Влияние мотивации на учебную деятельность студентов - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Влияние мотивации на учебную деятельность студентов

Бабенко П.А. 1, Медведева Н.И. 1
1Ставропольский Государственный Медицинский Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема мотивации является вечной проблемой психологии и философии. Начиная с восемнадцатого века, разные ученые активно интересуются данным понятием. Первый кто ввел термин «мотивация» был немецкий философ А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины». Он считал, что мотивация – это побуждение к действию через мотив.

Известный американский ученый, психолог Уильям Глассер, рассматривал мотивацию, как главный компонент успешной деятельности. Он говорил, что «Если студенту удастся добиться успеха в университете, то у него есть все шансы на успех в жизни».

Современные ученые, а именно:А.С Белкин., В.А Сластенин, понимали мотивацию, как совокупность мотивов. «Ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом». [1]

Выделяют следующие виды мотивации:

Экстринсивная мотивация – это мотивация, которая на прямую не связанна с определенной деятельностью, но обусловлена окруженными ее обстоятельствами.

Интринсивная мотивация – это мотивация, которая связана не с внешними обстоятельствами, а напрямую с содержанием деятельности.

Индивидуальная мотивация – это мотивация, которая поддерживает гомеостаз в организме человека, а именно: Голод, жажду, боль, температуру и т.д.

Групповая мотивация – это мотивация, которая понимается, как забота о потомстве, поиск жилища в групповой иерархии, социальное обеспечение.

Положительная и Отрицательная мотивация – это мотивация, основана на положительных и отрицательных стимулах человека

Учебно-познавательная мотивация – это мотивация, связанная с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. [2]

Каждая мотивация влияет на студента по-разному. Например, учебно-познавательная мотивация, хорошо подходит для адаптации студентов к учебной деятельности. Каждому ребенку, закончившему среднюю школу, предстоит испытание – это адаптация к высшему учебному заведению. Весь этот процесс сопровождается изменением психики человека, его ломкой привычного образа жизни, жизненных представлений, потребностей, стимулов и мотивов. Отсюда можно сказать, что именно мотивация формирует стимул у человека на успех, как в учебной деятельности, так и в личностных особенностях.

Необходимо определить тип мотивации у студентов, чтобы понять, как она влияет на учебную деятельность. Для этого было проведено исследование на базе Ставропольского Государственного Медицинского университета. В исследовании участвовали студенты 1 курса направления «Клиническая психология» и 4 курса специальности «Лечебное дело».

В эксперименте участвовало 50 студентов в возрасте от 18 до 22 лет и один из них 29 лет, специальности «Клиническая психология» – 25 студентов и «Лечебное дело» – 25 студентов.

Первая методика – «Диагностика групповой мотивации» (И.Д. Ладанов).

Студентам предоставляют тест, содержащий 25 положительных и отрицательных вопросов, которые позволяют оценить уровень групповой мотивации. В исследовании студентов просят внимательно оценить факторы и выбрать соответствующий балл, который характеризует состояние мотивации в группе, членом которой вы являетесь. Результаты исследования представлен в таблице №1.

Таблица №1

Исследование «Групповой мотивации» И.Д Ладанова, было проведено не только на студентах 1 курса, данная методика, также была проведена на студентах 4 курса специальность «Лечебное дело», где были выявлены, результаты, которые представлены в таблице №2

Таблица №2.

Вторая методика «Методика для диагностики учебной мотивации», (А.А Реан, В.А Якунин, Н. Ц Бадмаевой). Методика представлена в виде опросника, в котором 16 утверждений, с добавлением утверждений характеризующих мотивы и учения, разработанные В.Г Леонтьевым и Н.Ц. Бадмаевой в результате опроса студентов. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.

Студентам предоставляют тест, содержащий 34 вопроса, которые позволяют оценить уровень личностной мотивации. Обработка и интерпретация данных проводиться по семи шкалам:

Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.

Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.

Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.

Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.

Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.

Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.

Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.

Результаты исследования представлены в таблице №3.

Таблица №3

Исследование диагностики учебной мотивации на студентах 4курса, представлены в таблице №4

Таблица №4

.

Результаты методики №1 «Диагностика групповой мотивации» показали, что группа студентов 1 и 4 курса мотивированна недостаточно на получение положительного результата. Интерпретируя данные методики №2 «Методика для диагностики учебной мотивации» (А.А Реан, В.А Якунин, Н.Ц. Бадмаевой), показали, что у студентов 1 курса на первом месте стоит профессиональная мотивация, которая влияет на успех в учебной деятельности. У студентов 4 курса стоит на первом плане не только профессиональная, но и учебно-познавательная мотивация.

Основываясь на данных, можно сделать вывод, о том, что данные методики, помогают выявить у студентов, уровень их групповой и личностной мотивации, которые влияют на успех в учебной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что мотивация – это совокупность побуждений, система факторов детерминирующих поведение человека.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае – учебную деятельность. Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя: познавательные потребности; цели; интересы; стремления; идеалы; мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности. Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью. [3]

Данное исследование показывает, что действительно, мотивация влияет на успех в учебной деятельности студентов. Студенты с легкостью обучаются специальности, учувствуют в активной студенческой жизни и успешно сдают экзамены.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1994. - С.122.

Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. – Н., 1996.

Комусова Н.В. «Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе» - Л., 1993.

Просмотров работы: 14