АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Старкова М.В. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО "Ивановский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Термин «акцентуация личности» был введен в 1968 году немецким психиатром и специалистом по психологии, доктором неврологии неврологической клиники Берлинского института К.Леонгардом. Наиболее часто наблюдаемые варианты акцентуаций характера у подростков описаны А.Е.Личко (1977): лабильный, гипертимный, циклоидный, психоастенический, сензитивный и др. Акцентуация характера – это крайние варианты нормы, как результат усиления его отдельных черт. При этом у индивида проявляется повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости по отношению к другим. Слабое звено в характере человека зачастую обнаруживается лишь в тех трудных ситуациях, которые с необходимостью требуют активного функционирования именно этого звена. Все акцентуации, как считал А.Е.Личко, можно рассматривать как временные изменения характера, сглаживающиеся при взрослении. В то же время, многие из них переходят в психические заболевания или же сохраняются на всю жизнь [2; 3].

Акцентуации могут проявляться уже в детстве, достигая своего пика в подростковом возрасте, т.к. данный период является наиболее сензитивным. Этот период жизни больше всего подходит для формирования характера, а также проявления индивидуальности личности. К окончанию подросткового периода данные акцентуации могут сгладиться, т.е. стать скрытыми. При акцентуациях характера его отдельные черты являются крайне усиленными, вследствие чего может обнаружиться избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий. Акцентуации – те же индивидуальные черты, но обладающие по большей части тенденцией к переходу в патологическое состояние.

Необходимость выявления акцентуации характера в подростковом возрасте тем сильнее, что это время считается наиболее сложным, критическим в развитии человека. Именно в этот период по данным статистики совершается наибольшее количество суицидов, противоправных действий, именно здесь часто формируется зависимости. Различные акцентуации характера предполагают различные типы и методы воспитания, в зависимости от чего они могут сгладить или заострить основные подростковые проблемы.

Проблеме исследования акцентуации характера у подростков уделяется особое внимание в научной литературе. Так, например, К.А. Коршунова, Л.А. Орехова, И.Н. Тимофеева, Р.Д. Чуманина, С.В. Шкилев рассматривают причины и последствия развития акцентуации у подростков [3; 5].

И.В. Гаркуша, Д.В. Иванов, А.А. Тулебаева, А.Ю. Фролова акцентируют внимание на изучение взаимосвязи акцентуации характера и подростковой тревожности, агрессии и самооценки. Н.А. Балакирева, К.К. Зацепилина, Н.В. Пулина, М.Г. Сидельцева, определяют направления работы с подростками с акцентуацией характера [1; 2; 4; 6].

Исходя из вышесказанного, следует, что в последние годы в научных публикациях все чаще поднимаются вопросы по изучению акцентуации характера подростков и ее взаимосвязи с тревожностью, агрессивностью и сниженной самооценкой, а также по разработке методики работы с рассматриваемой группой подростков.

Таким образом, тотальность патологических черт характера выступает в подростковом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный какой-либо акцентуацией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной. Акцентуации характера могут лежать в основе формирования девиантного поведения у детей и подростков (правонарушения, аддикции, суициды и др.). Указанное обстоятельство свидетельствует о необходимо разработки эффективных программ оказания помощи подросткам с акцентуациями характера, а также организации профилактических работ по предупреждению акцентуации у подростков.

Список литературы:

Балакирева Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с акцентуацией характера в условиях общеобразовательной школы // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-9. С. 244-267.

Зацепилина К.К. Акцентуация характера. Методы работы с акцентуированными подростками // Перспективные направления научных исследований. 2018. С. 60-62.

Коршунова К.А. Акцентуации характера у подростков и последствия, связанные с ними // Научные открытия в эпоху глобализации. 2016. С. 212-214.

Сидельцева М.Г. Особенности организации психолого-педагогического сопровождения подростков, имеющих акцентуации характера // Интерактивное образование. 2018. № 1. С. 61-63.

Тимофеева И.Н. Акцентуации характера у подростков // Перспективы развития науки и образования. 2016. С. 62-66.

Тулебаева А.А. К вопросу о взаимосвязи акцентуации характера и уровня школьной тревожности у подростков // Наука третьего тысячелетия. 2016. С. 137-140.

Просмотров работы: 82