В условиях рыночной экономики все более актуальным становится вопрос о поиске инструментов анализа и прогнозирования экономических процессов. Одним из способов принятия управленческих решений является использование методов имитационного моделирования.
Особенность имитационного моделирования в сфере гостиничных услуг заключается в том, что рынок гостиничных услуг, как и рынок многих других товаров и услуг, характеризуется существованием большего количества групп потребителей, различающихся вкусами, предпочтениями, уровнем доходов. Основным показателем оценки деятельности гостиницы является загрузка номерного фонда, который позволяет оценить использование номерного фонда гостиницы и выявить периоды дефицита и профицита гостиничных услуг. Для прогноза спроса на гостиничные услуги применимо имитационное моделирование.
Имитационное моделирование проводится в тех случаях, когда исследователь имеет дело с такими математическими моделями, которые не позволяют заранее вычислить или предсказать результат. В этом случае для предсказания поведения реальной сложной системы необходимо провести эксперимент, имитация на модели при заданных исходных параметрах [2, c.125].
Имитационное моделирование можно представить, как обычные итерационные вычисления, выполняемые с помощью расчетных программ или табличного процессора; такие вычисления можно выполнить и без компьютера, с привлечением арифметических действий, вспомогательных таблиц [3].
Одним из направлений имитационного моделирования является моделирование случайной величины [4].
В данной работе мы предлагаем рассмотрение примера имитационного моделирования случайных величин в сфере гостиничных услуг.
Моделируется некоторая случайная величина. Сначала из опытных данных определяется количество появлений возможных значений этой величины в единицу времени. По частотам вычисляются вероятности, по значениям этих вероятностей – кумулятивные вероятности. Зная кумулятивные вероятности, устанавливаем соответствие между случайными числами и значениями случайной величины. Берем несколько случайных чисел из специальной таблицы, восстанавливаем по ним значения случайной величины и определяем нужные нам характеристики.
Пример.Рассмотрим оценку загрузки номерного фонда гостиницы (25 номеров). Известно количество номеров, занятых в течении последних 100 суток (Таблица 1).
Таблица 1.
Занятость номеров в течении последних 100 суток
Число занятых номеров в сутки |
Частота |
25 |
18 |
24 |
23 |
23 |
16 |
22 |
12 |
21 |
10 |
20 |
8 |
Продолжение таблицы 1. |
|
Число занятых номеров в сутки |
Частота |
19 |
5 |
18 |
3 |
17 |
4 |
16 |
1 |
Будем имитировать занятость номеров в течение 10 суток. Заполним Таблицу 2.
Таблица 2.
Число занятых номеров в сутки |
Частота |
Вероятность |
Кумулятивная вероятность |
Случайные числа |
25 |
18 |
0,18 |
0,18 |
00-17 |
24 |
23 |
0,23 |
0,41 |
18-40 |
23 |
16 |
0,16 |
0,57 |
41-56 |
22 |
12 |
0,12 |
0,69 |
57-68 |
21 |
10 |
0,1 |
0,79 |
69-78 |
20 |
8 |
0,08 |
0,87 |
79-86 |
19 |
5 |
0,05 |
0,92 |
87-91 |
18 |
3 |
0,03 |
0,95 |
92-94 |
17 |
4 |
0,04 |
0,99 |
95-98 |
16 |
1 |
0,01 |
1,00 |
99-99 |
Поясним, как заполняется таблица.
Как заполнять первые 4 столбца вполне очевидно. Так как у чисел «Кумулятивная вероятность» после запятой меняются два знака, то случайные числа группируем по два. Последний столбец заполняется сверху вниз.
Берем числа после запятой из 1-й строки 4-го столбца. Это 18. Поэтому с 18 начнем вторую строку последнего столбца, а числом 18-1=17 завершим 1-ю строку. Начнем же 1-ю строку с 00.
Берем числа после запятой из 2-й стоки 4-го столбца. Это 41. Поэтому с 41 начнем 3-ю строку последнего столбца, а числом 24-1=23 завершаем 2-ю строку и так далее.
Полученная таблица используется следующим образом. Берем подряд из любой строки или любого столбца случайные числа из таблицы случайных чисел. Определяем, в какой интервал нашей таблицы они попадают. И находим соответствующие значения в 1-м столбце.
Таблица 3.
Сутки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Случайное число |
14 |
90 |
56 |
86 |
07 |
39 |
80 |
82 |
77 |
32 |
Число занятых номеров в сутки |
25 |
19 |
23 |
20 |
25 |
24 |
20 |
20 |
21 |
24 |
14 попадает в интервал 00-17, что соответствует 25 занятым номерам; 90 попадает в интервал 87-91, что соответствует 19 занятым номерам, и так далее.
Список литературы.
Козлова М.А., Климкина Л.В., Швакова Е.И. Оценка спроса на гостиничные услуги г. Костромы с учетом сегментирования рынка услуг и индивидуальных предпочтений посетителей // Интернет-журнал «Науковедение» – Выпуск 5(24), 2014 – С. 2-13.
Антонов А.В. Системный анализ. Учеб. для вузов. – М.: Высш.шк., 2004. – 454с.
Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова. – М.: Высш.шк., 2004. – 616с.
Просветов Г.И. Математические методы и модели в экономике: задачи и решения: Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008. – 344с.