Реклама или политическое манипулирование? - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Реклама или политическое манипулирование?

Бикташева Д.И. 1
1МГТУ им. Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Политическая реклама? Что это такое?

Политическая реклама очень часто появляется в средствах массовой информации, единого определения политической рекламы в научной литературе никогда не существовало. Каковы же причины? Это связано с тем, что российское законодательство не содержит определения понятия "политическая реклама".

Политическая реклама в повседневной жизни это информация о политиках, их взглядах, целях, политической или социальной деятельности, распространяемая через средства массовой информации, иные приемы и методы воздействия на сознание, убеждения и поведение потребителей информации. Как правило, политическая реклама активно распространяется в период, непосредственно предшествующий выборным кампаниям.

Но не стоит забывать, что в регламенте можно найти и другие подходы к определению политической рекламы.

Политическая реклама преследует следующую цель. Он хочет побудить людей участвовать в определенных политических процессах, включая передачу различных полномочий, в том числе через выборы.

Таким образом, политическая реклама-это любые не запрещенные законом печатные, устные, аудиовизуальные формы информационного воздействия, направленные прямо или косвенно на привлечение внимания к субъектам политического процесса, формирование позитивного отношения в обществе и сознании граждан, направленные либо на поведение граждан в поддержку субъектов политического процесса, включая выборы и референдумы, с использованием средств и методов, отличающих рекламные материалы от других жанров информации.

Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. раскрывает понятие рекламы как информации, распространенной любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке [1]. Однако в ст. 2 указанного закона обозначена сфера его применения и установлено правило о том, что закон не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума. Из данного правила можно заключить, что законодатель умышленно обозначает политическую рекламу как более емкое понятие, включающее в себя и различные виды агитации (предвыборную и по вопросам референдума). А соответственно, политические деятели, проводя свои политические кампании, могут не соблюдать нормы Федерального закона «О рекламе», поскольку такие нарушения не повлекут для них правовых последствий.

Данное толкование будет противоречить некоторым нормам других нормативных актов, в том числе избирательного законодательства, Еще меньше законодательно закрепленных различий между политической рекламой и пропагандой, хотя, исключив политическую рекламу из сферы регулирования Федерального закона "О рекламе", законодатель фактически сближает, а возможно, и приравнивает политическую рекламу к пропаганде. Если понимать, что юридических определений последних нет, то можно лишь сформулировать теоретические выводы об их сходстве и различии.

Политическая реклама обычно осуществляется политическими деятелями и выражается в форме либо политической агитации, либо политической пропаганды. Политическая реклама часто поднимает социально чувствительные вопросы. И реклама, и пропаганда, и агитация, являясь видами информационного взаимодействия субъектов коммуникации, побуждают к конкретному действию человека, к участию в каких-либо действиях и имеют цели, отличные от целей коммерческой рекламы, то есть извлечение прибыли в результате продвижения товаров или услуг на рынке. Пропаганда, политическая реклама и агитация это различные формы рекламных коммуникаций с элементом навязывания и воздействия на сознание.

Используя разграниченный подход к пропаганде, можно выделять коммерческую и политическую пропаганду, а исследуя агитацию можно выделить:

предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;

по критерию правомерности: агитацию противоправную (нарушающую требования закона) и правомерную;

по субъектам, осуществляющим агитационную деятельность: агитацию, проводимую гражданами, кандидатами, избирательными объединениями, общественными объединениями; – по методам и приемам реализации: прямую и косвенную агитацию;

по формам проведения: агитацию, проводимую коллегиально или единолично.

Употребляемый в Федеральном законе «О рекламе» термин «политическая реклама» фактически не встречается больше в российских нормативных актах, но, тем не менее, анализ норм избирательного законодательства показывает отсутствие должного правового регулирования «политической рекламы» в современном российском законодательстве, поскольку в данной сфере законодатель предпочитает использовать термин «предвыборная агитация», практически полностью подменяя им «политическую рекламу».

Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает правила предвыборной агитации, запрещает агитационным материалам содержать коммерческую рекламу и при этом в тексте ни разу не использует термин «политическая реклама» [2].

В настоящее время еще остается действующим Постановление Центральной избирательной комиссии (ЦИК) России от 20.09.1995 № 18/149- II«Об Инструкции о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием»[3], думаю, что это — единственный нормативный документ, в котором сохраняется употребление термина «политическая реклама», последняя четко отнесена к видам предвыборной агитации, вместе с выступлением, интервью, пресс-конференцией, предвыборными дебатами, «круглым столом». Такое нормативное закрепление прямо противоречит Федеральному закону «О рекламе», в котором, наоборот, политическая реклама включает в себя предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума. Помимо этого, инструкция ЦИК — единственный документ, содержащий определение политической рекламы: под ней понимается распространение сведений участниками избирательного процесса через СМИ об избирательных объединениях, избирательных блоках, кандидатах в депутаты с использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы от других видов и жанров информации и признаваемых в качестве признаков рекламы федеральным законодательством и практикой СМИ, с целью формирования общественного мнения в пользу избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты. Данное определение не вносит ясность и правовую определенность, а наоборот, вызывает еще больше вопросов, поскольку оно перенасыщено оценочными понятиями.

Для соответствия с действующим российским законодательством, было бы целесообразным принять следующие меры:

если используется термин "политическая реклама", то важно дать ему определение и сформулировать признаки, отличающие его от социальной и коммерческой рекламы в отдельном нормативном акте (не на уровне инструкций ЦИК);

в случае отказа от термина "политическая реклама" Федеральный закон "О рекламе" должен закрепить норму о том, что данный закон не распространяется на материалы предвыборной агитации, поскольку последние регулируются нормами избирательного законодательства. Этот вариант представляется более удачным и рациональным, с точки зрения правил юридической техники и минимального количества необходимых изменений в действующее законодательство.

Как в первом, так и во втором предложенном случае также представляется целесообразным вывести термин «агитация» из ч. 2 ст. 29 Конституции РФ.

А если пропагандистский материал содержит призывы, имеющие такие цели, как разжигание национальных конфликтов или убеждение в расовом, национальном превосходстве и т.д. это будет свидетельствовать о наличии пропагандистского содержания в агитационном материале, а это пропаганда незаконного характера. Логично было бы вывести из ст. 29 действующей Конституции РФ слово "агитация", поскольку возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды, по нашему мнению, может быть только пропагандой, а политическая реклама и предвыборная агитация будут охватываться термином пропаганда.

Литература.

[1]Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. 2006. №12. Ст.1232.

[2]Федеральный закон от 22.02.2014 №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 21. Ст. 1919.

[3] «Инструкция о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний кандидатам на должность Президента Российской Федерации, избирательным объединениям, инициативным группам избирателей и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях» (утв. Постановлением ЦИК России от 05.04.1996 № 86/716-II) // Российская газета. 1996. 17 апр.

Просмотров работы: 46