На сегодняшний день актуальной и глобальной проблемой человечества является безработица. Это связано с тем, что население растет, цены на товары поднимаются, а заработная плата остается на прежнем уровне. В связи с этим, люди с низкооплачиваемой работой вынуждены заниматься чем-то другим, так как их непосильный тяжелый труд не соответствует оплате их труда. Официальный уровень безработицы в России, по состоянию на 01 января 2019 года, по данным «Росстат» составил 4,9 % экономически активного населения [1]. Такой низкий уровень официальной безработицы объясняется тем, что центры занятости населения автоматически снимают с учёта всех безработных, которые 2 раза подряд отказались от предлагаемой им работы. А предлагают в центре занятости, как правило, вакансии с минимальным размером зарплаты.
Безработица – это явление, при котором население страны готово и способно трудится по найму за заработную плату, но не может найти работу. Как известно, существуют следующие виды безработицы: фрикционная, структурная, институциональная, циклическая, сезонная. Разные типы безработицы обусловлены разными причинами, поэтому для их ликвидации государство использует такие меры как:
Создание и стимулирование создания новых рабочих мест, в первую очередь на малых и средних предприятиях.
Предоставление рабочих мест по отдельным взятым группам (молодежь и инвалиды).
Создание условий для повышения работниками своей квалификации.
Проводится переквалификация безработных.
Социальное страхование безработных.
Финансирование на различные виды пособий по безработице.
Создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса и др. [2].
Решением проблем трудоустройства граждан Российской Федерации занимается служба занятости населения. Это функционирующая система, которая реагирует на запросы рынка труда и оказывает помощь безработным, незанятым гражданам, влияющая на социально-экономическое развитие.
Основными получателями пособий по безработице являются лица, которым трудно самостоятельно найти работу, которые имеют небольшой трудовой стаж и низкую квалификацию. Ситуация на рынке труда Ставропольского края в 2016 году характеризовалась снижением численности безработных граждан, уровня регистрируемой безработицы и напряженности на рынке труда, увеличением количества вакансий, заявленных работодателями края в банк данных. Уровень регистрируемой безработицы на 31 декабря 2016 года в крае составил 1,0 % (в 2015 году – 1,1%), уровень регистрируемой безработицы по Российской Федерации на конец 2016 года составил 1,2%. По сравнению с началом 2016 года коэффициент напряженности на рынке труда уменьшился в 1,6 раза и на конец года составил 0,7 незанятых граждан на одну заявленную вакансию (в 2015 году – 1,1), коэффициент напряженности на рынке труда по Российской Федерации в 2016 году составил 0,9 незанятых на 1 вакансию. На конец года на учете в учреждениях занятости населения края состояло 14,4 тыс. безработных граждан, это на 1,2 тыс. человек меньше, чем в 2015 году. Краевой банк вакансий на 31 декабря 2016 года составил 22,2 тыс. свободных рабочих мест, что на 7,1 тыс. вакансий больше, чем в 2015 году. В краевом банке данных в 2016 году работодателями края заявлено более 165 тыс. вакансий, в 2015 году было заявлено 104,8 тыс. вакансий.
Динамика уровня безработицы населения в 2015-2016 г. представлена на рисунке 1 [3].
Рисунок 1. – Уровень безработицы населения в возрасте 15-72 лет по методологии МОТ (в % к численности рабочей силы).
Динамика уровня безработицы населения в 2017-2018 г. представлена на рисунке 2 [3].
Рисунок 2 –Уровень безработицы населения в возрасте 15-72 лет по методологии МОТ (в % к численности рабочей силы).
Из данных рисунков 1-2 можно сделать два вывода: во-первых, большое количество людей нуждаются в работе; во-вторых, уровень безработицы изменяется.
Если вовремя не решить данный вопрос, начнется снижение доходов, ухудшение динамики роста интереса населения к труду, снижения ВВП.
Очевидно, что решить проблему безработицы можно путем увеличения заработной платы и количества рабочих мест. Также необходимо давать шанс молодым специалистам в обязательном порядке, так как молодое поколение более информационно подготовлено. Чтобы дать им этот шанс нужно строить больше предприятий, тем самым увеличивая количество рабочих мест. Развитие малого бизнеса – это еще одно решение проблемы. Быстрота переориентации производства на другие товары или услуги, удовлетворение потребностей регионального рынка – все это позволяет малым предприятиям оперативно решать вопросы трудоустройства населения.
Список литературы:
Официальный сайт федеральной службы по труду и занятости. – URL: rostrud.ru.
Карпушин Е.С., Родионова И.С. Типы экономических систем и их влияние на социально-экономическое благосостояние общества // Экономика. Бизнес. Право. – 2016. – № 3-4. – С. 31-36.
Официальный сайт федеральной службы государственной статистики. –URL:http://www.gks.ru/