История смоленского направления московской железной дороги - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

История смоленского направления московской железной дороги

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Строительство Московско-Смоленской железной дороги началось во второй половине 60-х годов 19-го столетия. Все издержки на себя взяли смоленские промышленники, которым было очень выгодно соединение с Москвой. Строительство этой дороги началось с вокзала, который мы сейчас называем Белорусским.

В апреле 1867 года Московская городская дума приняла решение уступить железной дороге «бесплатно участки городской пустопорожней земли, которые ей могут понадобиться под Московскую станцию и под самую дорогу как в черте города, так и вообще в городских владениях...». 23 апреля 1868 года император Александр II разрешил «приступить к работам по предполагаемой железной дороге от Смоленска до Москвы и утвердить в общем виде направление этой дороги». Место для станции и вокзала было выбрано у Тверской заставы. В конце апреля 1869 года началось строительство Смоленского (ныне Белорусского) вокзала, за строительство отвечал крупный предприниматель, владелец кирпичных заводов – Немчинов. Сегодня о нем напоминает название станции Немчиновка, устроенной по просьбе братьев Немчиновых, основавших в пригороде Москвы дачный поселок. Вокзал строился довольно быстро: к началу сентября 1870 года двухэтажное каменное здание было уже оштукатурено. Торжественное вокзала и запуск поездов вокзала состоялось 19 сентября 1870 года. В ноябре 1871 года в связи с продлением железной дороги от Смоленска до Бреста вокзал переименовали в Брестский. В 1907 году первоначальное здание вокзала было разобрано в связи с расширением станции и строительством нового здания. И вот 26 февраля 1912 года вокзал был готов. В это время Московско-Брестскую дорогу (в её состав входит и Московско-Смоленская) переименовали в Александровскую в честь годовщины Великой Отечественной войны, а вместе с ней и вокзал. В августе 1922 года Александровская и Московско-Балтийская дороги были объединены в Московско-Белорусско-Балтийскую, и вокзал был переименован в Белорусско-Балтийский. С мая 1936 года, после очередной реорганизация железных дорог, вокзал получил свое нынешнее название - Белорусский. Именно под этим именем он вошел и в историю Великой Отечественной войны как вокзал, с которого эшелоны уходили на фронт во имя Великой Победы.

Дорога строилась одновременно от Смоленска и от Москвы. 9 августа 1870 года первые рабочие поезда прошли от Смоленска до Гжатска (ныне Гагарина), на московском участке путь был готов до станции Бородино.В 1877—1879 годах были проложены вторые пути от Москвы до Кубинки, и от Смоленска до Бреста. В 1891—1892 годах вторые пути построены от Кубинки до Смоленска. 1 июля 1896 года Московско-Брестская железная дорога была выкуплена казной. В 1913 году в районе Камер-Коллежского вала произошёл крупный пожар, сопровождавшийся несколькими сильными взрывами. Сгорел газовый завод Александровской железной дороги. В тушении пожара принимали участие 4 пожарных команды и 6 паровозов. В мае 1918 года дорога передана в введение НКПС. В соответствии с приказом НКПС от 17.05.1922 № 1312 были расформированы Управления Александровской и Московско-Балтийской железных дорог и создана Московско-Белорусско-Балтийская магистраль. Хочется сказать о станции Кунцево, так как я довольно часто на ней бываю. Она была открыта в 1874 году. Рядом с ней, как и с Немчиновкой, быстро возник дачный поселок, известно, что дома там снимали Есенин и Маяковский. Здание вокзала станции Кунцево было построено в 1913 году в псевдоготическом стиле. Оно прекрасно сохранилось и лишь окраска в цвета РЖД(серо-тёмно-серый-красный) вызывает некоторое недоумение. 31 августа 1965 года рядом с ж/д станцией Кунцево была открыта станция метро – Кунцево. Этот фактор объясняет быструю заселяемость новостроек в этом районе, который носит название Кунцевский. Теперь о станции Бородино. Станция Бородино была основана в 1869 году на поле Бородинского сражения при прокладке железной дороги по линии Москва — Брест. Один из памятников мемориального комплекса расположен в 50 метрах от вокзала. В 1902 году по инициативе начальника железнодорожной станции П. П. Богдановича в одной из комнат вокзала был создан «Музей 1812 года». К августу 1912 года, к 100-летию Бородинской битвы, к Бородинскому полю была проложена временная однопутная линия с сооружением платформы и стоянки императорских поездов в связи с приездом Николая II с семьёй на празднование. Вскоре линия была разобрана.7 сентября 2002 г. в честь 190-летия Бородинского сражения состоялось торжественное открытие реконструированной ст. Бородино. В зале ожидания размещена экспозиция, посвященная Отечественной войне 1812 года.

Станция Сколково в прошлом называлась Трёхгорка. Её открытие состоялось в 1951 году. Станция была маловместительна и не имела зала ожидания-лишь кассы. В 2017 году «Трёхгорку» ликвидировали. Была открыта временная платформа. В мае 2019 года открылась станция «Инновационный центр Сколково». На данный момент это самая современная станция на всем Смоленском направление. В ней расположены магазины и центры быстрого питания. Также для маломобильных пассажиров сделаны лифты. В ноябре 2019 года название станции упростили, теперь она называется просто Сколково.

Самой дальней станцией главного хода направления, до которой работают пригородные электропоезда от Москвы-Смоленской, является Бородино. До 18 мая 2015 года электропоезда работали также и далее до Гагарина, а с лета 1994 года до конца 2012 года — до Вязьмы, в настоящее время проезд до этих станций пригородными поездами только с пересадкой в Можайске / Бородино. По состоянию на 2017 год, ведётся строительство 3-го и 4-го главных путей и реконструкция существующих остановочных пунктов в рамках организации маршрутов МЦД на участке от платформы Тестовская до станции Одинцово. Пробный поезд по новому третьему главному пути от Белорусского вокзала до Одинцово прошёл 10 августа 2018 года. Регулярное движение экспрессов без остановок со временем в пути 21 минута каждый час открыто с 21 декабря 2018 года.27 мая 2019 года открыт остановочный пункт Инновационный центр Сколково. 1 августа 2019 года открыт четвёртый главный путь на участке Москва — Одинцово. Участок от Белорусского вокзала до станции Бородино (включая Усовскую и Звенигородскую ветки) оборудован высокими пассажирскими платформами. Две высоких платформы также имеются на станции Смоленск, одна — на станции Вязьма. 19 ноября 2019 года был открыт первый Московский центральный диаметр. Маршрут, связывающий подмосковные города Одинцово и Лобню через территорию Москвы и Долгопрудного, соединяет Савёловское и Смоленское направления Московской железной дороги, и имеет длину 52 км. Таким образом, МЦД-1 соединяет центр Москвы с районами на севере Москвы и с районами на западе города. На линии находится 24 действующих остановочных пункта, ещё 4 запланировано к открытию в дальнейшем. Время движения электропоезда «Иволга» или ЭП2Д по маршруту составляет 87-88 минут с интервалом в 30 минут (на первом этапе, до строительства двух выделенных главных путей). Маршрут предполагает 8 пересадочных остановочных пунктов на метро, МЦК и радиальные направления железной дороги. На схемах и указателях обозначается кодом D1 и цветом физалиса.

Список литературы:

Смоленское направление Московской железной дороги, Wikipedia.

История Смоленского направления МЖД troi.mos.ru/zhielieznyie-doroghi-stroi_mos/smolienskoie-napravlienii.

Просмотров работы: 403