Предметная область
Интернет-магазин (англ. online shop или e-shop) — сайт, торгующий товарами в интернете. Позволяет пользователям сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа в сети Интернет.
Интернет-магазины создаются с применением систем управления контентом сайтов, оснащенных необходимыми модулями. Крупные интернет-магазины работают на специально для них разработанных или адаптированных типовых системах управления. Средние и малые магазины обычно используют типовое коммерческое и свободное ПО.
Продукт и его ценность. Ключевые термины
Продажа - процесс удовлетворения потребностей клиента при помощи продукта/услуги. Ценность для потребителя состоит в том, можно организовать покупку товара через Интернет, без личного посещения магазина или банка. Для создание магазина используется бесплатный движок osCommerce.
Целевая аудитория – группа потребителей, являющихся потенциальными или реальными покупателями продукта компании.
Веб-сервер - компьютер, который предоставляет веб-страницы интернет-пользователям.
Доставка - покупатель может на сайте указывать, куда нужно доставить товар.
Модель требований к продукту
К предприятию - управляемость
К процессу – безопасность
К услуге – выполнение сроков заказа, качество товара.
Иерархическая структура продукта представлена на рисунке 1.
Рисунок 1- Иерархическая структура сайта интернет-магазина
Иерархическая структура работ представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - VAD диаграмма иерархической структуры работ
Для описания экономической деятельности была разработана онтология.
Основные термины онтологии
Ценность - то за что потребитель готов платить[1].
Стоимость - денежная оценка ценности и деятельности [2].
Цепочки создания ценности – представление этапов, стадий создания ценности [3].
Предприятие – это участник экономической деятельности, представляемый как обособленная (организационная) система, осуществляющая, в соответствии с законодательством и уставом, экономическую деятельность в целях получения стоимостных выгод - денежного потока, прибыли, возвратов на инвестиции, стоимости бизнеса [4].
Бизнес-процесс – это совокупность взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей [4].
Коммерческая деятельность – это деятельность на рынке факторов производства, где предприятие выступает сначала как покупатель, и на рынке производимых предприятием товаров, где оно выступает как продавец [5].
Экономическая деятельность – это совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами [6].
Характеристика предприятия
Предоставляет услугу продажи товаров. Стадии жизни продукта - рост, зрелость, падение. На данный момент предприятие находится в стадии роста или зрелости.
Процесс жизненного цикла интернет-магазина представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 - Процесс жизненного цикла интернет-магазина
Характеристика экономической деятельности предприятия
Ключевые компоненты: клиенты; внутрифирменные процедуры; процессы, обеспечивающие получение прибыли; конкурентоспособная стратегия.
Предприятие зарабатывает, предоставляя производителя возможность продавать свои товары на надежной площадке.
Затраты: создание и обслуживание сайта; зарплата сотрудникам.
Экономический эффект выражается в положительной прибавочной стоимости (прибыль - затраты).
Фреймворк бизнес модели
Составлен на основе шаблона Остервальдера [7] и представлен на рисунке 4.
Рисунок 4 - Фреймворк бизнес модели
SWOT-анализ представлен в таблице 1.
Таблица 1 - SWOT-анализ
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Большой ассортимент продукции Хорошее обслуживание Высокая степень автоматизации процесса |
Большие сроки поставки Присутствует бракованный товар Не большое кол-во средств оплаты |
Возможности |
Угрозы |
Уменьшение сроков поставок Улучшение контроля качества товара Увеличение средств для оплаты |
Появление конкурентов Изменение предпочтений потребителей |
Требования к системе менеджмента предприятия
Система менеджмента качества ISO 9001 для торговли
ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования»
Инжиниринг корневых, основных и поддерживающих бизнес процессов представлен на рисунке
Рисунок 5 - Инжиниринг корневых, основных и поддерживающих
бизнес- процессов
Организационный инжиниринг
Предприятие и его участники:
внутренние генеральный директор; коммерческий директор; исполнительный директор; специалист по подбору персонала; ИТ-специалист; менеджеры; маркетолог; главный бухгалтер; уборщицы;
внешние покупатели и поставщики;
владелец бизнес процесса генеральный директор.
За каждым участником деятельности закреплены функциональные обязанности, представленные в таблице 2.
Таблица 2 – Функциональные обязанности участников предприятия
Участники |
Функциональные обязанности |
Генеральный директор |
Руководство |
Ит-специалист |
Обслуживания сайта |
Менеджеры |
Обслуживания клиентов |
Маркетолог |
Маркетинговые исследования |
Главный бухгалтер |
Ведение бух учета |
Уборщицы |
Хоз. работы |
Иерархическая структура организационной схемы предприятия представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 - Иерархическая структура организационной схемы предприятия
Матрица соответствия для процессов управления представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Матрица соответствия для процессов управления.
