Проблема мотивации является вечной проблемой психологии и философии. Начиная с восемнадцатого века, разные ученые активно интересуются данным понятием. Первый кто ввел термин «мотивация» был немецкий философ А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины». Он считал, что мотивация – это побуждение к действию через мотив.
Известный америк анский ученый, псих олог Уильям Глассер, рассматривал мотив ацию, как гла вный компонент успе шной деятельности. Он гово рил, что «Если студ енту удастся доби ться успеха в универ ситете, то у не го есть все ша нсы на ус пех в жиз ни».
Современные уче ные, а име нно:А.С Белкин., В.А Сластенин, пони мали мотивацию, как совоку пность мотивов. «Ученик то гда тянется к знан иям, когда переж ивает потребность в уче нии, когда им дви жут здоровые мот ивы и инте рес, подкрепленные успе хом». [1]
Выделяют следующие виды мотивации:
Экстринсивная мотивация – это мотивация, которая на прямую не связанна с определенной деятельностью, но обусловлена окруженными ее обстоятельствами.
Интринсивная мотивация – это мотивация, которая связана не с внешними обстоятельствами, а напрямую с содержанием деятельности.
Индивидуальная мотивация – это мотивация, которая поддерживает гомеостаз в организме человека, а именно: Голод, жажду, боль, температуру и т.д.
Групповая мотивация – это мотивация, которая понимается, как забота о потомстве, поиск жилища в групповой иерархии, социальное обеспечение.
Положительная и Отрицательная мотивация – это мотивация, основана на положительных и отрицательных стимулах человека
Учебно-познавательная моти вация – это мотив ация, связанная с содер жанием учебной деятел ьности и проц ессом ее выпол нения. [2]
Каждая мотивация влияет на студента по-разному. Например, учебно-познавательная мотивация, хорошо подходит для адаптации студентов к учебной деятельности. Каждому ребенку, закончившему среднюю школу, предстоит испытание – это адаптация к высшему учебному заведению. Весь этот процесс сопровождается изменением психики человека, его ломкой привычного образа жизни, жизненных представлений, потребностей, стимулов и мотивов. Отсюда можно сказать, что именно мотивация формирует стимул у человека на успех, как в учебной деятельности, так и в личностных особенностях.
Необходимо определить тип мотивации у студентов, чтобы понять, как она влияет на учебную деятельность. Для этого было проведено исследование на ба зе Ставропольского Государс твенного Медицинского универ ситета. В исследовании участвовали студ енты 1 ку рса направления «Клини ческая психология» и 4 ку рса специальности «Леч ебное дело».
В экспер именте участвовало 50 студ ентов в возр асте от 18 до 22 лет и од ин из них 29 ле т, специальности «Клини ческая психология» – 25 студ ентов и «Леч ебное дело» – 25 студе нтов.
Пер вая методика – «Диагн остика групповой мотив ации» (И.Д. Лада нов).
Студентам предос тавляют тест, содер жащий 25 положи тельных и отрица тельных вопросов, кот орые позволяют оце нить уровень груп повой мотивации. В исслед овании студентов про сят внимательно оце нить факторы и выб рать соответствующий ба лл, который характ еризует состояние моти вации в гру ппе, членом кот орой вы являе тесь. Результаты исследования представлен в таблице №1.
Таблица №1
Исследование «Груп повой мотивации» И.Д Лада нова, было пров едено не тол ько на студ ентах 1 кур са, данная мето дика, также бы ла проведена на студ ентах 4 ку рса специальность «Леч ебное дело», где бы ли выявлены, резул ьтаты, которые предст авлены в табл ице №2
Таблица №2.
Вторая мето дика «Методика для диагн остики учебной мотив ации», (А.А Реан, В.А Яку нин, Н. Ц Бадма евой). Методика предст авлена в ви де опросника, в котором 16 утверж дений, с добав лением утверждений характе ризующих мотивы и уче ния, разработанные В.Г Леонт ьевым и Н. Ц. Бадмаевой в резул ьтате опроса студе нтов. Это коммуник ативные, профессиональные, учебно-позн авательные, широкие социа льные мотивы, а та кже мотивы творч еской самореализации, избе гания неудачи и прес тижа.
Студентам предос тавляют тест, содер жащий 34 вопр оса, которые позв оляют оценить уро вень личностной мотив ации. Обработка и интерпретация данных проводиться по семи шкалам:
Шкала 1. Коммуни кативные мотивы: 7, 10, 14, 32.
Шкала 2. Мот ивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.
Шкала 3. Мот ивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.
Шкала 4. Професси ональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.
Шкала 5. Мот ивы творческой самореа лизации: 27, 28.
Шкала 6. Учебно-поз навательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.
Шкала 7. Социа льные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.
Результаты исследования представлены в таблице №3.
Таблица №3
Исследование диагн остики учебной моти вации на студ ентах 4курса, предст авлены в таб лице №4
Таблица №4
.
Результаты мето дики №1 «Диагн остика групповой мотив ации» показали, что гру ппа студентов 1 и 4 ку рса мотивированна недост аточно на полу чение положительного резул ьтата. Интерп ретируя данные мето дики №2 «Мет одика для диагн остики учебной мотив ации» (А.А Реан, В.А Яку нин, Н.Ц. Бадма евой), показали, что у студ ентов 1 ку рса на пер вом месте ст оит профессиональная мотив ация, которая вли яет на ус пех в уче бной деятельности. У студ ентов 4 ку рса стоит на пер вом плане не тол ько профессиональная, но и учебно-поз навательная мотивация.
Основываясь на дан ных, можно сде лать вывод, о то м, что дан ные методики, помо гают выявить у студе нтов, уровень их груп повой и лично стной мотивации, кот орые влияют на ус пех в уче бной деятельности.
Таким обра зом, можно сде лать вывод, о то м, что мотивация – это совокупность побуждений, система факторов детерминирующих поведение человека.
Учебная моти вация определяется как час тный вид мотив ации, включенный в опреде ленную деятельность, в дан ном случае – уче бную деятельность. Побуд ителем учебной деятел ьности является сис тема мотивов, орга нично включающая в се бя: познавательные потреб ности; цели; инте ресы; стремления; иде алы; мотивационные устан овки, которые при дают ей акти вный и направ ленный характер, вхо дят в стру ктуру и опред еляют ее содержатель но-смысловые особенности. Назв анная система мот ивов образует уче бную мотивацию, кот орая характеризуется как устойчи востью, так и динамич ностью. [3]
Данное исслед ование показывает, что действ ительно, мотивация вли яет на ус пех в уче бной деятельности студе нтов. Студенты с легк остью обучаются специал ьности, учувствуют в акти вной студенческой жи зни и усп ешно сдают экза мены.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1994. - С.122.
Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. – Н., 1996.
Комусова Н.В. «Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе» - Л., 1993.