Картографическая грамотность современного человека важна также, как и компьютерная. Не умение грамотно обращаться с картографическими материалами может привести к серьезным просчетам в хозяйственной и национальной политике, к ошибкам, ухудшающим экологическую обстановку и условия жизни людей.
А.М. Берлянт рассматривает картографическую грамотность как систему знаний, умений и навыков в области картографии и топографии, а также совокупность профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих возможность их реализации в своей будущей профессиональной деятельности [1].
В Федеральном образовательном государственном стандарте также отмечается, что овладение картографической грамотностью и использование географической карты как одного из языков международного общения, является одной из основных задач на уроках географии средней школы.
С.В. Буланов отмечает, что картографическая грамотность включает в себя теоретические знания и практические умения. Теоретические знания подразделяются на следующие:
– знания расположения, относительных размеров и форм важнейших объектов на земной поверхности;
– знания специфических свойств изображения (свойства географической карты; свойства плана местности; свойства глобуса; свойства аэрофотоснимков и космических снимков) [3].
Практические умения подразделяются на: умение читать карту; умение составлять географические описания по картографическим источникам; умения составлять простейшие картографические произведения; картометрические умения.
Основная функция картографической грамотности заключается в формировании умений у учащихся: «понимать», «читать» и «знать» карту.
Душина И.В., Таможняя Е.А., Беловолова Е.А. и другие методисты отмечают, что умение «понимать» карту означает иметь знания о карте как модели и ее важнейших свойствах (ключевые качества карты, геодезическая и математическая основа, географическое содержание) и уметь применять их при решении учебных задач. Равным образом умение понимать, все надписи, условные обозначения на карте и ясно представлять местность рельеф суши и дна и всю навигационную обстановку на земле и море [2].
Беловолова Е.А., Смирнова М.С., Буланов С.В. и другие педагоги отмечают, что умение «читать» карту связано с изучением «азбуки картографии», овладением приемами сравнения, наложения, описания географических объектов; созданием «географических образов», распознавать географическую деятельность по картографическим источникам, выявлять связи и зависимости между отображенными на картах явлениями. Кроме этого умение читать карту означает понимать её значение и изобразительность. Для этой цели необходимо уметь разбираться во всех обозначениях, знаках и сокращениях, олицетворяющих и объясняющих местность и ее подробности [3].
Педагоги выделяют заключительным этапом картографической грамотности является «знание» карты. «Знание карты» – это способность мысленно представлять взаимное расположение, форму и названия определенных географических объектов, которые изучают на уроках географии. Знание карты подразумевает собой знание географической номенклатуры задач и подразумевает умение учащихся ориентироваться по карте и показывать необходимые географические объекты, так называемую номенклатуру.
Список литературы
Берлянт А.М. Картографическая грамотность и географическое образование: проблемы переориентации [Текст] / А.М. Берлянт // География в школе. – 1990. – № 2. – С. 28-31.
Душина И.В. О картографической грамотности школьников [Текст] / И.В. Душина, Е.А. Таможняя, Е.А. Беловолова // География в школе. – 2014. – № 7. – С. 37-43.
Таможняя Е.А. Методика обучения географии [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.А. Таможняя, М.С. Смирнова, И.В. Душина – М.: Юрайт,2016. – 321с.