Управление |
|||||||
Корпоративное |
Стратегическое |
Операционной деятельностью |
Финансами |
Персоналом |
Клиентами |
Маркетинг |
|
Коммерческий директор |
+ |
+ |
+ |
||||
Исполнительный директор |
+ |
+ |
|||||
Ит-специалист |
+ |
+ |
|||||
менеджеры |
+ |
+ |
|||||
Маркетолог |
+ |
||||||
Главный бухгалтер |
+ |
||||||
Специалист подбора персонала |
+ |
+ |
Матрица основных процессов представлена в таблице 4.
Таблица 4 - Матрица основных процессов.
Заключение договоров со сторонними организациями |
Оплата товара |
Поставка товара |
Продажа товара |
|
Коммерческий директор |
+ |
|||
Исполнительный директор |
+ |
|||
Ит-специалист |
||||
Менеджеры |
+ |
+ |
||
Маркетолог |
+ |
|||
Главный бухгалтер |
+ |
|||
Специалист подбора персонала |
Матрица поддерживающих процессов представлена в таблице 5.
Таблица 5 - Матрица поддерживающих процессов.
Технические и ремонтные работы |
Энергообеспечение |
Административно хоз. обеспечение |
Учет и отчетность |
|
Коммерческий директор |
+ |
|||
Исполнительный директор |
+ |
|||
Ит-специалист |
+ |
+ |
||
Менеджеры |
||||
Маркетолог |
||||
Главный бухгалтер |
+ |
|||
Специалист подбора персонала |
Возможности улучшения
Увеличение возможных сервисов оплаты для удобства клиентов:
Яндекс.Касса. Отличный сервис с массой возможностей. Здесь легко организовать прием платежей для интернет-магазина, онлайн-сервиса или мобильного приложения.
PayAnyWay. Система приема платежей от Монета.ру. Здесь меньше функций, но и комиссия ниже. Комиссия PayAnyWay при оплате картой – 2,9%, при оплате WebMoney интернет магазин заплатит комиссию 2,5%, а клиент – внешнюю комиссию сервису WebMoney 0,8%.
UnitPay. Также подходит для интернет-магазинов, онлайн-сервисов и онлайн-игр. Основные преимущества: лаконичный интерфейс формы оплаты, возможность перекладывать комиссию на клиента, виджет для оплаты картами, который не перенаправляет клиента на форму оплаты платежной системы. Комиссия UnitPay при оплате картой – 2,9%, при оплате WebMoney – 1,8%.
Внедрение систем стимулирования покупателей:
материальное стимулирование подарок при покупке товара на определенную сумму.
стимулирование дополнительными услугами доставка; сервисное обслуживание.
Внедрение дополнительных сревисов:
ServiceCloud. Сервис аренды 1С. С его помощью сотрудники работают с «1С:Бухгалтерией» онлайн и получают бесплатные обновления. Для работы потребуется только подключение к интернету.
Retailrocket. Сервис фиксирует поведение пользователей на сайте интернет-магазина и формирует товарные рекомендации. Бесплатно, если у вашего магазина до 250 заказов и 10 000 посещений в месяц, а также менее 1500 товаров в базе.
Список рассмотренных моделей
Процесс жизненного цикла
Схема организационной структуры
Фреймворк бизнес модели.
Список ИТ сервисов
Яндекс.Касса.
PayAnyWay
2can
Список использованных источников
Топинг Д. Бережливый офис: Устранение потерь времени и денег / Топинг Д. Энн Д. - М.: Альпина паблишер, 2017. - 20 c.
Очередное возвращение к вопросу о понятиях «цена» и «стоимость» [Электронный ресурс] // audit-it URL: https://www.audit-it.ru/articles/appraisal/a108/932197.html (Дата обращения: 13.01.2020)
Цепочка ценности [Электронный ресурс] // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8 (Дата обращения: 10.01.2020)
В.И. Гришина Экономика предприятия / В.И. Гришина, Я.П. Силина. - М.: кнорус, 2019. - 73 c.
Круглова Н. Ю. Коммерческое право: Усебник/ Круглова Н. Ю., Я.П. Силина. - М.: Юрайт, 2015. - 3 c.
Экономическая деятельность [Электронный ресурс] // Экономический словарь URL: http://abc.informbureau.com/html/yeiiiiexaneass_aassoaeuiinou.html (Дата обращения: 13.01.2020)
Шаблон бизнес-модели Александра Остервальдера и Ива Пинье [Электронный ресурс] // Smart Architects URL: https://smartarchitects.ru/business-model-canvas (Дата обращения: 11.01.2020)
40+ лучших сервисов для интернет-магази [Электронный ресурс] // callibri URL: https://blog.callibri.ru/40-luchshikh-servisov-dlya-internet-magazina (Дата обращения: 11.01.2020)
29 незаменимых сервисов для интернет-магазина [Электронный ресурс] // Rusbase URL: https://rb.ru/list/services-ecommerce/