системной оценки эффективности самого регулирования, позволяющей не только ограничивать рост регуляторной нагрузки, но и сокращать её значимым образом.

Для формирования интегрированной регуляторной политики наибольшую актуальность представляет обоснование комплекса мер, учитывающих международный опыт и опирающихся уже на созданные в Российской Федерации механизмы по следующим направлениям:

1. определение специального механизма устранения избыточного и неэффективного нормативного правового регулирования (дерегулирования);

2. систематизация действующих нормативных правовых актов, существующих инструментов регуляторики, а также внедрение новейших передовых инструментов регуляторной политики и переход к полному циклу оценки регулирования;

3. методическая, организационная и экспертно-аналитическая поддержка.

То, каким образом государство формирует и меняет правила работы бизнеса, общественных организаций, бюджетного сектора, отражает именно регуляторная политика. Таким образом, ее изменение является одним из приоритетов в проведении структурных реформ, так необходимых России для достижения темпов экономического роста выше среднемировых.

Список использованных источников:

Голодникова А.Е., Ефремов А.А., Соболь Д.В., Цыганков Д.Б., Шклярук М.С. Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего (под ред. Комина М.О.). - Центр стратегических разработок, Москва, май 2018 г.

Цурова Л.А. Регулятивные требования по банковскому капиталу: в поисках компромисса. Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-2 (68). С. 69-72.

Цурова Л.А. Анализ состояния факторов общественного воспроизводства в России. Поиск драйверов роста. В сборнике: Сборник научных трудов Ингушского государственного университета Магас, 2015. С. 301-316.

Цурова Л.А. Проблемы государственного регулирования производных финансовых инструментов в России. В сборнике: Вузовское образование и наука Региональная научно-практическая конференция. 2012. С. 121-125.

https://www.rbc.ru/economics/

Просмотров работы: 245