БАЗОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

БАЗОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

Гуревич С.С. 1, Фатиева И.А. 1, Аношина Т.В. 1, Мищенко И.В. 1
1 Северный (Арктический) Федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день среди населения России всё большую популярность набирает курение (или парение) электронных сигарет (есигарет, вейпов). Между тем, возрастание спроса и предложения на электронные сигареты, ненадлежащее правовое регулирование их производства, реализации и использования представляют собой одну из ключевых угроз государственного уровня. Нерешенность вышеперечисленных вопросов обуславливает актуальность заявленной темы.

Цель работы – охарактеризовать базовые аспекты правового регулирования охраны жизни и здоровья граждан.

Одним из нарушений здорового образа жизни является популяризация и широкая реклама курение (или парение) электронных сигарет.

Проектом Федерального закона № 104592-7 разрабатывались следующие базовые аспекты правового регулирования вейпинга. Во-первых, законодателем даны определения таких категорий, как устройства, имитирующие курение табака, для потребления испарительных смесей, электронные кальяны, испарительные смеси для устройств, имитирующих курение табака. Во-вторых, закрепляются основные принципы регулирования использования курительных смесей в устройствах, имитирующих курения табака. Среди них можно выделить следующие:

1) охрана здоровья и жизни граждан;

2) предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием никотина и иных веществ, содержащихся в испарительных смесях;

3) взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и граждан по вопросам ограничения использования устройств, имитирующих курение табака, и потребления испарительных смесей;

4) открытость и независимость оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия от потребления испарительных смесей, сокращение потребления испарительных смесей и использования таких устройств;

5) информирование населения о вреде использования устройств, имитирующих курение табака, и потребления испарительных смесей.

В-третьих, закрепляется разграничение полномочий органов государственной власти федерального и субъектового уровня, а также органов местного самоуправления. В-четвертых, определен перечень мер, направленных на противодействие употреблению испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих курение табака (например, установление запрета на использование устройств, имитирующих курение табака, и потребление испарительных смесей на отдельных территориях, в помещениях и на объектах; налоговые и иные меры, направленные на сокращение спроса на устройства, имитирующие курение табака, и испарительные смеси; регулирование и раскрытие состава испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих курение табака; установление требований к упаковке и маркировке испарительных смесей и устройств, имитирующих курение табака и др.). В-пятых, устанавливается запрет на потребление курительных смесей на некоторых территориях (например, на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания услуг организациями и учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, образовательных услуг; на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских и реабилитационных услуг; на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров и т.д.). Наконец, закреплены дополнительные запреты (запрет рекламы и стимулирования продажи испарительных смесей, устройств, имитирующих курение табака, и иных элементов, используемых в таких устройствах, запрет продажи несовершеннолетним испарительных смесей, устройств, имитирующих курение табака, и иных элементов, используемых в таких устройствах, запрет на потребление несовершеннолетними, а также на вовлечение несовершеннолетних в процесс потребления испарительных смесей и использования устройств, имитирующих курение табака).

Проанализировав вышеперечисленные положения проекта федерального закона, мы выявили ряд правовых неопределенностей, требующих устранения для его успешного принятия и практического применения, а также внесли ряд авторских предложений по совершенствованию отдельных аспектов Проекта.

Так, нельзя однозначно оценить абстрактность формулировки понятий, содержащихся в ст. 1 проекта Федерального закона. С одной стороны, это позволит обеспечить максимальный охват видов испарительных смесей и их использования, подпадающих под регулирование настоящего закона. С другой стороны, данные формулировки не позволяют однозначно выявить признаки испарительных смесей и устройств для их потребления, что создает возможности для ухода от ответственности отдельных лиц.

Формулировка принципов регулирования использования курительных смесей в устройствах, имитирующих курения табака, некорректна в связи с тем, что данные положения, исходя из их смысловой нагрузки, представляют собой цели регулирования использования курительных смесей в устройствах, имитирующих курения табака.

Также принципы как основополагающие идеи рассматриваемой деятельности, по нашему мнению, должны включать следующие из них:

1) гласность и публичность профилактики борьбы с употреблением курительных смесей в устройствах, имитирующих курения табака

2) наказуемость употребления курительных смесей в устройствах, имитирующих курения табака, в нарушение положений настоящего федерального закона

3) территориальный принцип употребления курительных смесей в устройствах, имитирующих курения табака

4) законность употребления курительных смесей в устройствах, имитирующих курения табака

5) ограниченность продажи и употребления курительных смесей в устройствах, имитирующих курения табака.

Положения проекта закона, непосредственно касающиеся разграничения полномочий между органами государственной власти федерального и субъектового значения, а также органов местного самоуправления, должны быть конкретизированы либо в настоящем проекте федерального закона либо путем принятия дополнительных нормативных правовых актов федерального, субъектового и местного значения по уточнения мер и мероприятий, направленных на противодействие употреблению курительных смесей в устройствах, имитирующих курения табака.

Также в настоящем проекте федерального закона надлежит закрепить основы проведения совместной политики органов государственной власти федерального и субъектового значения, а также местного самоуправления по противодействию употреблению курительных смесей в устройствах, имитирующих курения табака.

Закрепленные в ст. 7 проекта Федерального закона меры в целом представляются эффективными, однако стоит отметить, что некоторые и з них требуют конкретизации. Так, например, регулирование и раскрытие состава конкретных смесей подразумевает принятие дополнительных нормативных правовых актов, касающихся непосредственной технической регламентации данного процесса. Более того, необходимо на законодательном уровне закрепить перечень мер и мероприятий, направленных на профилактику употребления соответствующих веществ. Также установление запрета на рекламу соответствующих веществ требует законодательной регламентации демонтажа уже созданной рекламы.

В целом установление любого запрета, связанного с употреблением и реализацией рассматриваемых веществ и приспособлений для их употребления, опосредует разработки мер ответственности за их нарушение и порядок их реализации. Это потребует либо создание отсылочных норм к соответствующим положением КоАП РФ, ГК РФ, УК РФ либо закрепление санкций непосредственно в настоящем Федеральном законе.

Запрет на употребление курительных смесей в устройствах, имитирующих курения табака, на определенных объектах и территориях должен предусматривать механизм контроля за его соблюдением, а также санкции за его нарушение. Аналогично ситуации, сложившейся с употреблением табачных изделий, мы предполагаем, что будет достаточно проблематично зафиксировать факт совершенного правонарушения и применить меры ответственности к соответствующим лицам ввиду сложности фиксации факта его совершения.

Подводя итог, стоит отметить, что вейпинг является одной из ключевых социальных проблем, решение которой не нашло отражения ни в правовом, ни в социологическом, ни в техническом контекстах. Мы уверены, что в целях реализации наиболее эффективной политики в сфере противодействия дальнейшему распространению анализируемого явления, необходимо, прежде всего, разработать законодательную базу, на основании которой будут определяться основные характеристики вейпинга, устанавливаться ограничения и запреты на его употребление, а также закрепляться принципы и векторы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в данному контексте.

Список литературы:

Проект Федерального закона № 104592-7 "О государственном регулировании ограничения потребления испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих курение табака" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 16.02.2017) // СПС «КонсультантПлюс». (Дата обращения: 20.11.2019).

Скворцова С.В., Штурмин Ф.С. Правовое регулирования использования электронных сигарет в России // Успехи в химии и химической технологии. 2017. № 7. Том XXXI. С. 79 – 81.

Просмотров работы: 29