ИЗУЧЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ПЯТИКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИЗУЧЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ПЯТИКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ

Семенова И.Л. 1, Пшеничнова И.В. 1
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема школьной адаптации сейчас очень актуальна, так как с каждым годом наблюдается тенденция увеличения нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детей и подростков. Становится очевидным необходимость в охране психического здоровья детей.

Само понятие «адаптация» относится к общенаучным понятиям. Происходит от латинского «adaptatio» (приспособление) и в широком смысле обозначает как «приспособление организма к изменяющимся условиям среды». Существует несколько психологических подходов к исследованию адаптации, рассмотрим некоторые из них подробнее:

Подход Ж. Пиаже заключается в том, что учёный исследовал адаптацию как взаимоотношение индивида и социума, который его окружает. Швейцарский учёный описал два подхода, с помощью которых происходит приспособление человека к окружающим его условиям: ассимиляцию (то есть происходит изменение задачи и подчинение её схеме действия, которая уже знакома человеку) и аккомодацию (то есть уже действия человека как бы приспосабливаются к «требованиям» предметов и событий).

Подход С.А. Шапкина и Л.Г. Дикой основан на понимании адаптации как формирования субъектом когнитивных стратегий по преодолению стрессогенной ситуации [2].

Бихевиористский подход (Э.Ч. Толмен, К. Халл, Б.Ф. Скиннер, Г. Холмс, М. Масуда). В ходе исследования адаптации в центре внимания учёных находились поведенческие акты и их конфигурации, которые нацелены на снятие дезаптогенных факторов, на установления поведения, позволяющего как можно лучше приспособиться к окружающей действительности.

Небихевиористский подход (А. Бандура и Р. Уолтерс). Авторы данного подхода считали важным при формировании адаптивного поведения замещающее подкрепление, то есть поведение при успешной адаптации связано с особенностями субъекта и его способами взаимодействия с окружающей социальной действительностью.

Психоаналитический подход (З. Фрейд, Э. Эриксон). З. Фрейд описывают процесс адаптации такой формулой: конфликт – тревога – защитные реакции. Э. Эриксон отражает процесс адаптации следующим образом: противоречие – тревога – защитные реакции индивида в среде – гармоническое равновесие или конфликт.

Гуманистическая концепция взаимодействия личности и среды. Цель адаптации в данном подходе заключается в достижении позитивного духовного здоровья и соответствие ценностей личности ценностям социума [5].

Подход когнитивной психологии (Дж. Карлсмит, А. Раппопорт, Л. Фестингер). В данном подходе применяется следующая формула: конфликт – угроза – реакция приспособления. Предполагается, что если у субъекта возникает когнитивный диссонанс во время информационного взаимодействия со средой, то он испытывает дискомфорт, который будет его заставлять искать всяческие возможности устранить этот когнитивный диссонанс [4]. Сделать это можно несколькими способами:

– человек может прийти к рациональному объяснению имеющихся противоречий;

– человек может отнестись избирательно к внешней информации, если что-то в этой информации не соответствует ценностям и ожиданиям человека, он может её просто не замечать или замечать не в полной мере;

– человек может прибегнуть к самокоррекции и изменению собственных установок [4].

Как можно заметить, в процессе социально-психологической адаптации человек стремится к гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. Адаптация выступает также как способ защиты личности, благодаря которому уменьшается или исчезает совсем внутренне психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, которые возникают у человека при взаимодействии с другими людьми, обществом в целом. В психике человека существуют защитные механизмы, благодаря работе которых и происходит психологическая адаптация.

Итак, какие же проблемы могут возникнуть у учеников 5-ых классов во время адаптационного периода?

Проблемы на физиологическом уровне:

– изменение режима дня ребенка (если сравнивать с начальной школой);

– увеличение физической и умственной нагрузки (задают больше домашних заданий, больше уроков физкультуры в неделю, часто увеличение количества дополнительных занятий);

– быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме (начало подросткового возраста);

– изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью, меньший контроль со стороны родителей и педагогов.

Проблемы на психологическом уровне:

– повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;

– повышение уровня тревожности самого ребенка, зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;

– зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;

– степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты;

– влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

Рассмотрим основные изменения, с которыми сталкиваются ученики в результате перехода из 4-ого класса в 5-ый:

– увеличивается учебная нагрузка;

– появляются новые предметы;

– возникает необходимость осваивать большое количество информации (значительно больше, если сравнивать с начальной школой);

– появляется большое количество учителей вместо одной «классной мамы»;

– новые требования учителей, а также у каждого учителя будут свои требования и особенности ведения урока [2].

Результаты сопоставления особенностей обучения в 4-м и 5-м классах представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сопоставление особенностей обучения в 4-м и 5-м классах

4 класс

5 класс

13 предметов

15 предметов

24 часа учебной нагрузки

29 часов учебной нагрузки

3 учителя

10 учителей

1-1,5 часа на выполнение домашнего задания

2,5-3 часа на выполнение домашнего задания

Рассмотрим процесс адаптации в пятых классах МКОУ ОШ №12 г. Приволжска Ивановской области. В школе в 2019-2020 учебном году сформировано два пятых класса, в которых обучается 49 школьников. Возрастной состав обучающихся – 10-11 лет, из них 18 девочек и 31 мальчик.

