НЕМЕЦКАЯ ОРГАННАЯ МУЗЫКА XIX ВЕКА В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ АСПЕКТЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

НЕМЕЦКАЯ ОРГАННАЯ МУЗЫКА XIX ВЕКА В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ АСПЕКТЕ

Федорова С.П. 1, Косован О.Л. 1
1ВлГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Органный романтизм», как общепринятое название для музыки XIX века, объединяет в себе многие явления, тенденции, творческие индивидуальности и именно поэтому является лишь общим обозначением для направления развития органной музыки, зародившегося в первой трети этого столетия. Более того, довольно пристальный интерес к органу у представителей романтизма было связано и с формированием крепкого интереса к личности и творчеству И. С. Баха, основой которого (как долгое время считалось «с легкой руки» Ф. Шпитты) бала та самая органная музыка.

На протяжении XIX века произошел грандиозный перелом в отношении к органу. Уже с конца предшествующего века, по меньшей мере, в трех континентальных странах – Германии, Франции и Италии, а также в Англии стал стремительно развиваться новая форма инструмента, соответствующая всем эстетическим принципам романтизма. И, прежде всего, это соответствие было направлено на то, чтобы добиться сходства звучности «короля инструментов» к тембровым и динамическим возможностям оркестра. Данный процесс затронул как художественно-эстетические позиции органостроения, так и технологические.

Успех в техническом деле органостроения дали возможность достичь нового уровня звучания в соответствие с эстетическими идеалами романтиков. Орган больше не воспринимали как исключительно культовый, религиозно - обрядовый инструмент. Он стал незаменимым атрибутом музыкально-концертной практики этого столетия.

По итогам, к 1830 гг. появились четыре типа нового органа: немецкий, французский, итальянский, английский. Безусловно, такая эволюция имела целый ряд общих признаков, но у каждой страны также имелся ряд своих специфических особенностей. Например, в таких странах как Германии, Франции, Англии орган больше стремился к звучанию симфонического оркестра, однако, бывали такие случаи, например, как в Англии, когда органная музыка заменяла практику симфонического музицирования в тех местах, где не было оркестрового коллектива. Также В Англии было позволительно, что с начала XIX века орган развивался не только как церковный, но и как концертный инструмент. В Италии романтический орган продвинулся к звучанию театрального оперного оркестра, отсюда и возник особый инструментальный феномен, который можно обозначить как «театральный» орган.

К концу XIX века быстро набирает обороты такое явление как органная диспозиция. Она доводит звучание инструмента в соответствие с тембровыми и динамическими возможностями симфонического и театрального оркестра. Практика Фортепиано также оказала сильное воздействие на развитие приемов органного исполнительства, звуковых представлений, жанровых приоритетов. Орган стал представляться как виртуозный инструмент, который в свою очередь позволял исполнителю добиться необозримых результатов и возможности.

Известно, что процесс изменения и усовершенствования романтического органа был трудоемким. Именно поэтому выдающиеся органостроители принимали участие в этом деле в Германии. Ими были: Эберхард Фридрих Валькер, Фридрих Ладегаст, Вильгельм Зауер, Георг Фридрих Штайнмайер. В романтическом органе динамика приобретает первоочередное значение.

Постепенно совершенствующийся орган предоставляет все большее количество технических приспособлений, чтобы изменения звука могли осуществиться легко, быстро и в большом диапазоне. В конце XIX века органы с пневматической и электрической трактурой идут на замену механических инструментов. Такие органы имеют мануальные педали и педальные копуляции в нескольких положениях: обычном, супероктавном и субоктавном, а также постоянные и свободные комбинации, сплошные, раздельные, дополнительные включатели и выключатели групп регистров и многое другое.

Стремление романтического органостроения к масштабности, увеличению регистрового состава, динамической гибкости и красочной нюансировке тембров нашло свое воплощение в диспозиции органа церкви св. Павла (Paulskirche) во Франкфурте-на-Майне. Инструмент был построен Эберхардом Фридрихом Валькером в 1833 году. Открытие органа состоялось 9 июня 1833 года. В газете «Франкфуртер цайтунг» был опубликован восторженный отзыв, в котором новый орган характеризовался как произведение искусства. Отмечалось, что по силе голосов, по разнообразию и мягкости регистров с этим инструментом не может сравниться ни один из ранее построенных в Германии органов. Его диспозиция считалась образцовой для первой половины XIX века. Орган имел 73 регистра, три мануала и две педали.

Однако в оригинальном виде до нашего времени орган не сохранился. В 1898 году его реконструировала «родная» фирма Валькер. Количество регистров сократилось до шестидесяти трех; была снята верхняя педальная клавиатура; установлен электромотор, введена пневматическая трактура, характерная для позднеромантических инструментов. В 1910 году пневматику заменили электрической трактурой. Последняя перестройка инструмента состоялась в 1988 году, ее осуществила фирма Клайс (Klаis), оставив 45 регистров. Хотя диспозиция органа церкви св. Павла считалась образцовой для первой половины XIX века, она не являлась универсальной для всех немецких композиторов того времени. Например, Ф. Мендельсон знал этот инструмент и играл на нем в год его открытия, но в своем творчестве ориентировался на барочный тип органа.

Просмотров работы: 112