ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ СЛУЧАЙНОЙ ВЕЛИЧИНЫ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ СЛУЧАЙНОЙ ВЕЛИЧИНЫ

Барышевский Сергей Олегович 1, Вершков Иван Валерьевич 1, Береговая Алина Владимировна 1
1Мелитопольский институт государственного и муниципального управления «Классического приватного университета», Мелитополь, Украина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях рыночной экономики все более актуальным становится вопрос о поиске инструментов анализа и прогнозирования экономических процессов. Одним из способов принятия управленческих решений является использование методов имитационного моделирования.

Особенность имитационного моделирования в сфере гостиничных услуг заключается в том, что рынок гостиничных услуг, как и рынок многих других товаров и услуг, характеризуется существованием большего количества групп потребителей, различающихся вкусами, предпочтениями, уровнем доходов. Основным показателем оценки деятельности гостиницы является загрузка номерного фонда, который позволяет оценить использование номерного фонда гостиницы и выявить периоды дефицита и профицита гостиничных услуг. Для прогноза спроса на гостиничные услуги применимо имитационное моделирование.

Имитационное моделирование проводится в тех случаях, когда исследователь имеет дело с такими математическими моделями, которые не позволяют заранее вычислить или предсказать результат. В этом случае для предсказания поведения реальной сложной системы необходимо провести эксперимент, имитация на модели при заданных исходных параметрах [2, c.125].

Имитационное моделирование можно представить, как обычные итерационные вычисления, выполняемые с помощью расчетных программ или табличного процессора; такие вычисления можно выполнить и без компьютера, с привлечением арифметических действий, вспомогательных таблиц [3].

Одним из направлений имитационного моделирования является моделирование случайной величины [4].

В данной работе мы предлагаем рассмотрение примера имитационного моделирования случайных величин в сфере гостиничных услуг.

Моделируется некоторая случайная величина. Сначала из опытных данных определяется количество появлений возможных значений этой величины в единицу времени. По частотам вычисляются вероятности, по значениям этих вероятностей – кумулятивные вероятности. Зная кумулятивные вероятности, устанавливаем соответствие между случайными числами и значениями случайной величины. Берем несколько случайных чисел из специальной таблицы, восстанавливаем по ним значения случайной величины и определяем нужные нам характеристики.

Пример.Рассмотрим оценку загрузки номерного фонда гостиницы (25 номеров). Известно количество номеров, занятых в течении последних 100 суток (Таблица 1).

Таблица 1.

Занятость номеров в течении последних 100 суток

Число занятых номеров в сутки

Частота

25

18

24

23

23

16

22

12

21

10

20

8

Продолжение таблицы 1.

Число занятых номеров в сутки

Частота

19

5

18

3

17

4

16

1

Будем имитировать занятость номеров в течение 10 суток. Заполним Таблицу 2.

Таблица 2.

Число занятых номеров в сутки

Частота

Вероятность

Кумулятивная вероятность

Случайные числа

25

18

0,18

0,18

00-17

24

23

0,23

0,41

18-40

23

16

0,16

0,57

41-56

22

12

0,12

0,69

57-68

21

10

0,1

0,79

69-78

20

8

0,08

0,87

79-86

19

5

0,05

0,92

87-91

18

3

0,03

0,95

92-94

17

4

0,04

0,99

95-98

16

1

0,01

1,00

99-99

Поясним, как заполняется таблица.

Как заполнять первые 4 столбца вполне очевидно. Так как у чисел «Кумулятивная вероятность» после запятой меняются два знака, то случайные числа группируем по два. Последний столбец заполняется сверху вниз.

Берем числа после запятой из 1-й строки 4-го столбца. Это 18. Поэтому с 18 начнем вторую строку последнего столбца, а числом 18-1=17 завершим 1-ю строку. Начнем же 1-ю строку с 00.

Берем числа после запятой из 2-й стоки 4-го столбца. Это 41. Поэтому с 41 начнем 3-ю строку последнего столбца, а числом 24-1=23 завершаем 2-ю строку и так далее.

Полученная таблица используется следующим образом. Берем подряд из любой строки или любого столбца случайные числа из таблицы случайных чисел. Определяем, в какой интервал нашей таблицы они попадают. И находим соответствующие значения в 1-м столбце.

Таблица 3.

Сутки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Случайное число

14

90

56

86

07

39

80

82

77

32

Число занятых номеров в сутки

25

19

23

20

25

24

20

20

21

24

14 попадает в интервал 00-17, что соответствует 25 занятым номерам; 90 попадает в интервал 87-91, что соответствует 19 занятым номерам, и так далее.

Список литературы.

Козлова М.А., Климкина Л.В., Швакова Е.И. Оценка спроса на гостиничные услуги г. Костромы с учетом сегментирования рынка услуг и индивидуальных предпочтений посетителей // Интернет-журнал «Науковедение» – Выпуск 5(24), 2014 – С. 2-13.

Антонов А.В. Системный анализ. Учеб. для вузов. – М.: Высш.шк., 2004. – 454с.

Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова. – М.: Высш.шк., 2004. – 616с.

Просветов Г.И. Математические методы и модели в экономике: задачи и решения: Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008. – 344с.

Просмотров работы: 9