Что же происходит с качеством знаний в период адаптации пятиклассников? По результатам нашего исследования мы отметили значительное снижение успеваемости: в 5 «а» успеваемость снизилась на 33%, а в 5 «б» – на 11 %. Мы предположили, что такое снижение успеваемости связано с тем, что в адаптационный период дети подвержены различным стрессогенным факторам (выше мы их перечислили). Для проверки нашего предположения мы провели анкетирование обучающихся, в результате которого выяснилось:

При ответе на вопрос «Вспомни, как ты в сентябре пришёл в 5-й класс. Ты волновался?» 18% учеников боялись заблудиться, 50% боялись трудностей при изучении новых предметов, 65,5% волновались из-за встречи с новыми педагогами.

Рис 1. Результаты ответа на вопрос 1

При ответе на вопрос «Что было для тебя непривычным?» 74% учеников написали, что боялись большого количества учителей, 70 % казалось странным ходить по кабинетам, а 8% боялись старшеклассников.

Рис 2. Результаты ответа на вопрос 2

Анализ ответов на вопрос «Было ли что-то, чего ты боялся?» показал, что страшнее всего для учеников 5-ых классов было получить плохую отметку (40%).

Рис 3. Результаты ответа на вопрос 3

Так образом, мы видим, что пятиклассники, действительно, испытывают стресс в период адаптации из-за появления новых предметов, учителей и др.

То, что многие пятиклассники пребывают в состоянии стресса и тревоги (даже по окончании адаптационного периода), доказывают и результаты теста Филлипса, проведённого в середине октября 2019 года, то есть в период окончания адаптационного этапа для учащихся среднего звена.

Результаты теста Филлипса показали, что процесс адаптации более удачно прошёл в 5 «а» классе, так как «зелёное поле», то есть норма тревожности у класса в целом составляет 48,3% (всего 51,7% учеников в этом классе испытывают тревожность). В 5 «б» ситуация несколько хуже, «зелёное поле» составляет 41,4% (то есть всего 58,6% учеников в этом классе испытывают тревожность), что говорит о неполной адаптированности большой части класса к обучению в среднем звене. Есть определённая опасность, связанная с высокой тревожностью, она составляет 21,2 %. Мы видим что, далеко не всем ученикам удалось справиться с тревожностью, страхами, социальным стрессом и фрустрацией по окончании адаптационного периода. Всего в 5 «а» и 5 «б» по окончании адаптационного периода продолжают испытывать тревожность 55,15% учащихся. Есть ученики, которым следует уделить особое внимание (2 ученика в 5 «б»), так как у них «красное поле» занимает 66,6 %, то есть уровень тревожности у них запредельно высок (также следует помнить, что это показатели завершения адаптационного периода).

Проведя диагностику в 5-ых классах, мы выяснили, что ученики в начале 5-ого года обучения больше всего боятся заблудиться, так как все уроки проходят в новых разных кабинетах; трудностей при изучении новых предметов и, соответственно, получить плохую отметку; встречи с новыми незнакомыми педагогами; старшеклассников (занятия у учеников начального звена проходят на 1-ом этаже школы, а у старшеклассников на 2-ом, поэтому встречались и пересекались они редко, теперь же пятиклассники понимают, что происходить это будет постоянно и могут возникнуть конфликты). Мы выявили, что ученики 5-ого класса испытывают такие негативные психические состояния, как тревожность, страх, социальный стресс и фрустрация. По окончании адаптационного периода к обучению в среднем звене школы части учеников (44,85%) удалось справиться с данными состояниями, то есть адаптация для этих пятиклассников прошла успешно. Но осталось большое количество учеников (55,15%), которые продолжают испытывать тревогу, стресс и т.п., думая о школьной жизни. Этим ученикам требуется особый подход со стороны классного руководителя и учителей-предметников, а также помощь им оказывает школьный педагог-психолог, который проводит с этими учениками дополнительные занятия, а учителям и родителям дает рекомендации о том, как помочь адаптироваться к обучению в среднем звене школы.

Таким образом, в ходе данного исследования мы убедились, что нельзя недооценивать важность адаптационного периода в жизни пятиклассников. Этот период знаменуется сразу двумя особенностями: переход на среднюю ступень школьной жизни и начало подросткового возраста, поэтому крайне важно предупредить возникновения физиологических и психологических проблем у пятиклассников.

Список литературы

Большой психологический словарь. / Сост. Мещеряков Б., Зинченко В.– Олма-пресс, 2004.

Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 479 с.

Семенова И.Л. К вопросу об определении понятия «негативные функциональные психические состояния» в психологической литературе // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018013060 (дата обращения: 12.12.2019).

Смирнов, А.А. Психология вузовской адаптации: учеб. пособие / А.А. Смирнов, Н.Г. Живаев; Яросл. гос. ун-т. Им. П.Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 115 с.

Солсо, Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. – СПб.: Питер, 2002. – 596 с.

Просмотров работы: 11